Наталия Черных - Приходские повести: рассказы о духовной жизни

Приходские повести: рассказы о духовной жизни
Название: Приходские повести: рассказы о духовной жизни
Автор:
Жанры: Религиозные тексты | Христианство
Серия: Религия. Рассказы о духовной жизни
ISBN: Нет данных
Год: 2016
О чем книга "Приходские повести: рассказы о духовной жизни"

Эта книга – о том удивительном святом, что есть в душе каждого человека. В пространстве нашей веры рождается что-то такое особое, что тянет нас к Богу. Проникновенные повести и рассказы в новой книге автора «Океана веры», «Сокровищ святых» и «Острова любви» о людях, которых объединила в их непростой повседневной жизни православная вера. Книга допущена к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви.

Бесплатно читать онлайн Приходские повести: рассказы о духовной жизни


Допущено к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви ИС 14-323-2861

Оформление переплета Павла Ильина

© Черных Н.Б., текст, 2015

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2015

Вместо предисловия

Повести составляют единый цикл. Сюжеты пересекаются; появляются одни и те же персонажи (отец Игнатий, прихожанин Мыкалка и др.). Старалась написать о вчерашнем – и о настоящем. Сквозь настоящее – о вечном. Среди сюжетов есть похожие на мелодраму, мемуар или приключенческую повесть. Но ни детективом, ни мелодрамой, ни воспоминаниями названные повести не являются.

Можно было бы сказать, что повести мои – о Божественной Неслучайности.

Со времени появления первой повести – «Великая Суббота» – прошло 12 лет. Сюжеты приходили сами, из жизни, и я их записывала, как ведут дневник. Но проза преображает: даже самое точное сухое описание будет выглядеть приукрашенным. У всех персонажей рассказов и повестей есть прототипы. Кроткие мамины дочки, смелые мамины дочки, решительные доходяжки, чья юность связана с неформалами. Мальчики и мужчины, одинокие и семейные, пришедшие в храм, как ныряют в холодную воду. Бывшие советские труженицы, ставшие церковными старостами. Старухи, старики, монахи и монахини. Все узнаваемы для церковного человека. У каждого есть знакомые, хотя бы отчасти похожие на этих персонажей.

Что же касается церковной среды и ее олицетворения – Ново-Алексеевского подворья – во времени все это действительно не очень далеко от современности. Получается, что читатель увидит совсем недавнее прошлое – девяностые, начало двухтысячных. Тем сильнее контраст с настоящим. Ученые говорят, что кратковременная память более слепа, чем долговременная. Но дело не в ученых – мне все же удалось передать лучи великолепного заката.

Мелкая Сошка (Рассказ)


Старинная православная церковь. Автор фото неизвестен.


Из фотографий С.М. Прокудина-Горского. Кирилло-Белозерский монастырь. 1909. Реставрация В. Ратникова.


В Царствии Небесном, говорила Сонина мама, в Царствии Небесном… Должно быть, знает мама, что есть в Царствии Небесном, хотя Сошке не рассказывает. А что мама – в Царствии Небесном, Сошке сомневаться нельзя, голову повредишь. Вот и сказка, оставшаяся от мамы.

Жила-была в городе Москве Соня Гончарова, бывшая студентка педагогического института, когда-то отличница, добрая душа и незаметная всем помощница.

Отца своего Соня помнит плохо. Воспоминания о нем кажутся будто подкрашенными, лубочными. Мол, с папой лучше было. Однако надобно было учиться жить и без папы. От папы Соне Гончаровой осталось только прозвище: Мелкая Сошка.

Была у Сони мама, Екатерина Николаевна, простая душа и отчаянная путешественница. Почти странница. Екатерина Николаевна побывала, еще в восьмидесятых годах, кажется, во всех святых местах России, или Союза. И много рассказов Соне оттуда привозила. Маслице освященное – тоже привозила.


Видение Небесного Иерусалима Иоанном Богословом. Анжерский апокалипсис. Гобелен XIV в. Фото Kimon Berlin.

Должно быть, знает мама, что есть в Царствии Небесном, хотя Сошке не рассказывает…


Сонино воспоминание о маме всегда подернуто удивлением и даже испугом. Будто чужого, нечаянного человека вспоминает. Вот, мама вернулась из очередного странствия. Вся вымазана йодом, даже волосы стали луково-рыжие. Вернулась из одного поволжского монастыря. По дороге домой мама заехала еще в один «монастырь», к некой «благодатной целительнице», которая «люголем лечит». Потому и волосы рыжие, от люголя.

Соня хлопочет: мама вернулась! Готовит вкусную яичницу с лучком, сыром и помидорами. А мама, огромные черные ручищи, ломает полкаравая ржаного хлеба и ест, улыбаясь. Не дождалась яичницы. Молилась Екатерина Николаевна всегда как-то врозь с Соней, будто Соня иной веры. Соня поначалу просила маму помолиться вместе с нею, а потом перестала. То, что Соня готовила, мама ела редко, что называется, в охотку.

