Заканчивая трудовую деятельность, хотел бы подвести ее итоги. При этом речь идет не о достижениях автора, а явлениях и событиях, с которыми соприкасался, участвовал в них, но считает их незавершенными или неуслышанными.
Имея практический опыт в своей специальности врача-гигиениста, а также в проведении научных исследований и немалый стаж в педагогической практике, смею считать себя вправе проводить анализ состояния общественных явлений и делать на его основе выводы, которые рождают предложения и рекомендации.
Санитарный врач в своей работе осуществляет санитарное обследование и наблюдение за объектами и процессами жизнедеятельности человека: жилище, питание, водоснабжение, другие объекты быта и труда. При этом необходимо установить соответствие увиденного и обследованного гигиеническим правилам и нормам. Таким образом формируется не только оценка факторов условий жизни человека, но и возникает неприятие различных нарушений, повышается уровень чувства несправедливости.
Построение правового государства основано на четком действии всех элементов судебной системы, знании и соблюдении гражданами законов. Значительный вред этому процессу был нанесен такими явлениями, как «революционная целесообразность» и «пролетарская ненависть». Другой стороной процесса общественной жизни является нравственность, в основе которой лежат высокие моральные ценности. А здесь процесс богоборчества нанес большой вред духовности населения.
Вопрос устроения общественных норм порядка на Руси берет свое начало от «Русской правды» Ярослава Мудрого, великого князя XI века (1019–1054 годы правления). Его свод установлений отражал специфику того времени, был примитивен и жесток.
Внук Ярослава – Владимир Мономах – великий князь периода 1113–1125 годов, отметился в истории не только многочисленными победами над половцами, но и государственной мудростью в делах и высокой нравственностью. Его отношение к врагам, бедным, женщине, больным дано в поучении – наказе своим сыновьям.
Вопросы обустройства дома, установление норм взаимоотношений в быту вырабатывались на Руси, начиная с новгородского исторического этапа. Собрание правил и норм быта в XVI веке обобщил в книге «Домострой» духовник Ивана IV Грозного Сильвестр – священник Кремлевского Благовещенского собора. «Домострой» стал учебником житейской мудрости и нравственной чистоты для многих поколений русских людей.
До 1917 года в школах России одной из учебных дисциплин являлся «Закон Божий». Заповеди, которые определяли мораль человека, касались различных сторон его жизни. В начале 60-х годов XX века в СССР был изобретен «Моральный кодекс строителя коммунизма». Сами коммунисты признают, что в его основе находится «Закон Божий».
То, о чем и в настоящее время беспокоится общество, – законодательство и нравственность не достигли за 1000 лет своей законченности, вершины. Однако за долгую историю российского государства в нем выработаны законы и общепринятые моральные принципы. Сегодня общество нуждается как в законопослушании, так и в соблюдении высоких моральных устоев, традиционных для русских людей.
Свой жизненный путь автор прошел в активной позиции по отношению к общественным явлениям, человеку, законотворчеству и нравственности.
В книге представлены размышления о современных людях, законах, морали.
Конституция. Человек в ней
Преподавателем Военно-медицинской академии на практическом занятии по военно-морской и радиационной гигиене задавал курсантам провокационный вопрос: «Что самое главное в жизни человека?». Чаще всего звучал ответ: «Здоровье. Жизнь». Понятное дело, ведь вопрос задавал врач, хотя и военный. В продолжение дискуссии следовала подсказка: «А почему погибли Пушкин, Лермонтов? Что они защищали?». И выяснялось, что выше жизни они ставили честь.
«Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, благородство души и чистая совесть» (Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля /Сост. Н.В. Шахматова и др. – СПб.: ИД «Весь», 2004. – С. 702). А на с. 703: «Честный, в ком или в чем есть честь, достоинство, благородство, доблесть и правда – человек, прямой, правдивый, неуклонный по совести и долгу; надежный человек, кому во всем можно доверять».
Одним из воинских ритуалов является отдание чести. Оно происходит в различной форме: «сделать на караул», преклонить шпагу или знамя, пробить барабанную дробь, поклониться старшему, строю или приложиться к козырьку. Во времена В.И. Даля (1801–1872) после сраженья поле брани именовалось и полем чести.
В современном Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (утвержден Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 года) в главе 2 «Взаимоотношения между военнослужащими» имеется подглава «О воинской вежливости и поведении военнослужащих». В ней дается объяснение тому, как и когда офицер может пользоваться выражениями «слово офицера» и «честь имею». Если первое выражение всеми понимается однозначно и не вызывает разнотолков, второе не менее значимое словосочетание в жизни нередко применяется неверно.
«Береги честь смолоду» – выражение, известное многим. Честь, казалось бы, что-то непредметное, неосязаемое. Но какой огромный смысл и значение вкладываются в это слово.
Суд офицерской чести в армии и на флоте был, следует надеяться, и будет одной из строжайших мер наказания. У лишенного чести офицера оставался один выход – пуля в висок. Ритуал сломанной шпаги над головой офицера, стоящего на коленях перед строем, означал по сути дела высшую меру наказания – позор, несовместимый с продолжением не только службы, но и жизни.
Утрата нравственных ориентиров – болезнь, граничащая с неизлечимым состоянием.
В Военно-медицинской академии 80-х годов прошлого столетия на заседании ученого совета провожали в запас одного из начальников кафедры профессора генерал-майора медицинской службы. После объявления приказов министра обороны об увольнении и поощрительного от начальника академии растроганный генерал дошел до входной двери зала, повернулся к аудитории и произнес: «Честь имею». Так прощаются офицеры со своими коллегами и товарищами.
Прожить жизнь в чести, выйти с честью из любого положения и, наконец, с честью уйти – пожелание каждому из нас.
* * *
А сейчас поговорим о реалиях современности. Министр экономического развития страны сменил работу на должность библиотекаря в колонии строго режима. Экс-министр по делам Открытого правительства и экс-сенатор «с недавнего времени на соседних шконках в одной двухместной камере столичного СИЗО Лефортово». Через это учреждение прошли губернаторы Коми, Марий Эл, Сахалина, Кировской области. Ждет под домашним арестом своей участи экс-глава Удмуртии.