Милый друг, здравствуй! Меня зовут Максимова Дарья Романовна, я практикующий клинический психолог, член АКПП (ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии) и частично автор этой книги. Почему частично? Меня всегда вдохновляли труды людей, направленные на помощь другим людям, именно это послужило толчком к созданию практического руководства, целью которого выступает тот же мотив: помогать другим. В прошлом году я начала создавать психологические комиксы для своих клиентов, чтобы напоминать им о самых важных моментах консультации, к которым они могли бы всегда вернуться после, а уже чуть позднее возникла идея написать это практическое руководство. Психология в комиксах основывается на самых научно обоснованных подходах современной психотерапии: когнитивно-поведенческой психотерапии (КПТ), терапии принятия и ответственности (ACT), терапии, сфокусированной на сострадании (CFT). Эта книга переплетает в себе знания психологической науки для того, чтобы помочь тебе, дорогой читатель, найти ответы на самые важные вопросы:
• почему это происходит в моей жизни?
• что я могу с этим сделать?
Используй эту книгу как инструмент, и он поможет тебе начать жить жизнью, ради которой стоит жить. По ходу чтения книги ты познакомишься с Генри, персонажем моих комиксов – образом, который поможет приблизиться к пониманию написанного.
Заранее хочется проинформировать тебя о целенаправленном исключении ссылок на литературу в тексте (чтобы не засорять пространство). Полный список потрясающих работ, на которые я опиралась в создании этого руководства, представлен в конце книги (раздел «Список литературы»), и я абсолютно точно могу порекомендовать их к прочтению. Здесь как раз таки и кроется ответ на вопрос, почему я называю себя автором этой книги лишь частично, ведь в книге представлены идеи целой плеяды великих психологов и психотерапевтов, я скорее выступаю посредником в передаче полезной информации, знаний. И в глубине души надеюсь, что делаю это хорошо.
Автор рисунков – невероятный и талантливый Zdenek Sasek.
Избегание является одной из наиболее распространённых форм защитного поведения и довольно часто обнаруживает себя в самых неожиданных формах. Мы можем избегать чего-то нежелательного, притом не обязательно физическим образом. По сути, мы это делаем, используя все возможности. И физически, когда отказываемся идти туда, где страшно, или делать то, что оцениваем как что-то пугающее, и психологически, когда говорим что-то вроде: я не знаю, сегодня я не пойду туда, не уверен, что это хорошая идея и т. д. Знакомая история? Не знаю, как для тебя, дорогой читатель, хотя нет, знаю, это знакомо всем. На самом деле, это объяснимо с эволюционной точки зрения, ведь бегство (ровно как и борьба или ступор) – не что иное, как инстинкт самосохранения, не раз спасавший наших предков от лап саблезубых тигров. Более подробно мы поговорим об этом в другой главе, когда начнём разбирать тревогу. А пока что сосредоточимся вот на чём – все формы проявления нашей прекрасно отработанной стратегии избегания дискомфорта отточены до блеска.
Проблема заключается только в том, что этот путь ведёт в никуда и создаёт лишь временную иллюзию сохранения комфорта. Ведь по большому счёту активный отказ от пугающих действий лишь подкрепляет желание избегать эти самые действия.
А как быть с долгосрочной перспективой?
Да, избегание ведет нас путями, которые кажутся более безо пасными, проверенными, но в глубине души мы знаем, что это неверная дорога, обрекающая на постоянный тупик.
В основе любого избегания:
• немедленное чувство облегчения в результате уклонения от того, что нам кажется трудным, пугающим и т. д.
Цена вопроса: не получая вознаграждение (внутреннее и внешнее) за участие в пугающей активности, снижается мотивация делать это и в дальнейшем таким образом мы закрепляем страх, закрепляем неуверенность и фактически сводим на нет рост и развитие в данном направлении. Здесь хочется вспомнить знаменитую сентенцию: «Да, храбрецы не живут вечно, зато трусы не живут вовсе». Мы также можем проследить неэффективность стратегии избегания дискомфорта на примере замкнутого круга. Как правило, каждый человек крутится в своих заколдованных кругах, и чтобы понять это, достаточно спросить себя: есть ли что-то в моей жизни, что мне не нравится, но я никак не могу от этого избавиться? Замкнутый круг обычно говорит на инфантильном языке: «Не хочу так, но не умею по-другому», эта же история про грабли. Как перестать наступать на одни и те же грабли? Не торопитесь, подумайте пару секунд. Ответ содержится в вопросе! Снова прочитайте его, только уберите наречие «Как» и вопросительную форму. Замкнутый круг – это истории про:
• почему мне попадаются одни и те же мужчины?
• почему все женщины меркантильны?
• что не так с миром, в котором я живу? И т. д.
Забегая вперёд, скажу лишь, что подобная интерпретация происходящих событий определённо искажает реальность, ведь человек, рассуждающий в русле: «Почему другие такие?», задаёт неправильный вопрос, разумнее будет спросить: «Почему я выбираю таких?» Помните, ответственность за ваш круг общения на вас, а не на них.
Итак, многие из нас регулярно задаются вопросами:
• почему мы сильно хотим одного и вроде бы все для этого делаем, а получаем неизменно другое?
• почему нас иногда хронически преследуют неудачи, хотя мы, казалось бы, рьяно стремимся к тому, чтобы изменить ход событий?
• как так происходит, что мы идём к одному, а получаем прямо противоположное?
Давайте рассмотрим нашего персонажа с картинки.
Генри испытывает страх отвержения. Что на самом деле является нормой и встречается практически у каждого человека. Это, кстати, тоже объяснимо с эволюционной точки зрения. В давние времена быть отвергнутым обществом означало неминуемую гибель, в дикой среде человек не мог выжить один, он либо умирал от голода, либо от животных, либо его убивали погодные условия. В любом случае отвержение расценивалось как смертный приговор. Сейчас, конечно, другие времена, но наша психика сохранила этот исторический дар, обеспечивая выживание на протяжении тысячелетий. Так вот, вернёмся к Генри. Из-за страха отвержения он испытывает дискомфортную тревогу, тревогу нежелательную и решает избегать общения, чтобы не испытывать тревогу, т. е. выбирает комфорт. В редких случаях взаимодействия с другими людьми тревога возрастает (из-за отсутствия опыта общения), и, как следствие, жизнь становится одинокой, а тревога более ощутимой, что закономерным образом провоцирует чувство отвержения. Таким образом, Генри привёл себя именно туда, куда так сильно не хотел попасть. Как же найти выход? Давайте снова вернёмся к Генри.