Автор данной повести длительное время работал начальником уголовного розыска небольшого провинциального города. Он участвовал в разработках очень большого круга преступников, много общался с ними, вникал в то, что привело их на этот скользкий путь. Чтобы склонить взрослого и порой неглупого человека к признанию, надо найти с ним «общий язык», если хотите встать на его место, понять мотивацию его поступков, повод для совершения антиобщественного деяния. При этом нарушители закона, казалось бы, разные по своему характеру, темпераменту, уровню образования и воспитания, порой из разных слоев общества, тем не менее, имели что-то общее, что объединяло их в какие-то группы и подгруппы. Опытный оперативный сотрудник, участвующий в расследовании преступлений порой через полчаса общения с подозреваемым, делал для себя вывод, мог или не мог этот конкретный человек быть причастным к тому или иному деянию. Очень большой процент серьезных правонарушений совершают лица ранее судимые, лица из неблагополучных и неполных семей, с низким уровнем интеллекта. Это, как говорится, общеизвестно. В последнее время все чаще играет роль и крайняя бедность отдельных слоев населения, недостаточность воспитания подрастающего поколения родителями, которые день и ночь трудятся, заботясь о минимальном благополучии семьи. Социально- экономические условия всегда играли решающую роль в уровне преступности в регионах и стране в целом. Психологи- криминалисты в своих многочисленных работах пытаются понять и объяснить, что является причиной правонарушений, дают практические рекомендации, где и среди какой категории населения следует искать убийц, грабителей, насильников, воров и т.д. Но порой встречаются преступники, которые просто не укладываются в общеизвестные схемы, не попадают по своим признакам, ни в одну из групп и подгрупп нарушителей закона. Например, когда молодой человек из образованной, интеллигентной семьи, хорошо учащийся в школе, прошедший службу в армии, вдруг идет на совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. При этом родители занимались воспитанием, любят свое чадо, стараются удовлетворять его потребности, вникнуть в его проблемы. Такие случаи, конечно, единичны, но они поражают своей нелогичностью, необъяснимостью с точки зрения человека разумного. Именно о такой истории данная книга. Автор при написании использовал многочисленную литературу по криминальной психологии, консультации профессиональных психологов, свои личные наблюдения и использовал их по ходу повествования. Некоторые его утверждения весьма спорны и не претендуют на истину в последней инстанции.
Весна в этот год выдалась ранней и к началу июня установилась летняя жара. Солнце светило сквозь редкие светлые облака, ласковый южный ветер покачивал ветки деревьев, не принося никакой прохлады. Полдень… Неприметная «Газель» синего цвета, принадлежащая кинешемскому психоневрологическому интернату «Новинки» не спеша направлялась из города к родному предприятию. Ее путь пролегал по улице Спортивной, мимо городского кладбища, которое оставалось с правой стороны. Здесь же возле центрального входа находится автобусное кольцо, конечная остановка маршрутного автобуса № 3 и заканчивается асфальтовая дорога. Дальше по грунтовке, оставляя после себя пыльное облако, машина еще больше сбавила скорость. Вскоре справа показалась общегородская свалка, на которой вечно что-то горит и от которой исходит весьма специфический неприятный запах. Но, ни водитель Петр Иванович, мужчина пятидесяти лет, невысокий и крепкий, ни кассир Инесса Павловна, полноватая женщина примерно такого, же возраста не обращали на него никакого внимания. Проезжать мимо этих мест приходилось довольно часто, и они настолько привыкли к данным ароматам, что даже не закрыли окон своего автомобиля. Слева просматривались садовые одноэтажные домики любителей поработать на земле ради скудного урожая овощей, в том числе картошки, и незамысловатых фруктов. Кстати сказать, если подходить строго, то картофель относится к ягодам, но по традиционному народному мнению, его почему-то причисляют к овощам. На огороженной территории садового сообщества то тут, то там виднелись цветущие яблони, кусты черной смородины, боярышника и шиповника, грядки декоративных цветов. Но запах и дым со свалки, когда ветер дул в сторону работающих на своих участках граждан портил райскую идиллию и гнал их в свои квартиры, подальше от этого места.
Резкая вонь осталась позади, по обе стороны от дороги стояли сплошные заросли ивняка, тонких стволов маленьких березок и клена, а прямо за ними просматривался вечнозеленый сосновый лес. Он словно щитом прикрывался кустообразными зарослями от пыли из-под колес проезжающих здесь автомобилей. «Газель» в Новинках ждали с нетерпением, ведь она везла пятьсот двадцать тысяч рублей – зарплату всему рабочему коллективу за май 2003года. По тем временам сумма довольно значительная. Однако обеспечивали их неприкосновенность, как и сказано выше, начинающие стареть женщина-кассир и водитель-охранник. Данный маршрут они преодолевали каждый месяц на протяжении целого ряда лет. Справедливости ради следует отметить, что Кинешма город небольшой и какие-то чрезвычайные происшествия в нем происходят крайне редко. Между делом, чтобы хоть как-то скоротать время, работники интерната неторопливо беседовали.
– Как у тебя внучок учится? – спросила кассирша.
– Санька или Витька? – Вопросом на вопрос ответил водитель, – у меня их два. Оба ничего, слава Богу. Старший Сашка передо мной все пятерками хвастает, а младший Витя учится тоже неплохо, но он какой-то скромный, стеснительный. У самой-то как? У тебя вроде все три девки?
– Да уж…Дочка мне одних девчонок нарожала. Старшие-то Лена с Вероникой в школе, учатся тоже хорошо, стараются. А младшая Танюшка еще в садик ходит, ласковая такая, с рук не слезает.
– Вот думаю, – продолжил Петр Иванович, – школу-то закончат, а дальше учиться где? В Кинешме институтов нет, в Иваново отпускать одних страшно. Работы путной и то не найти…
– Да рано ты задумался, Иваныч. Им еще учиться и учиться, да и филиалы от каких-то московских институтов у нас есть. Опять же областной центр не за горами, сто километров всего… На выходные домой будут ездить. А на неделе им баловать и развлекаться совсем некогда.
Впереди показался небольшой поворот вправо. Чуть не доезжая его, на обочине припарковалась красная «копейка» без регистрационных номеров. Так ласково – «копейкой», традиционно называют отечественные «Жигули» ВАЗ 2101. В салоне находились люди, двигатель они по какой-то причине не заглушили. Однако у сотрудников психоневрологического интерната незнакомая машина не вызвала никаких подозрений. Между тем водитель Газели сдал чуть левее, чтобы не накрыть пылевым туманом отечественный легковой автомобиль. «Кому же приятно дышать таким воздухом, – подумал Петр Иванович, – те, кто за рулем должны уважать друг друга» …