Но зато, когда Екатерина Николаевна готовила суп (картофельные вареники, клецки, гречка, рис, мороженая капуста, лук поджаренный), то из кухни подолгу не выходила. Ноги уже старые, усталые. Чай Екатерина Николаевна могла пить хоть до полуночи и еще ночью вставать, доедать с вечера оставленную пищу. Как-то зимой, по возвращении из очередного монастыря, Екатерина Николаевна заболела воспалением легких. Не сразу сообразила, что заболела. Потом лечиться пришлось сильными антибиотиками. Почти весь Великий Пост Екатерина Николаевна кушала жирное мясо: нутро сожгла антибиотиками. Соня не сразу догадалась покупать маме оливковое масло и наливать его в небольшую бутылочку, чтобы мама всегда ее с собою носила. Перед тем, как таблетку выпить – глоток оливкового маслица. Масло дорогое, но и бутылка большая. Надолго хватить должно.

Когда Екатерина Николаевна заболела совсем, Соня от огорчения тоже заболела. И решилась пойти на Бежское подворье, к отцу Анатолию Калинину. Хоть записаться на прием. Однако, едва Соню записали на прием, отворилась нараспашку огромная дверь. Чуть не сбила с ног. Почти квадратная дверь, с фигурными петлями. Слева от секретаря. Дверь распахнулась, и вышел сам отец Анатолий. За ним поспешно следовал худосочный очкарик-монах. За ними – какие-то миряне, видимо, засыпавшие отца Анатолия вопросами. Соня потрусила за отцом Анатолием, пристроившись в хвост, и очень скоро смогла подойти поближе. Миряне ушли, и Соня, наконец, спросила:

– Отец Анатолий! То и то. Что такое, не пойму.

Невысокого роста, в старенькой ряске, отец Анатолий остановился и почти рявкнул:

– А вы-то где были? Уж сколько лет прошло…

Сошка оторопела: совершенно не представляла, что она может на маму повлиять. А с ней так серьезно разговаривают, будто она обладает сильной волей и живет в достатке.

Отец Анатолий добавил, глядя почти беспомощно, сквозь очочки:

– Помолимся, что ли.

Худосочный монашек, увидев, что Соня готова заплакать, бочком пододвинулся к ней и залепетал, будто колыбельную:

– Вы не плачьте, Господь не отдаст, Господь поможет…

Соня согласно кивнула, потому что слезы уже текли с носа. Да, поможет, конечно, поможет! Говорить не могла. И вдруг – от души поклонилась отцу Анатолию, и монаху – тоже.

И отец Анатолий в ответ поклонился, чуть-чуть.

В назначенный для приема день Сошка не пришла: зачем?

Когда Сонина мама умирала, в июле, Соня подошла к отцу Григорию и попросила маму на дому причастить. Отец Григорий осторожно спросил:

– Транспорт сможете обеспечить?

Сошка, грешным делом, думала, что вишневый «Фольксваген», на котором батюшка разъезжает, ему принадлежит. А так… Отец Арсений приехал, за тысячу рублей, в больницу. Понятно: по жаре, в ряске, с Дарами, постхристианское общество. Только вот у Сошки мама одна. Господь маму не оставит, и Сошку – тоже. Так лучше думать, а люди очень разные. Говорят: терпи, потому что велел… Ишь какая, Сошка, захотела спокойно жить…


