Эмили Моноссон - Разрушители. Грибки и грядущая пандемия

Разрушители. Грибки и грядущая пандемия
Название: Разрушители. Грибки и грядущая пандемия
Автор:
Жанры: Биология и химия | Здоровье и медицина | Научпоп: прочее
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2024
О чем книга "Разрушители. Грибки и грядущая пандемия"

Грибки есть везде. Есть безвредные, есть даже полезные. Однако некоторые из них – это жестокие убийцы. Если мы абстрагируемся и взглянем на все со стороны, то можно утверждать, что грибы являются самыми разрушительными организмами на Земле. Они могут уничтожить все вокруг и остаться единственными на планете. В книге автор Эмили Моноссон рассказывает, как торговля, путешествия и меняющийся климат делают нас всех более уязвимыми для пандемии.

Однако не стоит пугаться раньше времени. Да, грибки – это жестокие организмы, способные уничтожить все живое на планете, но профилактика не невозможна! Прослеживая историю распространения грибков и самые последние открытия в этой области, Моноссон знакомится с учеными, которые неустанно работают над защитой видов, находящихся под угрозой, чьи инновационные подходы к инвазии грибков могут спасти человеческие жизни. Углубляясь в тематические исследования, одновременно увлекательные, отрезвляющие и обнадеживающие, эта книга служит тревожным сигналом, напоминанием о тонкой взаимосвязанности мира природы. И является уроком, позволяющим смотреть на жизнь на нашей планете с осознанием ее хрупкости.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Бесплатно читать онлайн Разрушители. Грибки и грядущая пандемия


BLIGHT

Fungi and the Coming Pandemic


EMILY MONOSSON



© ООО Издательство «Питер», 2024

© 2023 by Emily Monosson

© Перевод на русский язык ООО «Прогресс книга», 2024

© Издание на русском языке, оформление ООО «Прогресс книга», 2024

Предисловие

На страницах этой книги упоминаются грибы, растения и животные, для большинства из которых указаны латинские и общепринятые названия. Чаще всего я использовала общие наименования видов, но многие микробы имеют только латинские названия. Все они выделены курсивом.

Я долго сомневалась, в каких единицах измерения указывать вес или температуру: в тех, которые приняты в метрической системе (поскольку ее используют во всем мире, в том числе ученые), или в имперской, которой пользуются в Соединенных Штатах. В итоге было принято решение указывать единицы измерения в метрической системе. Когда я буду писать о температуре, я буду использовать градусы Цельсия.

Наконец, в книге упоминается множество различных государственных учреждений и некоммерческих организаций, чьи названия порой слишком длинны. В большинстве случаев они будут приведены целиком, а некоторые – в виде общеизвестных аббревиатур, например NASA.

Введение

В большой пещере на склоне горы в Вермонте, на полу, покрытом смесью глины и ила, покоится грибковая спора. Она находится здесь с ранней весны, когда летучие мыши, в основном малые бурые ночницы, начинают перебираться в другие места для ночлега, более подходящие для теплого времени года. Пещера служила им укрытием зимой – здесь они пережидали холода и берегли силы, что особенно важно в условиях нехватки пищи. Спора – микроскопическая капсула, слегка изогнутая, как семечко тмина или банана. Она будет лежать на полу пещеры и оставаться неповрежденной месяцами, пока летучие мыши не вернутся осенью. Вот и они: снова устраиваются на зимовку, а одна из них, молодая самка, родившаяся ранней весной, пьет воду из лужицы на полу. Она пролетела десятки миль от места, где родилась, и наконец оказалась в этой пещере. Ее крыло касается пола, где покоится спора, и это все, что той нужно, чтобы начать свой путь. Вскоре спора, которая перекочевала с грязного пола на перепончатое крыло летучей мыши, прорастает и начинает развиваться. Она распускает нитевидные гифы, которые тянутся в поисках пищи.

В коже летучей мыши есть кератин – все, что нужно этому грибку для питания. В пещере холодно, чуть выше нуля, но он предпочитает именно такую температуру. Грибок проникает в крылья малой бурой ночницы и будет питаться ею, пока не придет время размножаться – тогда он сбросит сотни спор и частичек гиф, которые окажутся на других летучих мышах, стенах пещеры и грязном полу. Молодая самка не переживет заражения, а со временем споры и частички грибка приведут к гибели и ее собратьев, с которыми она делила пещеру. Сотни, а затем и миллионы летучих мышей заразятся, и большинство – однако не все – погибнут.

