Пятидесятница – день рождения Церкви
В ряду других годичных православных праздников Пятидесятница, отмечаемая на пятидесятый день после Пасхи, – один из самых значимых, важных. День Святой Троицы, как его еще именуют, – радостное торжество начала лета. Для христиан этот день особый, не похожий ни на один другой в церковном году: и по необычному уставу богослужения, и по включенным в службу удивительным молитвам со всеобщим преклонением коленей, и по неожиданно меняющемуся облику как внутреннего убранства храмов, так и домов верующих. В этот день православные церкви и христианские жилища наполнены зелеными ветвями березок, полы храмов устилаются ярким травяным ковром, иконы украшаются цветами. Кажется, что сама природа – в ее еще свежем июньском великолепии – приходит поклониться своему Творцу и Создателю: Богу Троице.
Некоторые из пребывающих «вне церковных стен» склонны видеть в этом обычае лишь наследие древнеславянских языческих праздников. Однако смысл этой, бесспорно именно народной, традиции куда значительней и глубже, чем просто символическое жертвоприношение Богу Христиане, украшая таким образом свои церкви и дома, вспоминают отнюдь не о языческих славянских корнях, но совсем об ином: по существующему преданию, именно так некогда выглядела иерусалимская горница, в которой собрались на ветхозаветный праздник Пятидесятницы апостолы.
Событие, которое здесь вспоминается, – сошествие Святого Духа в виде огненных языков на находившихся в Иерусалиме, в небольшой горнице, апостолов. В соответствии с рассказом священной истории произошло это на десятый день по Вознесении Господа, когда апостолы сошлись, чтобы исполнить древние иудейские церковные обычаи, пребывая, по словам новозаветного текста, единодушно вместе (Деян. 2: 1). И вот весь дом вдруг наполнился странным шумом, похожим на шум сильного ветра, а затем с Небес на каждого из них спустились пламенеющие огненные языки. Тотчас же апостолы почувствовали, что на них сошла благодать Святого Духа, и из их уст полилась странная, прежде незнакомая даже им самим речь – они вдруг начали говорить на языках тех народов, что населяли в ту пору пределы Римской империи.
О той Сионской горнице, убранной по древнему иудейскому обычаю первыми плодами жатвы, что приносились в жертву Богу в пятидесятый день после ветхозаветной Пасхи, и призваны напомнить нам русские березки под сводами наших церквей. Первоначальная еврейская Пятидесятница была днем, когда праздновалось получение Моисеем на горе Синай скрижалей с десятью заповедями – правилами верности Богу и доброго отношения к ближнему, древними установлениями любви. То был момент рождения древней Церкви Израиля, чтившей Единого и Истинного Создателя. Новозаветная же Пятидесятница стала днем рождения Церкви христианской.
Второе принятое на Руси название этого праздника – день Святой Троицы – свидетельствует о том, что сегодня в наших храмах прославляется Сам Бог, ясно открывшийся миру именно как Троическая полнота любви к Своему творению, любви, являемой нам Богом Отцом, Богом Сыном и Богом Духом Святым.
Именно в день новозаветной Пятидесятницы человек – в лице апостолов – не только опытно постиг тайну существования Трех Божественных Лиц, но и лично познал преображающую и животворящую благодать сошедшего на него Духа Святого. Ведь если в день Крещения Христова, как Богоявления, как откровения бытия Троичного Бога, человечество узнало о существовании Бога Троицы лишь со стороны, в качестве некоего, внешнего по отношению к этому явлению, зрителя, то в Пятидесятницу Христовы апостолы познали Третье Лицо Пресвятой Троицы лично, благодаря собственному внутреннему духовному опыту: как сошедшего на них Святого Духа. До этого люди лишь слышали о Духе – Его обещал им послать по Своем Вознесении Христос. Теперь же обещание Спасителя оказалось выполнено. Раньше человек видел Духа только издали и вне себя: в образе голубя в момент Крещения Христа на Иордане. Ныне же люди с Духом соединились. В день новозаветной Пятидесятницы подлинно произошло наше личное «знакомство» со Святым Духом, которое осуществилось как теснейшее соединение с Тем, о Чьем приближении так много говорилось прежде. Святой Дух снисшел на христиан и отныне в них непрестанно пребывает, живет и действует.
Святой Дух сошел на апостолов еще и ради дарования христианам полноты боговедения. Святой Дух, Третье Лицо Пресвятой Троицы, – Податель знания о Боге, являющий людям тайны бытия их Создателя. Как раз благодаря Ему человек оказывается способен надлежащим образом познавать Творца, ибо пребывающий в каждом христианине Святой Дух учит его этому, подавая истинное богопознание.
Итак, в день новозаветной Пятидесятницы человеческий род вступил в таинственное соединение со своим Творцом. Каждый из находившихся тогда в Сионской горнице апостолов получил личный дар освящающей Божественной силы – благодати Святого Духа. Так Бог поселился в человеке, сделал его Своей обителью.
Вместе с тем этот дар Святого Духа стал основанием и залогом еще и того общего межличного и сверхличного единства верующих, той полноты совместной жизни в Боге всех христиан, что именуется Православной Церковью. Именно сошествие Святого Духа считается моментом ее основания, и потому вполне естественно, что день Пятидесятницы часто называют «днем рождения» христианской Церкви. Ежегодно прославляя в праздник Пятидесятницы сошествие Святого Духа, Православная Церковь тем самым всякий раз отмечает и свой собственный «юбилей».
Для многих из нас слова «день рождения» связаны с такими сопутствующими этому празднику обычаями, как обильная трапеза, торт со свечами, цветы, подарки, пожелания благополучия виновнику торжества. Но и в Церкви, в день Пятидесятницы, всему этому легко найти немало различных параллелей. Здесь есть и предписанная уставом духовная и священная праздничная трапеза – Евхаристия, и свечи (правда, не на столе, а в храме), и зеленые березки, не менее яркие, чем подарочные букеты, и молитвенные пожелания святой и спасительной жизни, и взаимные поздравления.
Однако следует помнить о том, что любой церковный праздник по своей духовной сути коренным образом отличается от привычных нам праздников светских, житейских. Точно так же и суть «дня рождения» Церкви заметно отличается от юбилеев наших родных и близких.
Если праздник дня рождения – лишь дань памяти минувшему и навсегда оставшемуся в прошлом событию, то церковные праздники, по убеждению самой Церкви, – это не просто некие благочестивые воспоминания о замечательных и великих событиях, некогда происходивших в религиозной жизни человечества. Церковные праздники подлинно приобщают верующих к той самой событийной реальности, что стоит за христианским торжеством и имеет духовное, вечное, над-временное и непреходящее значение.