Дверь приоткрылась ровно настолько, чтобы в нее протиснулась тоненькая фигурка следующей кандидатки в менеджеры по туризму. Девушка была одета скромно – белый верх, темный низ – беспроигрышный вариант для мужчины «за сорок». Но не для Руслана Кострова, которого все здесь называли «Олигарх».
– Не модель, – едва заметно вздохнул он и начал проводить уже шестое собеседование за вечер.
Яна работала в его компании недавно, но уже наслушалась от владельца компании разговоров о менеджерах – красавицах, которым клиенты-мужчины отдают деньги просто так, «за красивые глаза». При этом Олигарх не уточнял, какие именно туристические услуги входят в перечень «просто так». Менеджеры его компании «сидели» на минимальном окладе с процентами за проданные туры. Красавиц среди них не было.
Пока Яна размышляла, Олигарх терзал соискательницу вопросами и рассуждениями:
– В каких странах Вы успели побывать? Ни в каких.… Очень жаль. Почему? Учились, работали, родителям помогали? Похвально, конечно. Даже загранпаспорта нет? Как же Вы собираетесь работать в туристической компании?
– Наши клиенты – богатые люди, – Олигарх выдержал паузу, чтобы девушка сообразила, что он и есть один из таких людей. – Они предпочитают работать с менеджерами, которым доверяют. Как Вы сможете убедить их, что Вам можно доверять?
Девушка совсем сникла, понимая, что богатых людей она убедить ни в чем не сможет. Да и видит так близко впервые в жизни.
Яна молчала. Во время предыдущего собеседования Олигарх сделал ей резкое замечание:
– Я сам в состоянии квалифицированно провести интервью. Своими наводящими вопросами Вы помогаете кандидатам, но мешаете мне.
– Хорошо, – Яна обиделась и замолчала. Но молчание не мешало язвить «про себя»:
– Оставь ты девчонку в покое, если не подходит. Своё время пожалей. Да и мне домой пора – на улице совсем темно.
В это время Костров с увлечением рассказывал соискательнице без загранпаспорта о прекрасных дорогих отелях на экзотических островах, где отдыхают клиенты его компании.
– Не молчите, – неожиданно прозвучал его приказ. – Что-то Вы все-таки знаете? Учили или, допустим, читали. «Допустим» было произнесено с сомнением, как будто он не был уверен даже в умении выпускницы туристического вуза читать.
Девушка ответила невпопад:
– Умею, – и снова замолчала. – У меня в дипломе по географии пятерка.
– Отлично, – Костров прикрыл на секунду глаза. Этого было достаточно, чтобы Яна жестом и взглядом подбодрила девушку:
– Давай-давай, не молчи, расскажи что-нибудь.
– Многие мои однокурсницы проходили летом практику в Турции. Работали в отелях. Я хорошо знаю отельную базу Антальи и соседних курортов.
– Да, это интересно, – тон Олигарха говорил обратное. – Турция, – продолжил он, – большая красивая страна с тысячелетней историей. Когда-то на ее территории находилась древняя Византия, и столицей её был Константинополь.
– Кстати, – вдруг перебил он себя, – как называется современная столица Турции?
Яна мысленно поблагодарила Кострова за тактичную возможность закончить мучительное для кандидатки собеседование. Было видно, что ответ девушке известен, и она заранее радуется возможности показать свои знания. Яна уже собралась вслед за ней повторить название города, как вдруг Олигарх опередил их и сам ответил на свой вопрос
– Столица Турции – Стамбул.
…
Соискательница вздрогнула, схватила сумочку и вылетела из кабинета.
– Извините меня, – одновременно обратилась к Олигарху и выбежала вслед за девушкой Яна.
– Не волнуйтесь, я уверена, Вы бы ответили правильно.
– Да, да, спасибо, – не слушая, девушка торопилась уйти.
Вернувшись в кабинет, Яна решительно сказала:
– Вы хотели сказать, что столица Турции – Анкара?
– Уже неважно, что я хотел сказать. Ни одного подходящего кандидата я сегодня не увидел.
– На нашу зарплату подходящих откликов не так много, – Яна явно дерзила в ответ. И дополнила:
– Теперь я не буду указывать в вакансии зарплату, будем на собеседовании решать, какие условия предлагать подходящим кандидатам. Слово «подходящий» она намеренно произнесла несколько раз.
Олигарх никак не реагировал, показывая всем своим видом, что Яной он сегодня недоволен.
– И все-таки Костров покраснел, когда я про Анкару сказала, – думала Яна по дороге домой. – И на этом спасибо.
С тех пор она всегда заранее проверяла, знает ли кандидат в менеджеры по туризму название столицы Турции. Особенно, если собеседование проводилось в присутствии Руслана Кострова.
Сама Яна устраивалась на работу к Олигарху в четыре приема. Первый раз о его турфирме «Мономан» она услышала от знакомой из авиакомпании на туристической выставке. В то время Яна развивала свой проект: консультировала турфирмы, и коллеги из отрасли об этом знали.
– Подошла к нам молодая турфирма. Непонятно откуда взялась. Сходи к ним. В туризме они ничего не понимают, но деньги у них есть, – у подруги Яны из авиакомпании был нюх на выгодные знакомства. Но в «деньги» у новичка в туризме Яна не поверила – желающих серьезно вкладываться в туристический бизнес давно не было. Девушки ещё немного поболтали о турах за полцены, и туристах, которые уходят в интернет, и разошлись, но визитку турфирмы Яна сохранила.
– Позвоню, пообщаюсь, посмотрю, что из этого получится, – решила она.
В это время Роман Русланович – директор компании, о которой шла речь, обживал новое помещении. Турфирму зарегистрировали, помещение арендовали, мебель закупили. Оргтехника на подходе. Осталось, по его мнению, самое простое занятие – нанять менеджеров. Озадачив знакомого рекрутера, Роман Русланович вернулся к хозяйственным заботам. Финансировался «Мономан» исправно и директор с удовольствием занимался закупками товаров и услуг для еще не работающего бизнеса.
Звонок Яны оторвал директора «Мономана» от рассматривания прототипа сайта. Помощник объяснил Роману Руслановичу, кто звонит, не поставив звонок на ожидание. Яна услышала, что директору нравится цвет и шрифт сайта, потом Роман Русланович взял трубку – его не пришлось уговаривать встретиться с Яной-экспертом из отрасли. Но уже по дороге в «Мономан» её энтузиазм уменьшился:
– Турфирма «с деньгами» не могла найти в городе место получше?
Компания находилась в бывшем заводоуправлении на Красной Пресне. Здание старое, наспех переделанное под офисы, ещё не обжитое модными ресторанами и студиями йоги. На подъездах не было номеров, и найти нужный вход сразу не получилось. Яну поразило количество новой мебели в офисе.
– Извините за беспорядок, мы недавно переехали. Штат пока не укомплектован, набираем людей, – директор сам встретил Яну у входа в офис и проводил в свой благоустроенный кабинет.