Воспитателям, учителям и родителям
Язык и речь И. П. Павлов называл «чрезвычайной прибавкой на уровне человека». Без языка нарушаются механизмы и нормы трех основных видов деятельности человека: общения, познания и труда (игры). Механизмы речи до сих пор недостаточно объяснены наукой. Несмотря на усилия физиологов, психологов, языковедов, дефектологов, логопедов, неврологов и др., в этой области остается много вопросов.
Книга «Ребенок учится говорить» М. М. Кольцовой (1973) получила широкое признание у специалистов и родителей. Известный ученый-физиолог павловской школы, доктор психологических наук, талантливый экспериментатор и руководитель (на протяжении 20 лет) Лаборатории высшей нервной деятельности ребенка Института физиологии детей и подростков АПН СССР впервые сделала попытку просто рассказать о формировании детской речи, чтобы глубже понять ее сущность. В 2006 году М. М. Кольцова ушла из жизни. Богатейшее наследие по психофизиологии детской речи, оставленное этой подвижницей отечественной науки, ждет своего дальнейшего изучения и публикации.
Работа по развитию речи у детей должна проводиться особенно серьезно и настойчиво в первые три года жизни («критический» период развития). Все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке в период их естественного созревания. Если же развитие функций задерживается из-за неблагоприятных условий, то в более позднем возрасте отставание компенсируется с трудом и не в полной мере.
Уже начиная со второго года жизни ребенка слово влияет на восприятие свойств предметов, формирование представлений о них и другие стороны психической жизни. Совершенно исключительную роль играет речь в приспособлении маленького человека к требованиям общества, в установлении контактов с другими детьми.
Способность к речи и словесному мышлению имеет свою предысторию в развитии животного мира (филогенез). У первобытных людей словесная речь сливалась с жестикуляторной речью. Овладение орудиями труда приводило к разработке тонких движений пальцев руки и усложнению строения мозга: увеличению его массы относительно массы тела, большему развитию полушарий, особенно лобных долей, появлению речевых зон. И. П. Павлов называл мозг органом приспособления к окружающей среде.
Строение и деятельность головного мозга достаточно хорошо изучены наукой. Особый интерес для развития речи представляют большие полушария мозга. В них совершается работа сознания, возникают мысли, чувства. К двухлетнему возрасту у ребенка в основном завершается созревание нервных клеток и разделение коры на слои в речевых зонах. Замедленность же формирования речевой функции (на протяжении нескольких лет) связана с медленным созреванием мозга ребенка.
Правое и левое полушария мозга у человека имеют разную «специализацию»: правое обслуживает образное мышление, а левое – отвлеченное, словесное мышление. Изучение закономерностей взаимодействия обоих полушарий у здорового человека, а также становление его у детей остается актуальным для педагогики и психологии. При рождении у ребенка не выявляется асимметрии полушарий. Но к двухлетнему возрасту развитие речевых областей в левом полушарии достигает высокой степени.
Установлено, что все три речевые области коры больших полушарий мозга работают согласованно, способны заменять друг друга. Они находятся в левом полушарии мозга. Правое полушарие тоже может «научиться» управлять речью, это происходит у левшей, а также при поражениях левого полушария мозга (родовые травмы и другие повреждения).
При нормальной речи, правильном речевом акте требуется высокая точность согласованности работы полушарий мозга. Речевые механизмы действуют автоматически, на уровне подсознания. Расстройства речи (заикание и прочие) возникают в случаях, когда эти автоматизмы не выработаны или сломаны. Тогда приходится создавать их под контролем сознания.
В осуществлении речевого акта принимают участие как врожденные (безусловные), так и выработанные (условные) рефлексы. Именно последние обеспечивают понимание слов. Понимание есть результат большого числа условных связей между многими областями мозга в обоих полушариях. Словесная речь как вторая сигнальная система опирается на сенсорику первой сигнальной системы. При этом нужно учитывать как прямые, так и обратные связи. Нервные импульсы идут от центра к периферии (от мозга к речевым мышцам) и обратно – от мышц к мозгу. Двигательный и слуховой контроль отмечается у детей, когда еще не отработан словесный шаблон, с трудом выговаривается слово.
Сущность слова и речи не сводится только к звуковой сигнальной системе. Слова обобщают множество непосредственных раздражителей. Ребенок переносит слова на новые объекты (ср. слово «мама»), и тогда оно получает обобщающее значение, становится понятием. Как обобщающий сигнал слово обозначает не один предмет, а множество сходных по определенным признакам предметов. Заучивание звукоподражательной реакции еще не свидетельство понимания слова.