Наталия Белопольская - Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития

Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития
Название: Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития
Автор:
Жанры: Детская психология | Клиническая психология | Практическая психология | Психологическая консультация
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития"

В книге одного из ведущих отечественных специалистов по психодиагностике детей с отклонениями в развитии изложен новый подход к интерпретации тестовых показателей интеллектуального развития. На основании теоретического анализа и серии оригинальных экспериментальных исследований предложена двухмерная модель интеллекта, включающая когнитивные и эмоционально-мотивационные компоненты. Выделены основные диагностические единицы самосознания детей. Высказана гипотеза о существовании зоны ближайшего эмоционального развития, оценка которой позволяет дать более адекватный прогноз развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Выводы автора подкрепляет многолетнее лонгитюдное исследование детей, прошедших подобную диагностику.

В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Бесплатно читать онлайн Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития


Предисловие ко второму изданию

Прошло 10 лет со времени первого издания книги «Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития». За это время понимание проблем психологической диагностики детей с задержкой психического развития (ЗПР), с одной стороны, и проблем психологической диагностики детской личности, с другой стороны, значительно расширилось. Однако современное общество ставит перед детьми и взрослыми все новые задачи. Возникает некий парадокс. Климат меняется, экология ухудшается, показатели здоровья современных детей снижаются, однако требования, предъявляемые современным обществом к обучению детей, непрерывно растут.

О подготовке ребенка к систематическому школьному обучению родителям теперь приходится заботиться, начиная с его пятилетнего возраста.

От детей постоянно требуется усвоение все большего объема знаний, дети непрерывно получают информацию, не всегда адекватную их возрастным возможностям, часто живут, играют и общаются в стрессовой обстановке. Все это стало фактически нормой жизни! Чего стоит одно только телевидение, которое не только просвещает и развлекает, но и невротизирует подрастающее поколение.

Первоначально проблема выявления детей с задержкой психического развития (ЗПР) была связана именно с проблемами готовности к школьному обучению и школьной неуспеваемостью. Психологические исследования, проведенные как в нашей стране, так и в других странах, показали, что существует довольно обширная и неоднородная группа детей с минимальной мозговой дисфункцией (в нашей стране – ЗПР). Эти дети, не являясь умственно отсталыми, тем не менее оказывались неспособными к усвоению общеобразовательной программы в массовой школе.

Диагностируя задержку психического развития у детей, специалисты старались разработать системы психологической коррекции, развивающего обучения и одновременно создать наилучшие условия для усвоения школьных знаний детьми с ЗПР. Создавались специальные школы-интернаты и классы «выравнивания», обсуждалось преимущество интегративного или дифференцированного обучения.

Существовало мнение, что если ЗПР выявить как можно раньше, то и коррекционная работа будет более эффективной. Однако возникает вопрос о критерии адекватности развивающего обучения конкретной детской личности и, в частности, об адекватности обучения потребностно-мотивационной сферы ребенка с ЗПР.

Лонгитюдные наблюдения за развитием детей с ЗПР и умственной отсталостью, проведенные нами в течение более 10 лет, подтвердили наши первоначальные предположения о том, что психологическая диагностика интеллектуального развития должна включать анализ эмоционально-смысловых компонентов деятельности ребенка.

Как ни печально, но большинство детей с ЗПР и дети с дебильностью не могут усвоить знания, предусмотренные программой современной средней школы. Однако они могут освоить некоторый объем знаний, необходимый для будущей социальной и трудовой адаптации. Категория детей с ЗПР и детей с легкой степенью умственной отсталости неоднородна и включает широкий диапазон индивидуальных, в том числе и личностных, различий. В свою очередь, реализация интеллектуальных способностей во многом зависит от личностных особенностей детей с интеллектуальной недостаточностью.

