История российско-японских отношений и северные острова
Исходя из исторических данных и письменных источников, открыли острова голландцы. Голландец Мартин Гериц де Фриз (?–1647) в 1643 году увидел острова Кунашир и Итуруп и высадился на острове Уруп. Курильские острова (Тисима) первыми заселили русские, а северные острова Японии Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп – японцы.
В течение XV–XVI вв. политика русских правителей состояла в создании централизованного государства вокруг Москвы и расширении своей территории. Так, казачий атаман Ермак Тимофеевич (?–1585) и его сподвижники, перейдя через Уральский хребет, начали продвижение в глубь Сибири во второй половине XVI в. Казачьи отряды стремительно продвигались на восток, забирая у коренных жителей меха и отнимая земли. До побережья Охотского моря казаки добрались в 1639 г.
Следующий шаг в расширении территорий был совершен в 1707 г.: отряды казаков под предводительством Владимира Атласова завершили покорение полуострова Камчатка. В. Атласов с южной части Камчатки впервые наблюдал северную часть Курильских островов в 1697–1699 гг. Четыре года спустя, в 1711 г., экспедиция Данилы Анциферова и Ивана Козыревского высадилась на острове Шумшу, а два года спустя вторая экспедиция добралась до острова Парамушир. Получив от айнов сведения о порядке расположения 14 островов, простирающихся до острова Мацумаэ (ныне Хоккайдо), И. Козыревский составил “Чертеж морским островам” (1713).
Русская экспедиция Мартына Шпанберга (?–1761) проплыла вдоль Курильских островов и, следуя открытым морем, достигла г. Симода. Члены его команды, высадившись на берег в районе г. Симода, вернулись на корабль, принеся с собой мандариновые деревья, жемчуг и другие предметы.
Во второй половине XVIII в. предводитель отряда казаков Иван Черный провел исследование Курильских островов с севера до девятнадцатого острова – Итурупа и основал русское поселение на острове Уруп.
Вместе с тем, в Японии в 1635 г. самурай княжества Мацумаэ Хироёси Мураками провел исследование острова Эдзо и впервые нанес на карту острова Кунашир, Итуруп и другие северные районы. Представленная на основе этой карты в 1644 г. княжеством Мацумаэ правительству Токугава географическая карта называется Картой периода Сёхо. Это самая древняя в мире карта, на которой ясно обозначены группа островов Хабомаи, острова Шикотан, Кунашир и Итуруп. Айны, которые ранее жили на этих островах, платили дань княжеству Мацумаэ и вели с ним торговлю.
В 1754 г. княжество Мацумаэ приступило к непосредственной эксплуатации острова Кунашир, учредив там торговый пункт, а в 1786 г. чиновник центрального правительства Токунаи Могами провел исследование островов Итуруп и Уруп.
Таким образом, совершенно справедливо утверждение о том, что «открытие» островов может служить лишь одним из оснований для требования права на владение этими территориями, но, само по себе, это основание является недостаточным. Необходимо учитывать все факторы в их в их совокупности: осуществлялся или не осуществлялся в дальнейшем на справедливой основе суверенитет над этим районом, а также выдвигали или не выдвигали другие государства возражения против осуществления суверенитета над этими территориями.
В период проведения российско-японских переговоров о заключении в 1855 г. Трактата «О торговле и границах» имел место факт управления островами Кунашир и Итуруп со стороны княжества Мацумаэ.
Царская Россия признавала этот факт, и это в известной мере способствовало достижению договоренности о проведении линии государственной границы между островами Итуруп и Уруп. При этом, правда, принцип первооткрытия Курильских островов не получил правильного осмысления. Данный факт может быть объяснен тем, что эти острова уже были заселены: там обитало коренное население. Кстати говоря, в качестве другого такого примера западные историки приводит выражение “открытие Америки” Х. Колумбом, которое в последнее время стали заменять на “перводостижение”.
Можно предположить, что главной целью покорения Сибири и Камчатки, а также продвижение на юг Курильских островов для России было приобретение пушного зверя, который давал большую прибыль, а расширение территории являлось результатом достижения этой цели. Например, освоение острова Уруп диктовалось желанием вести промысел морских бобров и других пушных зверей, а после того как этот промысел исчерпал себя, русские удалились восвояси.
На обширных же просторах Сибири проживало много народностей, которые охотились на пушных зверей и пасли оленей. У них не существовало понятие «государство». Коренными жителями Хоккайдо, Сахалина, Курильских островов и островов Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп были, в основном, айны и другие северные народности. Все эти народности, будучи поглощенными Японией или Россией, существуют и сейчас.
В международной практике не выработан единый механизм разрешения территориальных конфликтов между малыми народностями и «государством-поработитетлем». Если малые народности, объединившись, поднимаются на борьбу за независимость, в одних случаях им предоставляют независимость, в других случаях вырабатывается договоренность о расширении их автономии, а в третьих случаях дело кончается их истреблением. Какого-либо единого установленного принципа не существует.
Что касается начала установления взаимоотношений России и Японии, то первые контакты между японцами и русскими не были благоприятными. Начало их отношений приходится на вторую половину XVI века, когда Япония, завершив продолжительный период внутренних войн, в конце концов, была объединена Хидэёси Тоётоми (1536–1598).
Европейские государства в тот период, опираясь на превосходство военной техники, продвинулись в Азию, Африку и Америку и начали ожесточенное соперничество за приобретение колоний. Христианские миссионеры, будучи вовлечены в этот процесс, сыграли важную роль в борьбе за господство в колониях. Правительство Токугава, опасаясь оказаться под господством иноземного государства и иноземной религии, стало осуществлять политику изоляции страны. Прибытие и убытие иностранных кораблей было ограничено портом Нагасаки, а торговля почти полностью была монополизирована Нидерландами.
Правительство Токугава начало все более и более открыто проявлять опасения в отношении иностранцев, учитывая пример цинского Китая, кстати говоря, опережавшего Японию в историческом и культурном развитии. Когда европейские державы ‑ Великобритания, Франция и Россия, ‑ пренебрегая его суверенитетом, в XIX веке стали захватывать китайские территории, Китай стал терять свой суверенитет, стали попираться его национальные интересы. В это время японцы и столкнулись лицом к лицу с русскими, которые появились с севера.