Вступление. «Я скажу тебе главное: это нормально»
Эту книгу я пишу о Вас, для Вас и в соавторстве с Вами. Я – консультирующий психолог, художник, арт-терапевт, в прошлом выпускница технического вуза, Шустрова Наталья Михайловна. Тема последствий боевого стресса начала волновать меня в начале 2023 года, я заметила, как сильно повлияли на знакомых военных рабочие командировки. Поначалу удивлялась – ранее общительные и отзывчивые они превратились в суровых, не способных к общению и полностью утерявших чувство юмора мужчин. И однажды, в повседневном разговоре с моим соседом, собиравшимся на фронт, промелькнули эти слова: «Да, у меня было это – стрессовое расстройство, после Чеченской. Но ничего, прошло со временем. Жена уже морально готовится…». А поскольку я была на тот момент студентом Московского Института Профессионального Образования, в распоряжении была научная библиотека, где я изучила этот вопрос более подробно. Что касается специализированной литературы – большинство книг все-таки написаны для психологов и психотерапевтов. Бойцу, сыгравшему партию со смертью, вряд ли будет приятно читать о себе как об объекте изучения.
Эта книга только для Вас, парни. Обращаться я буду напрямую к каждому из Вас, и, пожалуй, перейдём на Ты? Чтобы не создавать излишних границ между мной – автором, и тобой – Дорогой читатель.
Мы не будем углубляться в историю возникновения, приводить цифры и даты, об этом достаточно написано в других книгах лечения ПТСР (Пост Травматического Стрессового Расстройства) и боевого стресса. Мне не хочется в пустую отнимать твоё время. Но, подожди, не бросай это сомнительное чтиво! Во-первых, ясно видно, что ты во всём этом не один, а во-вторых – возможно ты не пойдешь к психологу, по какой-нибудь своей личной причине. Менталитет у нас такой.
Из 100% военных, непосредственно участвовавших в боях, у 25% наблюдаются симптомы ПТСР. Это лишь исследовательские данные. Как учёные замеряли тяжесть перенесенного опыта можно только догадываться. Один мой знакомый боец даже так ответил: «Да я тебе всё что угодно скажу, чтобы нормальным признали». Так в том и дело, ПТСР это – НОРМАЛЬНАЯ реакция психики на перенесенный стресс. Ты не машина в конце концов, всё в порядке, это реакция такая. Твой мозг пытается тебя защитить. Твой мозг продолжит защищать тебя и далее в мирной жизни и в мирное время. Сколько это будет продолжаться? У всех по-разному. И в книге я стремилась найти простые решения, чтобы ты справился с этим. Наверное, ты скажешь: «Писать легко, давай повоюй сначала. Потом и писала бы. Пойди-ка ты, Наталь Михална, на хрен! Или давай к делу быстрее.»
Ладно-ладно, стараюсь как могу. Вот тебе основной и первый шаг к решению – признать проблему, значит наполовину решить её. Давай договоримся: надо признать, что ЭТО у тебя есть. Иначе смысл – это читать? Приятного здесь будет мало, стиль простой и резковатый не без матюгов. Все свои, почему бы и нет?
Возможно, после военных командировок у тебя появилась «полная бесчувственность ко всему» или «тараканы в голове», «тяжесть, тоска, безумие». Это у каждого своё личное, но есть общее. Психологическая наука поможет дать практические советы. Что делать с этим? Будем делать, не переживай. И не бросай, даже если по ощущениям тебе «всё равно», скорее всего ты в депрессии. Это не только модное слово, но и тяжелое состояние, при котором ты не имеешь сил встать с постели, не говоря уже о деятельности.
Кстати, если у тебя появятся интересные мысли, желание обсудить данный текст, вот адрес моей электронной почты: [email protected]
На письма отвечу, если они будут не от хохлов, либералов, фем активисток или каких-нибудь там вагиноамериканцев… Словом, обратную связь приму от бойцов любого пола и звания.
Написание такой книженции невозможно без опыта, поэтому у меня есть соавторы, матёрые участники разных военных операций (Афган, Сирия, Чечня, Украина), которые попались мне на этом нелегком пути. Эти отважные мужики согласились сотрудничать со мной, ради вашей пользы. Я знаю, не легко рассказывать о боевом опыте. В книге будут встречаться цитаты из моего общения с этими бойцами, я отметила их особым образом: (цитата). Все позывные настоящие. Ну а «Я» – это я, мои реплики. Напомню, что здесь мы будем рассматривать исключительно последствия тяжелого стресса от участия в военных действиях. Переживания о прошлом, неверие в себя и своё будущее, пьянство, трудности в общении с близкими, ненависть к себе, мысли о самоубийстве – об этом может говорить человек, у которого отболели старые раны. Вытащил себя из дерьма – протяни руку помощи другому. Я буду приводить цитаты из нашего общения с парнями, адаптируя некоторые речевые особенности. Так будет проще для восприятия. Кстати, эти опытные бойцы бывают не согласны с официальной психологической наукой.
Для решения наших задач я буду предлагать простые, но эффективные методы. Среди них моя любимая арт-терапия – лечение искусством. Это проверенный и многогранный метод, который успешно применяют в реабилитационных центрах, для лечения ПТСР. Официально используется он как вспомогательная терапия. В любом случае, если у тебя есть симптомы ПТСР ты будешь искать способ уйти от реального мира. Алкашка, наркота, препараты, экстремальные виды «отдыха» – не наша тема. Мы собираемся жить долго и счастливо, так ведь, родной?
Глава 1. Вернулся с войны. Ничего не чувствую
Итак. Погнали.
Официальная психологическая наука советует бойцу, прибывшему с войны домой, находиться на карантине. Да, ограничить связи с друзьями и знакомыми, особенно имеющими пацифистские взгляды. Идеальный вариант – поездка на дачу, либо в деревню на срок 3-4 дня. Где ты находишься в уединении, привыкаешь к тишине. Психика перестроится за это время и начнет воспринимать тишину без тревоги. Это очень важный момент и пренебрегать им не стоит, такой добровольный карантин на природе убережет тебя и твою семью от серьезных проблем, связанных с твоей адаптацией. А потом, уже малость подготовленному, находиться больше в кругу семьи, и благонадежных проверенных людей, которые не создадут ненужного психического давления.
Избегать новостей либерального толка. Не ввязываться в политические и околовоенные дискуссии. Стало быть, отдыхать по максимуму. Жене, детям, папкам, мамкам и нянькам полагается проявить в первую очередь понимание и сочувствие. Как просто, правда? Вот тут-то кроется основная проблема. Ты же не будешь отрицать, что за время командировки ты немного изменился? Так вот, ты охренеть как изменился, твои родные и любимые проводили одного человека, а к ним пришел абсолютно другой! У них того гляди начнется стрессовое расстройство, особенно в этом плане страдают молодые сочные жёны. Они не понимают куда подевался любящий муж, где это всё? Она ведь ждала, переживала, мучалась. Представляла трепетный чувственный момент вашей встречи после тяжелой разлуки. Момент настал а…, как говорится, чувственным он не оказался. Женщина настаивает на откровенном разговоре. Чувствует, что-то не так. А ты не можешь ей ничего объяснить. Привык, что всё просто и хрен ли тут разговаривать: