Дмитрий Морозов - Разбить стёкла теплицы. Книга 2. Воспитание для реального мира

Разбить стёкла теплицы. Книга 2. Воспитание для реального мира
Название: Разбить стёкла теплицы. Книга 2. Воспитание для реального мира
Автор:
Жанры: Детская психология | Воспитание детей
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2024
О чем книга "Разбить стёкла теплицы. Книга 2. Воспитание для реального мира"

Можно сказать, что вся эта книга – о воспитании способности к усилиям.

Переход от «педагогики требовательности» к той «метапедагогике», о которой пишет Дмитрий Морозов, связан не с повышением меры благодушия в отношении детей; он ожидает от взрослых размышлений, решений, изобретений, моральных усилий, хитроумных способов и поводов для сотрудничества с детьми.

Автор книги – организатор общины «Китеж» для семей с приёмными детьми в Калужской области. Сообщество таких семей и ребят с детдомовским прошлым предельно обнажает многие проблемы, которые в обычных семьях воспринимаются размыто – как само собой сложившиеся обстоятельства. Но всё же различия заключаются скорее в остроте, чем в сущности проблем, надежд и забот.

Родители всё равно остаются центральными фигурами воспитания, но только влияние на ребёнка оказывают не их назидания и придирки, а сам образ жизни. Такова одна из ряда выделенных «аксиом» в книге Д.В. Морозова: «Чем мы наполним пространство внутри нашего co-бытия, тем и наполнится Образ мира ребёнка. Особенно рекомендую оптимизм, умение осознавать свои потребности и желания, ставить цели и находить силы и средства для их достижения, бодрость и сознательность, умение оборачивать неприятности в источник опыта… И ещё: взаимодействие, а не лекция или наставление – самый эффективный способ передачи ваших ценностей вашему ребёнку. Ребёнок верит практике, то есть жизни, но не верит словам».

В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Бесплатно читать онлайн Разбить стёкла теплицы. Книга 2. Воспитание для реального мира



Серия «Школа для каждого – школа для всех»


Идея серии предложена А.Г. Асмоловым, зав. кафедрой психологии личности МГУ им. М.В. Ломоносова, академиком РАО



© Д.В. Морозов, 2024

© ООО «Образовательные проекты», 2024

Предисловие. Усилие без насилия

О педагогике для детей нового века в книге «Разбить стёкла теплицы»

У значимых педагогических книг, как минимум, «тройное дно», три измерения.

Они должны быть смыслоёмкими (если угодно – «теоретическими») книгами для профессиональных педагогов, где раскрываются, обосновываются опытом и логикой новые пути образования. Но (во-вторых) это и практичные книги для родителей: они помогают понять жизненные ориентиры ребят разных возрастов, противоречия их развития; в них обсуждают характерные ситуации отношений с детьми, способы налаживания взаимопонимания, сотрудничества с ними. И, наконец, это книги, читаемые с увлечением, литературные произведения, интригующие, задевающие душевные струны читателя.

В круг выдающихся авторов «новой педагогической классики» в 2000-е годы вошли несколько новых имён. Одно из них – Дмитрий Владимирович Морозов, организатор общины приёмных семей и терапевтического сообщества «Китеж» в Калужской области.

Раз в несколько лет выходили томики его «педагогической поэмы»: «Поколение Китеж. Опыт построения сообщества / Ваш приёмный ребёнок», «Техника безопасности для родителей детей нового времени», «Разбить стёкла теплицы».

Заглавие «Разбить стёкла теплицы» (ставшее теперь названием для серии книг) странным образом сдвигает вроде бы естественные представления о задачах гуманной педагогики: оказывается, речь не столько о том, как создать «теплицу» для ребёнка, сколько про то, как научить дышать за её пределами.

* * *

«Очень часто один и тот же метод приводит к прямо противоположным результатам. У ребёнка, перекормленного родительской любовью, любое “внушение” вызывает протест, установка границ – желание их нарушить. Но тот, кто был обделён вниманием, радуется даже “взбучке” – как свидетельству родительского интереса. Для одного похвала – стимул к новым свершениям, другого похвалили – расслабился и “сел на шею”».

Так звучит один из лейтмотивов этой необычной книги. Автор и свой опыт представляет читателям в связи с подобным выводом: «Я сорок лет работаю с детьми – благополучными, проблемными и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также с родителями, чья жизнь была испорчена потерей любви и доверия своих детей. Эти годы убедили меня, что никакой компьютер не может точно предсказать результат того или иного педагогического воздействия».

Но именно метафоры «компьютерного века» подбирает Дмитрий Морозов к разговору о судьбах детей в современном мире: программа, сбой программы, форматирование диска, внешние вирусы… Обозначив свой отказ от рецептов и простых формул «метапедагогикой», он комментирует это слово так:

«…В метапедагогике вектор развития задаёт ребёнок, вернее, потребности его личностного роста и развития, осознанные взрослым… Основа метапедагогики – в признании права ребёнка на собственную программу развития. А, значит, и права на ошибку, на пробу, на испытание границ своей свободы, силы запретов и крепости обещаний».

В этой книге мне слышатся многие ключевые тезисы «Педагогики для всех» моего учителя С.Л. Соловейчика. Сразу вспоминаются его слова: «…Но ответов на уровне “Что делать, если ребёнок…” нет, они живут, эти ответы, в другой сфере – в этической. К разочарованию многих оказывается, что никакого “правильного” голоса, тона, способа, приёма нет… Что всё зависит от того, что за человек отец, насколько доверяет ему мальчик, как сложились их отношения… Педагогику спрашивают: “Как сделать?”, а она отвечает вопросом: “А что вы за человек?”».

Теперь к подобным формулировкам другой автор подводит читателей нового века из другого опыта, в обстановке иной эпохи и по-другому мыслящих поколений, на ином уровне жёсткости, в ином темпе и стиле изложения.

* * *

Китеж – построенный своими силами посёлок в Калужской области для нескольких десятков семей с приёмными детьми. Среди воспитанников есть те, кому ставят диагноз ЗПР и аутизм, есть бывшие беспризорники с опытом выживания в экстремальных условиях улицы, есть московские дети, которые при вполне благополучных родителях не ходят в школу, а зарабатывают приводы в полицию.

Морозов и его коллеги назвали свой посёлок «терапевтическим», полагая среди главных своих забот «излечение детей-сирот от ненависти к миру и неверия в будущее». «В Китеже, – объясняет Морозов, – не используют понятие перевоспитания, поскольку невозможно изменить прошлый опыт человека; дело родителей и педагогов – думать о том, что нужно восполнить и развить в ребёнке, дабы вернуть ему здравое суждение о мире».

Восполнить пробелы в развитии, исправить сбои программы… Но отнюдь не педагогика программирования обсуждается в книге, а скорее (если следовать предложенным метафорам) «антивирусный софт»; не сочинение «программ развития личности», а то, как обеспечить для них условия позитивного «срабатывания».

«У открытых, оптимистичных, внимательных родителей, эмоциональная жизнь ребёнка похожа на уверенную прогулку по широкой ровной дороге, плавно ведущей вверх. В неблагополучной семье ребёнок идёт по эмоциям родителей, как по горной тропе, он спотыкается на порицаниях, сжимается на окриках, теряется при равнодушном молчании. Все силы уходят не на обучение, а на защиту собственной внутренней свободы. Можно ни разу не шлёпнуть ребёнка, но так погрузить его в своё родительское вязкое, обтекающее сознание, что личная инициатива и тяга к самостоятельному, независимому познанию будут уничтожены».

Разговор в книге свободно переходит с одних тем и сюжетов на другие, но не раз возвращается к трём особо характерным типам ошибок (или упущений? или неумений?) близких взрослых в отношении к своим детям.

Первая из них наиболее естественна: склонность подменить «настроенную на будущее» программу ребёнка шаблонами, обкатанными собственным прошлым. Из цитат об этом:

«…Не помню, кто из мудрых сказал, что дети – это координаты будущего, которое сбывается на наших глазах. Но мы – взрослые, сами часто не готовы к встрече с будущим. Мы ищем в детях соответствия с прошлым, привычным, понятным. Когда не находим, начинаем злиться и приводить детей к привычным для нас формам поведения».

Вторая ошибка – неумение увидеть за раздражающими нас дурными чертами характера нечто упущенное, то, что необходимо не подавить, а восполнить (или же помочь ребёнку превратить «недостатки» в стимулы для развития):

«…Жестокостью в человеке проявляется отсутствие сострадания, эмпатии; эгоизмом – отсутствие постоянной заботы со стороны других людей; агрессией – желание привлечь внимание, когда все другие способы не дали результата, ложью – недоверие миру вокруг… И очень часто достоинства ребёнка вырастают из недостатков, а сильные стороны берут начало в слабостях и неисполненных желаниях, обидах и страхах».


