Когда просыпаешься утром и в доме пахнет растворителем и красками, это не означает, что здесь идёт ремонт. Это его постоянный, родной запах – в доме живет художник, беспокойный, ищущий, в постоянной работе – моя мама. У неё всё время идёт процесс… Цветы – это летняя сказка, которая плавно перетекает из жизни на холсты. Пейзажи – плод творческих поездок или впечатлений. Тут я хочу открыть вам тайну. Нет, не «Черного квадрата» Малевича – она так и останется загадкой и для обычных зрителей, и для маститых художников – а величайшую тайну белого квадрата.
Белый квадрат – это абсолютно белый холст сто на сто сантиметров, звонкий как барабан, чистый как первый снег. На нём ещё ничего не изображено, и он стоит на мольберте уже семь дней. Проходя мимо, всё время задаюсь вопросом: что же на нём появится —букет хризантем, фантастический лунный пейзаж или что-то такое, что даже не приходит в голову?
Я так и не разгадала бы эту тайну, если бы к холсту не подошла она – художница! Всё оказалось очень просто. Несколькими энергичными взмахами кисти она очертила мои контуры. Я смотрела на неё – это было волшебство: глаза блестели, а руки летали, как у дирижера. Она работала напряженно и вдохновенно, а я позировала.
Первого сеанса хватило, чтобы сквозь легкий туман проступили очертания моей фигуры. И это уже не таинственный белый квадрат, а будущий мой портрет: я сижу в белом платье, одна рука удобно лежит на подлокотнике кресла, другая утонула в шёлковых складках. Слабые очертания постепенно приобрели чёткость, лицо – ясность, и я словно увидела себя в зеркале, только изображение застыло навсегда. Оно стало видимым всем и сегодня, и спустя годы и десятилетия. Такова сила белого квадрата – каждый раз она удивляет своей новизной и красотой.
Ты заходишь в дверь университетского буфета. Быстро взглянув по сторонам, моментально находишь свободное место. За соседним столиком сидит красивая девушка. Бросаешь на стул свою единственную тетрадь, кожаную куртку и ракетой, мчишься на запах еды.
Перед тобой стойка, где много вкусностей, по крайней мере, другому бы так показалось. Но тебе это надоело и про себя думаешь: «Всё здесь по-старому!». И тут вдруг чувствуешь какой-то манящий запах, принюхиваешься, приглядываешься. Однако это не запах пищи, т. к. все запахи известны, потому что ты являешься постоянным посетителем этого заведения. Это что-то новое, но что – не можешь понять.
Подходит твоя очередь, как обычно, берёшь энергонапиток и гамбургер. «Что же это пахнет?» – вопрос никак не выходит у тебя из головы. Садишься и начинаешь медленно поглощать купленное, глядя при этом в окно. На миг оторвав взор от падающих снежинок, ловишь на себе взгляд незнакомки за соседним столиком, но она не интересна тебе, твои мысли заняты новым запахом. «Нет, этот сладкий запах не еды, а чего-то другого». – начинаешь мысленно перебирать все похожие запахи.
Внезапно тебя отвлекает от твоих мыслей та самая девушка, она решила познакомиться, её зовут Эльвира, но тебе всё равно. Может быть, в другой раз сам подошёл бы к ней, стал бы разводить на телефончик и на вечернюю прогулку, а потом оставил бы её. Почему? Скорее всего по тому, что у тебя много денег, девушки, когда это увидят, сами начинают напрашиваться. Хотя, наверное, они надеются, что ты полюбишь, но всё всегда кончается через пару недель. Тебе самому это надоело, но ты продолжаешь так делать, сам не зная почему.
Девушка, постояв около тебя минуту, сделала обиженное лицо, повернулась и медленно пошла к выходу. Она надеялась, что ты её остановишь, и ты даже уже привстал, но внезапно опять почувствовал тот сладкий, приятный запах. И вспомнил! Лицо у тебя просветлело, губы тронула едва заметная улыбка, а перед глазами тут же всплыла картина из детства.
Ты у себя дома. Во дворе вдруг спотыкаешься о камень и падаешь. Не очень сильно ударяешься, но слёзы всё равно текут ручьями. Рядом нет никого, кто пожалел бы и от этого плачешь ещё сильнее. Внезапно до тебя доносится сладкий запах, и кто-то ласково обнимает тебя и берёт на руки. Ты прижимаешься к маме – и весь страх проходит. Почувствовав сладкий запах маминых духов с привкусом ванили, успокаиваешься. Как давно это было, ты почти забыл его, и вот на душе потеплело. С улыбкой смотришь по сторонам – от кого же исходит этот запах… В буфете, как на зло почти одни девушки. Запах начинает исчезать, смешиваться с другими. От беспомощности ты начинаешь злиться, лицо опять становится непроницаемым.
В этот момент мимо тебя тихо прошла девушка. Да, она была красива: высокая, стройная, с карими глазами, но ты не взглянул бы на неё раньше: в ней не было той стервозности, заносчивости, присущей другим девицам, которые, несмотря на это, нравились тебе и которых ты легко подчинял себе.
Она прошла мимо, даже не взглянув на тебя, и ты сразу понял, что её не интересуют ни твои деньги, ни то, что у тебя дорогая машина (ты же так демонстративно вертишь на пальце ключи с брелком!).
«Да, точно! – воскликнул ты про себя, даже чуть-чуть привстал. – Это от неё исходит этот сладостный запах из детства». Но мгновенно сел на место, впервые в жизни растерянный, испуганный, не зная, что сказать, подойдя к ней, да и подходить ли.
Когда она снова проходила мимо, ты окликнул её… Но она не остановилась, потому что всегда проходила мимо богатых и самоуверенных, ищущих подругу на время, а ей такой становиться не хотелось. Ты был в растерянности, не зная, как поступить. В груди что-то зашевелилось и больно укололо.
«Что… Что сделать?». Ты огляделся, через столик красивая девушка строила тебе глазки, но теперь была безразлична, всё стало безразлично, кроме той девушки, с ванильным запахом из детства. Буфет начинает пустеть, а ты продолжаешь сидеть, жадно ловя взглядом каждое её движение, каждый шаг. Она это заметила и теперь уже специально не смотрит в твою сторону.
Собравшись с мыслями, подходишь к ней, но все они разлетелись. «Можно познакомиться с такой красавицей?» – произносишь заученную фразу. Что-то буркнув, она быстро удалилась. Ты думаешь, что она сейчас вернётся, но проходит много времени – девушка ушла. Впервые с тобой так поступили, ты не заинтересовал.