Если заглянуть в будущее этих детей, то в подростковом возрасте у них нередко отмечаются трудности поведения и склонность к правонарушениям, а в юношеском возрасте после окончания школы они не хотят или не могут работать. Они оказываются несостоятельными на работе, потому что не умеют подчиняться, не умеют контактировать с чужими людьми, у них завышенный уровень притязаний или крайне низкая самооценка и, следовательно, большая неуверенность в себе. Кроме того, у них часто отсутствуют элементарные навыки. Например, они не могут точно измерить линейкой и ровно отрезать какой – либо материал. Не могут прочитать инструкцию и самостоятельно в ней разобраться, не могут разобраться в элементарном чертеже или схеме, написать заявление, грамотно заполнить бланк.

Подростки и юноши «с ЗПР в прошлом», как правило, имеют формальный документ об окончании средней школы. Но во взрослой жизни они часто оказываются беспомощными. Выучив наизусть фрагменты школьной программы и по большей части забыв ее содержание, они начинают заниматься тем, что их действительно интересует, и тем, что им действительно доступно. Но и здесь их может ожидать разочарование.

Обучая таких детей в массовой школе, педагоги требовали от них творческого отношения к выполнению заданий, тогда как прежде всего следовало сформировать у них интерес к доступной для них деятельности и соответствующие необходимые навыки.

Диагностируя интеллект детей с ЗПР, необходимо диагностировать и возможности реализации ребенком своих интеллектуальных возможностей. Только те знания, которые выросший ребенок сможет в будущем применить и продемонстрировать, окажутся ему действительно полезны. В связи с этим в книге рассматривается важнейшее, с нашей точки зрения, понятие о двухмерности (как минимум!) зоны ближайшего развития ребенка: ее когнитивной и аффективной составляющих.

Л. С. Выготский писал о «зоне ближайшего развития ребенка», которая в дальнейшем понималась скорее как «зона ближайшего интеллектуального развития». В наших исследованиях мы соединили два теоретических положения Л. С. Выготского: положение о зоне ближайшего развития и положение о единстве аффекта и интеллекта. Это дало нам возможность выделить в качестве единиц диагностического анализа такие единицы анализа психики (термин Л. С. Выготского), в которых интеллектуальный и аффективный компоненты слиты воедино. Л. С. Выготский, а за ним В. П. Зинченко в качестве таких единиц называли смысл и действие. На основании наших экспериментальных исследований мы смогли добавить к ним еще и идентификацию.

Диагностируя не столько уровень интеллектуального развития ребенка с ЗПР, сколько специфику нарушения хода его психического развития, можно вплотную подойти к проблемам психологической коррекции нарушенного развития, включая форму обучения и воспитания, адекватную индивидуальным особенностям детей с ЗПР.

Представленные в книге экспериментальные исследования и лонгитюдные наблюдения доказывают правомерность изучения детского самосознания с диагностическими целями. Дифференциальная диагностика внутри группы детей с ЗПР показывает разные возможности их школьной адаптации и перспектив обучения.

Предисловие

Проблемы психологической диагностики детей с задержкой развития сохраняют свою актуальность на протяжении последних десятилетий несмотря на большое количество исследований в этой области. Различные подходы и методы позволяют более или менее успешно решать практические задачи диагностики, однако остается довольно много случаев, когда только лонгитюдное наблюдение может ответить, например, на вопрос о наличии у ребенка в прошлом задержки развития или легкой степени умственной отсталости.