С этой книгой читают
Этот словарь составлен не из определений, а из уточнений, размышлений, объяснений, предостережений, подсказок. Ведь все мы – и родители, и дети – настолько различаемся, что в интимном деле воспитания не может быть универсальных рецептов. Но такой словарь помогает увидеть, что происходит в сознании детей, найти свой собственный путь в хитросплетении межличностных отношений, чтобы дать ребёнку стимул к развитию, уберечь себя и его от необдуманных п
Отказавшись от всего, он шагнул в неизвестность. Взял в руки Фиолетовый Меч, который в ином мире называли Кристальным Пеплом, и ринулся в бой. Но остался один, без поддержки и помощи. Не каждый сумеет пройти через ад и не сломаться, остаться собой. Он сумел. И спас многих других. Стал тем, кем должен был стать. Но это оказалось только началом. Впереди ждало столько, что слов для описания всего этого он никогда бы не нашел. И тайные враги остались
Душа неуничтожима, как легендарный град Китеж. Но дети-сироты – совершенно особые дети. Они прошли через боль, разочарование, страх. Отзовётся ли душа ребёнка, которого попытались усыновить? Что надо знать, чтобы благородный поступок стал шагом к семейному счастью и не принёс боль разочарования?Книга Дмитрия Морозова рассказывает об истории создания и многолетнем опыте жизни посёлка Китеж в Калужской области, созданного семьями с приёмными детьми
Не ищите на этих страницах стройной научной теории. Автор книги, педагогическая практика которого получила сегодня мировое признание, убежден: все мы – и родители, и дети – настолько различаемся, что это полностью отрицает существование неких универсальных рецептов.Перед вами – книга, полная практических советов, которые помогут понять, что происходит в сознании детей, найти собственный путь в хитросплетении межличностных отношений, дать ребенку
В книге представлена коррекционно-развивающая программа для детей 4–7 лет с ограниченными возможностями здоровья по альтернативной коммуникации, дано описание воспитанников с особенностями в развитии, нуждающихся в использовании средств альтернативной и дополнительной коммуникации. Приведены примеры занятий по формированию представлений об эмоциях.Книга адресована дефектологам, логопедам, педагогам и психологам.
Для чего человеку нужен страх? Все люди чего-то боятся. Страх является нашим предохранителем от несчастных случаев (один раз больно ударившись, ребенок запомнит и не полезет больше на ту ступеньку, а на объектах еще выше задумается, нужно ли это вообще), от перевозбуждения нервной системы (после шумного праздника малыш может еще несколько дней «бояться» громких звуков, а на самом деле его мозг будет отдыхать) и т. д. Все зависит от конкретного ре
Сборник постов-размышлений о мире, о его познании, о месте в нём через призму собственного опыта, материнства и преподавания литературы в старших классах. Некогда эти мысли выходили по средам в соцсетях, а теперь собраны воедино.
В книге Елены Бахтадзе собраны высказывания детей в диалогах с учителем музыки. Иногда эти высказывания афористичны, иногда дети используют слуховые ассоциации, но искренность и точность детских суждений впечатляет! Книга, проникнутая добротой, любовью, взаимным доверием преподавателя и учеников, интересна с точки зрения изучения детской психологии.В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
«Гекуба» – название музыкальной группы, состоящей из трех участников. На турне к далекому морю ребят толкают неласковые обстоятельства. Один из музыкантов терпит поражение на ринге, двоих других лишают места репетиций, аннулируя прежний договор о выступлениях. Но бравые парни не сдаются. Они вылетают на черноморское побережье, где и начинают давать концерты, не ведая, что выступают на «чужой» территории. Таким образом, неприятности ребят вовсе не
Как гласит история, в 1846 году караван переселенцев на Дикий Запад застрял в занесенных снегом горах Сьерра-Невады. Последствия зимовки были ужасными, свидетельства немногих выживших очевидцев были слишком невероятны и запутанны, а со временем крупицы фактов обросли сомнительными сенсационными подробностями… И вот спустя почти два столетия молодой археолог Нора Келли возглавляет экспедицию с целью найти Потерянный лагерь – одну из стоянок зимовщ
ЕСТЬ БУК! - Думаешь, если ты моя истинная, я пощажу тебя? От жутких угроз, произнесенных приятным очень низким голосом с хрипотцой мороз пробирает по коже. Глаза незнакомца хищно вспыхивают голубым светом. Он кладет руку себе на широкую грудь, сжимая золотой медальон. Теплый свет от медальона просачивается сквозь его пальцы. -Истинная? - шепчу я, замирая в нерешительности. Незнакомец делает шаг ко мне. Я прихожу в себя в крепких объятиях кра
♡ СКОРО ФИНАЛ ♡ Что делать попаданке с редким даром и опасным артефактом? Бежать конечно! Я и побежала, спасаясь от погони и угодила на свадьбу дракона-инквизитора. И вот на руке моей разрастается странная метка. Свадьба расторгнута. А гневный взгляд дракона гарантирует проблемы. Остается только спрятаться от его ярости в магической академии на факультете боевой магии. Только почему красавчик - ректор так похож на моего истинного? ♡ Неунывающая