Споры принадлежат грибку под названием Pseudogymnoascus destructans>1, который вызывает заболевание, известное как синдром белого носа. С момента своего появления в 2000-х годах оно успело убить миллионы летучих мышей. Возможно, эпидемия началась именно так, как я описала, – со споры, попавшей на пол пещеры.

Тем временем в гористой местности на западе страны прохладный весенний день. Влажный воздух наполняется спорами совсем другого грибка, называемого «ржавчинным». Некоторые из этих спор оказываются на вечнозеленых иголках белоствольной сосны. Дерево старое, десятилетия суровой погоды и ветров сделали его скрюченным, но не смогли сломить. Споры прорастают во влажном, туманном воздухе. Они развиваются, постепенно захватывая иголку за иголкой, ветку за веткой, пока зараженным не оказывается все дерево. Оно никогда не сталкивалось с этим видом грибка, и все его естественные защитные механизмы не могут с ним справиться. Грибок разрастается, иголки постепенно становятся коричневыми и отмирают, пока через несколько лет эта участь не постигнет все дерево, – подобный сценарий происходил миллионы раз с миллионами деревьев. Грибок, вызывающий инфекцию под названием «пузырчатая ржавчина сосны», появился на континенте более века назад и по-прежнему остается проблемой. Грибку, который убивает летучих мышей, всего два десятилетия, но он также распространяется по континенту. Ученые склоняются ко мнению, что этот процесс не остановить: если грибок появился и закрепился, он уже не «уйдет». И тот, что вызывает ржавчину на деревьях, и убийца летучих мышей. Опасность тотального вымирания грозит всем видам, подверженным воздействию грибков.

В совокупности инфекционные грибы и грибоподобные патогены являются самыми разрушительными из всех известных на планете возбудителей болезней. За последние сто лет возросло число новых грибковых заболеваний у разных видов, включая человека. Откуда берутся эти грибки? И можем ли мы сделать что-нибудь, чтобы предотвратить их появление?

* * *

«Ржавчина», плесень, гниль, грибки – мы живем в облаке микроскопических спор, которые в любой момент могут начать развиваться. Грибки повсюду. Мы выуживаем из глубины холодильника давно забытый стаканчик йогурта, открываем его, но находим внутри только толстый зеленый ворс плесени. Розовые и желтые грибки пушатся на стене пострадавшего от наводнения дома. Воздух, которым мы дышим, кишит грибковыми спорами, а под землей гифы проникают еще глубже в почву. По этим клеточным трубочкам текут вода, питательные вещества и другие химикаты. Грибки есть в океанских глубинах, радиоактивных руинах Чернобыля и за влажными полотенцами, развешанными для просушки на Международной космической станции, которая вращается вокруг нашей планеты. Если вы готовите хлеб на закваске, то знаете, что дрожжи, тоже являющиеся грибками, наводняют воздух, которым мы дышим, но почти не приносят вреда. Внутри каждой из крошечных черных точек грибка Rhizopus, который цветет на куске старого хлеба, находятся десятки тысяч спор – именно потому, что их так много, мы в конце концов можем их заметить. Грибок, называемый кукурузной головней, образует округлые галлы, похожие на переполненные сосуды, которые могут разнести по полю 25 миллиардов спор. По оценкам химиков>2, ежегодно в атмосферу попадает около 50 миллионов тонн спор, которые разносятся ветром от обитающих на земле грибков. И хотя этот вид размножения характерен для большинства из них, есть виды, которые используют другие способы. Например, дрожжи и их «родственники» размножаются почкованием, отделяя от себя дочерние клетки, хотя в неблагоприятных для этого условиях даже они могут перейти на споры.

