Вначале стоит отметить, что одно из крупнейших исторических событий ХХ века – крушение СССР – всего за 25 лет почти погрузилось во мрак забвения. Его почти не вспоминают, разве что под годовщину событий августа 1991 года, и не пытаются понять и разобраться, что это такое было. В России множество людей испытывают сильную ностальгию по советскому прошлому, которое кажется им лучше и добрее, чем современная действительность. Но их не интересует, как так получилось, что Советский Союз, великий и могучий, взял и исчез.
Меня же этот вопрос всегда интересовал, и я ему посвятил немало внимания. Тому были личные причины. Мне хотелось узнать, что стало со страной, в которой я родился и провел свое дошкольное детство. Впоследствии я стал интересоваться этим вопросом с научной точки зрения, и стал рассматривать крушение СССР как интеллектуальный вызов. Этот странный феномен молниеносного краха одного из самых сильных и мощных стран нужно объяснить. Для того, чтобы объяснить, требовалось разработать гипотезу, учитывающую множество факторов исторического существования большой и сложной социально-политической системы. Сначала для меня этот вопрос был загадкой. Однако, постепенно набрав опыта в анализе и объяснении более частных случаев, когда социально-политические системы приходили к краху и поражению, я снова решил вернуться к теме крушения СССР и обобщить свои размышления и наблюдения на эту тему в некоторой гипотезе.
Помимо самого факта распада СССР, есть ведь еще последствия этого события. На обломках большой страны возникли новые государства и новые общества, в том числе и Российская Федерация. Этим обществам было присуще такое своеобразие, что их долгое время именовали постсоветскими. Только в последние лет десять этот термин почти вышел из употребления. Это своеобразие как-то изучалось, но почти никогда не рассматривалось в контексте распада СССР и причин, вызвавших столь грандиозный политический катаклизм. Я нигде не видел, чтобы об этом вообще задумывались. Если некоторые причины смогли свалить огромную страну без войны, то, вне всякого сомнения, они же определяющим образом повлияют и на те страны и общества, которые возникли на месте СССР. Причины столь большой силы, которые без преувеличения можно назвать историческими, не могут перестать действовать одномоментно, по щелчку пальцев.
Потом, обратите внимание на удивительнейший феномен. В августе 1991 года советскую власть и КПСС практически никто не защищал. Это при том, что десятки миллионов людей были тесно связаны с этой властью и этой партией, получили от нее все, и должны были выступить на защиту. Что именно, какие причины так повлияли на эти десятки миллионов людей, взрослых, дееспособных и отдававших себе отчет в своих действиях? И эти же самые люди, через несколько недель, а то и через несколько дней после августовских событий с увлечением принялись строить суверенную демократическую Россию и рыночную капиталистическую экономику, то есть то, против чего боролись совсем недавно.
Столь странное политическое поведение массы людей – это интересная загадка, это серьезная проблема, которая требовала изучения и детального рассмотрения. Но вот ведь парадокс. Вопрос о причинах и приводах краха СССР, а также о поведении людей и их мотивах в ходе этого процесса, оказался очень быстро отставлен в сторону, причем как в России, так и в западных странах. Я думаю, что его очень не хотели обсуждать и вообще затрагивать эту тему.
Между тем, именно вопрос о причинах советского краха позволяет понять сущность появившегося в России после распада СССР постсоветского общественного и политического строя, в том числе и путинской России, понять его устройство и основные принципы, и даже попытаться спрогнозировать его будущее. То есть, он имеет не только научное, но и прикладное, политическое значение.
Объяснение причин и последствий крушения СССР затрагивает столь много факторов и аспектов, что для детального рассмотрения процесса потребовалось бы написать многотомное сочинение. Я же ограничен во времени и средствах, и потому сформулирую свою гипотезу в самых основных чертах и самым кратким образом. Я считаю необходимым хотя бы записать эти свои мысли в сколько-нибудь систематизированном виде. Возможно, в будущем появится возможность продолжить разработку темы дальше, или же мои мысли пригодятся кому-то другому.
Примечание грамматического характера. В советской литературе было принято писать "Советская власть", тогда как в настоящей работе принято другое написание: "советская власть". Первый вариант обозначал реально существовавшее политическое явление, единственное в своем роде. Второй вариант, принятый мной, обозначает тип политической власти и политической власти, в ряду других типов, в сугубо теоретическом смысле.
Что произошло в августе 1991 года? Произошло, если говорить кратко и по существу, предательство. Все многочисленные члены КПСС, комсомола, различных советских и общественных организаций, солдаты и офицеры Советской армии, и так далее, и так далее, дружно нарушили все свои клятвы и присяги, фактически ничего не сделав для спасения советской власти и КПСС.
Коммунистические организации располагали летом 1991 года колоссальными людскими ресурсами. КПСС – около 20 млн. членов, ВЛКСМ – около 32 млн. членов, суммарно более 50 млн. человек, не считая других организаций, вроде профсоюзов. В рядах Советской армии находилось 4,5 млн. солдат и офицеров, которые в значительной своей части были коммунистами и комсомольцами, и ими руководили профессиональные политработники. Можно было бы сказать и о чекистах, но они теряются в этой многомиллионной массе организованных и отчасти вооруженных сторонников советской власти и коммунизма. Вся власть и вся повседневная жизнь держались на этих людях, поскольку почти все руководящие работники, даже низового звена, как правило, были членами КПСС.
Советской власти и партии ничего не должно было угрожать. Но в действительности, эти могущественные организации исчезли феноменально быстро. Деятельность КПСС была приостановлена уже 23 августа 1991 года, а 6 ноября 1991 года она была запрещена указом президента РСФСР Б.Н. Ельцина. ВЛКСМ был распущен в сентябре 1991 года на спешно созванном съезде. И никто не вышел на их защиту. Хотя небольшой части коммунистов или комсомольцев вполне хватило бы, чтобы никто не смог воспрепятствовать работе партийных или комсомольских организаций, не то, чтобы закрыть их и опечатать их помещения.
Советская армия тоже должна была защитить свое государство. Однако, министр обороны СССР, Маршал Советского Союза С.Ф. Ахромеев, который должен был определить позицию армии и дать ей необходимые указания. Из его личного письма президенту СССР М.С. Горбачеву известно, что Ахромеев с 1990 года считал, что стране угрожает гибель и расчленение. Маршал, имея в распоряжении огромную и прекрасно вооруженную армию, хотел об этой угрозе "громко заявить". Не подавить, не уничтожить в корне, а "заявить". Это Ахромееву не удалось, и он повесился в своем кабинете вечером 24 августа 1991 года.