С этой книгой читают
Эта первая в своем роде книга – песнь восхищения и благодарности верующим женщинам, которые были с Церковью во все периоды священной истории. Тяготы и лишения, потрясающие примеры верности, женственности и нравственной чистоты библейских героинь, подвижниц и святых, монахинь и простых женщин – всех, кто ежедневно совершает великий подвиг. Подвиг женского служения – как нежная мама, как любящая и верная жена, как замечательная сестра, как почтител
В своей новой книге известнейший православный писатель, публицист и миссионер протоиерей Андрей Ткачев рассказывает о простых правилах жизни на материале избранных проповедей, бесед на радио и ответов на многочисленные вопросы верующих, задаваемые в храмах после богослужений, в радиоэфирах, на встречах с читателями. Это первое издание, в котором отец Андрей охватывает такой широчайший спектр актуальнейших и злободневных тем современной жизни в пе
Ткань историй, собранных в этой книге, сплетена из невыдуманных рассказов тех, кто призван и избран Богом на высокое жертвенное служение Церкви, – архиереев, священников, монахов, людей самых разных, часто трагических судеб. В повестях «Джвари», «Призванные, избранные и верные», рассказах и очерках нам приоткрывается жизнь возрождающихся из руин монастырей Грузии, русских священников на нашей земле и в изгнании, «иноверцев», открывающих для себя
Эта книга рассказывает о чудесных случаях с православными христианами и ярких моментах из житий святых. Здесь собрано множество увлекательных историй, рассказанных священниками и мирянами. Эти истории публиковались в дореволюционных журналах и сборниках и помогут современному читателю лучше узнать мир царской православной России, а также прикоснуться к духовному опыту первых святых, к истории христианства в Римской империи. Среди героев этой книг
«Это была недолгая и страстная любовь. Черкизон возник внезапно, долгожданным возлюбленным, а ушел тихо, а я почти не заметила, как он ушел…» Книга «Неоконченная хроника перемещений одежды» формально – о вещах, признаках благополучной жизни. Но необычный, дискретный и синкопированный, как рваная мелодия фри-джаза, жесткий и проникновенный роман поэта Наталии Черных позволяет взглянуть на 90-е с неожиданной стороны.
На земле пять океанов. Каждый из них привязан к определенной части света. Но есть шестой океан – океан веры, океан Бога. Его географическое положение – в сердце человека. Книга именно об этом океане. Она, как капля, отражающая океан, распространена во времени и в пространстве. Что думал молодой монах, будущий Патриарх, с нетерпением ожидающий отправки судна в Японию, и что он увидел в Японии? Как девочка Вера из простой семьи стала монахиней Ермо
Во времена гонений, когда число священников сократилось до минимума, именно женщины стали проводниками христианства. Матери, сёстры, помощницы, нянечки, соседки – эти женщины сохраняли, растили и кормили Церковь.Эта книга – о таких женщинах-подвижницах XX века, их судьбах и характерах. Героини рассказов теперь считаются великими старицами и стали объектами всеобщего поклонения. Но когда-то они жили рядом с нами, и именно в этой повседневности, по
Наталия Черных – поэт, эссеист, прозаик, родилась в закрытом городке Челябинск-65, по специальности библиотекарь, училась во Львове и Москве. В начале 1990‐х дебютировала в самиздатском сборнике «Абсолютная жизнь». В 1996 году в издательстве «Арго-Риск» вышел сборник стихотворений «Приют», последующие книги также выходили преимущественно в независимых издательствах. Печаталась в журналах «Новый мир», «Волга», «Воздух» и др. Сотрудничает с популяр
"Энциклопедия веры: Православие по буквам" – это уникальная книга, созданная для того, чтобы помочь читателям в изучении и понимании основ православной веры. В ней собраны разнообразные статьи и материалы, которые охватывают широкий спектр тем, связанных с православным христианством.От А до Я, эта энциклопедия предлагает читателям наглядный и вдохновляющий гид по основным понятиям, обрядам, истории, святым и догмам Православия. Она поможет читате
Предназначение этой книги состоит в том, чтобы помочь вам перейти на новый уровень отношений с Богом – там Он ждёт вас уже давно.Каждый верующий приходит к тому поворотному моменту, когда больше не испытывает удовлетворения от своей духовной жизни и ищет большего. И тогда Святой Дух приглашает его приблизиться к Нему и начать более глубокие взаимоотношения.Если вы хотите жить так, как жил Иисус, хотите познать силу Святого Духа в той мере, в како
Некоторые люди задаются вопросами:Зачем мы живем?Есть ли Бог?Если Бог есть, то почему в мире столько несправедливости?Как найти выход из тяжелой жизненной ситуации?Как стать счастливым?В этой Книге, есть ответы на все эти вопросы и на многие другие.Перед тем как взяться за чтение, искренне обратитесь к Господу, прося наставления и если вы будете искренни, то обязательно будете наставлены.Просите и дано будет вам!
Книга рассматривает основные принципы, механизмы, ступени и закономерности духовного роста. На основании систематического изучения богословия освящения выводится библейски обоснованный подход к душепопечению. Каждая глава содержит множество практических принципов и рекомендаций для успешного применения обсуждаемых принципов в практике христианской жизни. Книга будет полезна для пасторов, душепопечителей и всех, кто хочет возрастать духовно сам и
В Москве еще очень рано. Где-то около шести утра. Очень темно, почти так же, как ночью. На дорогах уже появились машины, которые радуясь отсутствием пробок, несутся по своим делам. В основном это небольшие фургончики – «хлеб», «молоко»… Они везут свой свежий груз в небольшие лавки и огромные гипермаркеты. Появляются и первые прохожие. Они сонно идут по темным тротуарам и внезапно исчезают… в дверях метро.
«Жизнь, которая приснилась» можно было бы назвать повестью о том, как можно проспать свое семейное счастье, заблудившись в тумане алкогольных паров… Однако, не всё так однозначно и просто. В неудавшемся браке виноваты, как правило, оба супруга. И когда нет движения навстречу другу другу, оно превращается в параллельное или вообще – в противоположные стороны. И тогда его уже не спасти. Об этом, и не только, рассказывается в этой повести.
Молодая аристократка Эмма Клиффорд выходит замуж за принца своей страны, однако очень скоро понимает, что с королевским семейством что-то не так. Сможет ли она добиться правды? Захочет ли раскрыть ее подданным? Найдет ли свое счастье? Ведь принц вовсе не тот, за кого себя выдает. Точнее, оба принца…
Новый год, наверное, один из самых романтичных моментов. В нашей истории, которая случилась как раз в канун нового года, аромат влюбленности смешался с воздухом спортивного зала и запахом свежей хвои. Казалось бы, что такого необычного может произойти на совершенно заурядном школьном новогоднем вечере? Ответ до крайности интригует, до боли в ребрах смешит, и до слез из глаз умиляет.