Большинство грибков путешествуют с помощью спор. Некоторые из них перемещаются всего на доли дюйма, падая с одного листа на другой. Другие пересекают океаны, выживают при низких атмосферных температурах, в отсутствие влажности, под беспощадным солнечным светом, от которого не скрыться при высотных перелетах. Люди тоже переносят споры – на одежде, в волосах; мы вдыхаем и выдыхаем их тысячами. Споры, попавшие в грязь, могут скрываться в углублениях наших рабочих ботинок и кроссовок, а также в протекторах шин наших легковых и грузовых автомобилей. Мы разбрасываем споры, когда идем по туристической тропе, садимся в самолет, тем самым доставляя их из одного штата в другой или через океан. Они находятся на борту Международной космической станции, и некоторые могут отправиться с нашей помощью на Луну или даже на Марс. Одни выносливее других, а есть такие споры, которые должны быстро прорасти, иначе погибнут, поэтому длительные и трудные путешествия им не подходят. Другие выживают в таком путешествии, но погибают, попав к неподходящему хозяину, или ждут в спящем состоянии до тех пор, пока условия не станут приемлемыми для роста: а вдруг возможный хозяин пустит корни именно здесь, на этом пятнышке почвы? Как раз там, где уже десятилетие покоится спора. Отчасти именно поэтому наше соседство оказывается таким проблематичным – некоторые грибки, вызывающие заболевания, могут выживать в окружающей среде, даже не имея хозяина, в течение нескольких дней, месяцев или лет. В отличие от многих других патогенных микробов, споры грибков демонстрируют удивительную стойкость, причем каждая отдельная спора несет в себе инструкции для следующего поколения плесени, грибка, гнили и множества других собратьев. По некоторым оценкам


С этой книгой читают
Юный бегемот Пухлик покидает родной край в поисках смысла жизни. Во время путешествия Пухлик столкнется со многими трудностями и опасностями, а также обретет новых друзей. От старого бегемота он узнает о том, что киты из легенд бегемотов действительно существуют. Знакомство с китами и станет главной мечтой Пухлика.Несмотря на художественный вымысел сюжета, в книге представлено множество реальных фактов о бегемотах, львах и других животных, многие
Серия «Удивительное страноведение. Калейдоскоп вопросов» полезна для расширения кругозора и профориентации. Каждая тема в серии рассматривается через 15 вопросов, которые создают импульс для самостоятельного исследования, сравнения одной страны с другой, поиска закономерностей и различий.
Эта книжка – не учебник ботаники, поэтому искать в ней научных описаний не нужно. Здесь маленькие очерки о полевых цветах, которые автор постоянно встречал в лугах и полях и знает, как своих хороших знакомых. Познакомься с ними и ты, хотя тоже не раз видел, собирал из них букеты и украшал свою комнату, а может, и дарил любимым людям. Ты узнаешь их ещё и со стороны их кулинарных, лечебных и символических свойств, и может быть, эти знания не будут
Трактат Аристотеля о растениях представляет собой не только собрание ботанических знаний, но и живую память о том, как человечество стремилось понять природу. Взаимодействие философии и науки, которое он демонстрирует, становится основой для глубоких размышлений о нашем месте в мире. Примечательно, что его влияние не ограничивается одной культурной традицией; разнообразие переводов показывает, как идеи пересекаются, обогащая различные цивилизации
«Сказка про стрельца Федота, наглеца и обормота» является пародией на сказку Леонида Алексеевича Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Книга содержит нецензурную брань.
Поэзия Елена Александровой – это искусно сотканная сеть неожиданных метафор и ярких образов. Лирическая героиня обретает счастье в поэзии.В сборник тверской поэтессы включены новые стихотворения и поэтические произведения в прозе.Книга предназначена для любителей современной отечественной поэзии.
Получить кристалл мага! Да ничего сложного. Окончи академию - и все. Но кто знал, что в этот простой план будут внесены серьезные коррективы. И уже нужно думать о том, как выжить в этой круговерти событий, сохранить дружбу не потерять себя.
"— А мне батюшка, не нужны ни парча, ни Шанель, ни Диор с жемчугами, а хочу я себе только раба мужского ручного, ласкового, из земель англосакских, гимпом кличут по-аглицки, — просит Марфа, глазки в пол потупив. — А тебе же что привезти моя Настенька, моя дочь младшая, дочь любимая? — Ни нужны мне батюшка, ни зеркало-айфон шестнадцатый, ни раб мужской аглицкий… А ведомо мне, что есть в тридевятом царстве, в тридесятом государстве цветочек алень