С этой книгой читают
Описан модифицированный вариант оригинальной проективной методики: «Половозрастная идентификация», предназначенный для диагностики особенностей личности подростков и взрослых людей. Приведено руководство к методике и нормативные данные, а также результаты валидизации методики на разных группах испытуемых.
В психологических новеллах, сюжеты которых построены на семейных историях, автор показывает скрытые эмоциональные переживания детей и истинные мотивы их поступков, приводящие к критическим ситуациям. Автор пытается донести до читателя мысль, что даже из самых сложных, запутанных семейных ситуаций нужно искать достойный выход.
Новеллы повествуют о людях, попавших в сложную жизненную ситуацию. Обращаясь к психологу, они или их близкие хотят получить совет, каким способом «неформатный» человек может вписаться в окружающую его социальную среду, чтобы добиться своих жизненных целей. Автор прослеживает судьбы своих героев, иногда оптимистичные, иногда трагичные, и ненавязчиво подталкивает читателя к размышлениям о способах управления собственной судьбой.События, описанные в
В монографии описан новый подход к диагностике и коррекции детей, отстающих в своем интеллектуальном развитии. Предлагается оценивать не абстрактный «интеллект» ребенка, а компоненты его самосознания, включающие как интеллектуальную, так и эмоционально-волевую составляющую. Этот подход реализован в целом ряде экспериментов, показавших его научную и практическую продуктивность.
В книге представлена коррекционно-развивающая программа для детей 4–7 лет с ограниченными возможностями здоровья по альтернативной коммуникации, дано описание воспитанников с особенностями в развитии, нуждающихся в использовании средств альтернативной и дополнительной коммуникации. Приведены примеры занятий по формированию представлений об эмоциях.Книга адресована дефектологам, логопедам, педагогам и психологам.
Для чего человеку нужен страх? Все люди чего-то боятся. Страх является нашим предохранителем от несчастных случаев (один раз больно ударившись, ребенок запомнит и не полезет больше на ту ступеньку, а на объектах еще выше задумается, нужно ли это вообще), от перевозбуждения нервной системы (после шумного праздника малыш может еще несколько дней «бояться» громких звуков, а на самом деле его мозг будет отдыхать) и т. д. Все зависит от конкретного ре
Сборник постов-размышлений о мире, о его познании, о месте в нём через призму собственного опыта, материнства и преподавания литературы в старших классах. Некогда эти мысли выходили по средам в соцсетях, а теперь собраны воедино.
Книга представляет собой разбор основных ошибок родителей при обучении ребенка чтению, их причин, проблем, которые они вызывают, примеров и способов решения. Написано легким языком, очень интересно и приятно читать.Книга будет интересна и родителям-новичкам и уже опытным, столкнувшимся с неожиданной проблемой, тем, кто хочет разобраться, с чего начать обучение чтению и что важно учесть, приступая к этому важному занятию, и тем, кто уже прошел нес
Андерс Леонард Цорн – знаменитый шведский живописец, график и скульптор. Многие его полотна, пропитанные эротизмом и сладострасием, посвящены воспеванию красоты женского тела. Жизнерадостные и оптимистичные полотна художника светятся какой-то необычайной радостью и делают любующихся ими людей более счастливыми. Картины Андреса Цорна экспонируются во многих музеях мира и продаются на международных аукционах, устанавливая высокие ценовые рекорды.
Их иная любовь таинственная и мистическая. Она на грани вселенной. На грани безумия. Ведь один из них изгнанный демон, а она падший ангел. И каждый из них в одиночестве угасает. И только вместе мистический чёрно-красный огонь начинает разгораться. Озаряя их жизнь смыслом. Разжигая их иную любовь. А таинственность… Она от людей, которые из злобы и зависти пытаются их уничтожить. Их иная любовь – она согревает их и дарует им жизнь, не сжигая их душ
Это очень профессиональная проза. С наблюдательностью, с точным воспроизведением речи, с мастерским выстраиванием диалогов, с благородным лаконизмом языка, с сильными сквозными образами, с «боковой подачей» темы (когда самое главное происходит не на первом плане, а где-то сзади – как в фильмах Алексея Германа). Профессионализм стал довольно редким явлением в современной литературе – так что от души радуешься самому факту наличия профессионализма.
Александр Карасёв родился в 1971 году в Краснодаре. Окончил истфак и юрфак КубГУ. В звании лейтенанта командовал взводом внутренних войск на чеченской войне. Известность писателю принесла книга «Чеченские рассказы», ставшая открытием года Бунинской премии (2008).Эта книга о том, как вживается, втягивается в войну нормальный человек, как война становится его жизнью, становится очень быстро и незаметно для него самого. Книга содержит нецензурную бр