Серия книг, которую Холидей начал в 2021 году, посвящена четырем добродетелям, описанным древними стоиками. Одна книга – одна добродетель. Мужество, умеренность и вот – справедливость… Каждая добродетель очень важна. И каждая сама по себе бессмысленна.
Мужество[1] без справедливости оборачивается жестокостью. Умеренность без справедливости перестает быть собой, ведь только понимание своих и чужих границ делает нас справедливыми.
Что приходит на ум, когда звучит слово «справедливость»? Моменты, когда нас незаслуженно обидели? Очень часто. Моменты, когда мы сами обижали кого-то? Куда реже: не слишком приятно о них думать. Еще мы вспоминаем о полиции и судах – разве не на них лежит ответственность за справедливый миропорядок?
Да, но… В истории достаточно примеров, когда полиция и суды преследовали людей, отстаивающих подлинную справедливость. Махатма Ганди мог бы многое рассказать по этому поводу. Или Уильям Ллойд Гаррисон, основатель «Американского антирабовладельческого общества». Этих людей преследовали или держали в тюрьме. Кто же отстаивал справедливость – Ганди или колониальные власти Индии? Справедливый миропорядок начинается с каждого из нас. Это импульс, решение действовать так, а не иначе. Или целый ряд решений, потому что справедливость – это «то, что мы делаем, а не то, что получаем», говорит Холидей. Осознать этот импульс бывает непросто: месть тоже маскируется под справедливость.
Эта книга – про настоящую цену справедливости. И про то, как воспитать это чувство в себе.
В книге три части. В каждой около десятка советов. Некоторые покажутся очевидными, некоторые слишком перфекционистскими. Но не оценивайте меру их выполнимости. Просто примите и старайтесь придерживаться день за днем. И, возможно, вы скоро почувствуете, что становитесь другим человеком.
Будьте хозяином своему слову
Марк Атилий Регул был одним из самых доблестных полководцев своего времени. На дворе стоял III век до н. э., Рим и Карфаген спорили друг с другом, кто будет управлять всем Средиземноморьем. Марку Регулу предстояло сказать в этом споре свое веское слово – с помощью меча. Увы, его поход в Африку против Карфагена закончился полным разгромом войска. Марк Регул попал в плен.
Заточение растянулось на годы, пока карфагеняне не решили устроить с римлянами переговоры. Для этого они отпустили Марка Регула в Рим – под его честное слово. Итак, бывший консул обрел полную свободу, оказавшись за пределами Карфагена. Он вернулся на родину и стал всячески убеждать соотечественников, что никакие переговоры с Карфагеном недопустимы. А потом… вернулся в Африку – как и было условлено.
Что же дальше? Его пытали, а потом казнили.
В конце концов Рим победил Карфаген. Марк Регул об этом уже не узнал. Однако римляне, больше всего ценившие твердость духа, передавали память о Марке Регуле из поколения в поколение.
Мы даем большие и мелкие обещания ежедневно – семье, коллегам, друзьям. И самим себе. Это не вопрос жизни и смерти. Но когда мы позволяем себе слабости и поблажки, наша жизнь становится хуже. Наши отношения слабеют. Это похоже на вялотекущую болезнь. Звучит так себе, верно?
Множество пособий по саморазвитию учат гибкости и адаптивности. Эти качества полезны, но лишь до какого-то предела. Кстати, и в бизнесе они уместны далеко не всегда. Скажем, легендарный инвестор Уоррен Баффет давным-давно взял за правило не торговаться при покупке чьих-то активов. Потенциальные продавцы имеют всего один шанс. И если Баффет считает цену неадекватной, второй встречи не будет.
Чем хороши клятвы? Тем, что вы не передумываете каждый раз, тратя на это нервы (это не метафора, а научный факт, на языке психологов – «усталость от принятия решений»). Кроме того, вы просто демонстрируете другим, что вы за человек, – так, чтобы и им не пришлось впоследствии менять свое мнение о вас.
Будьте на стороне правды
Доктор Ли Вэньлян узнал о новой опасной инфекции еще в начале декабря 2019 года. Он сразу сообщил об этом в чате другим медикам, призвав их к бдительности. Однако это сообщение не вышло за пределы узкого круга: власти КНР сразу предупредили доктора Ли, чтобы не распускал панические слухи. Активные действия по борьбе с ковидом начались лишь 1 января 2020 года. Ли Вэньлян умер 7 февраля, заразившись от пациентов.
Мы полагаем, что живем в прозрачном информационном мире, но правда по-прежнему остается ценным товаром (помните Сноудена?[2]). И иногда ее цена – миллионы жизней.
Да, правдолюбцы зачастую неприятны. Они лишают нас спокойствия. Заставляют принимать какие-то меры. Им всегда неймется. Стоит признать, что правдолюбие легко превращается в правдобесие. Зачем, к примеру, говорить правду о недостатках человека, если при этом никак не собираешься способствовать их исправлению?..
Итак, будем правдивы, но и разумны.
Не отказывайтесь от ответственности
Еще один прекраснодушный совет? Разумеется, мы взрослые люди и знаем, что ответственны за близких, за свои действия… Но не все так просто. Люди редко задумываются о том, ответственны ли они перед самими собой.
▶ У нас есть тело – заботились ли мы о нем сегодня: что ели, достаточно ли двигались?
▶ У нас есть время – не было ли оно потрачено на ерунду?
▶ У нас есть дела, требующие решения, – взялись ли мы за них или ждем, пока кто-то решит проблемы за нас?
▶ У нас есть способности – делаем ли мы что-то для их воплощения или, как герой библейской притчи, закапываем талант в землю?
Вот где начинается ответственность. Вот где начинается справедливость.
Уважайте свою работу
Есть героические профессии, есть вполне рядовые. Кто-то работает в сумасшедшем ритме врача-реаниматолога, кто-то неторопливо перебирает листы финансовой отчетности. Результаты нашей работы часто не зрелищны, а порой отложены во времени.
Однако здесь работает накопительный эффект. День за днем мы делаем жизнь своих клиентов, подчиненных, учеников лучше или…
И это тоже разговор про ответственность.
Выйдите из серой зоны
В конце марта 1859 года будущий президент США Улисс Грант совершил поступок, вызвавший глубокое недоумение у большей части его окружения, включая жену. Он объявил свободным своего раба Уильяма Джонса. Вместо того чтобы продать того за $1000. Между прочим, неплохая сумма по тем временам.
Положило ли это конец рабству в Америке, где на тот момент насчитывалось четыре миллиона рабов, включая детей? Нет. Но это положило конец рабству в душе самого Гранта.
Мы знаем, что отцы-основатели США были рабовладельцами. Это не мешало им принимать хорошие законы. И долгое время никому не приходило в голову осуждать их за использование рабского труда. Можно всю жизнь прожить в серой зоне морали и даже не задумываться об этом.