Важнейшей проблемой, стоящей перед современной Россией является определение национальной государственной идеи, общепринятая формулировка которой в настоящее время отсутствует.
Консолидация населения и определение долговременных целей и задач такой огромной многонациональной страны как Россия могут быть достигнуты только на основании идеологии, квинтэссенцией которой является национальная идея государства (НИГ). Понятие о НИГ должно включать как формулировку собственно национальной идеи, так и изложение пути ее практической реализации.
В России в советское время была принята идеология и национальная идея государства, разработанные на базе марксистско-ленинской теории и провозглашающие конечной целью построение коммунизма. Внешняя и внутренняя политика страны базировались на этих идеологических установках.
После краха советской идеологии и распада СССР, у России, по сути, есть только две возможности. Либо Россия сформулирует новую идеологию, снимающую противоречия марксизма-ленинизма, которую поддержит большинство граждан, либо практически неминуем распад страны, утрата Россией статуса супердержавы и превращение ее во второстепенное государство с 10—15 миллионами населения, задачей которого будет добыча и транспортировка полезных ископаемых для нужд крупнейших мировых государств. Отсюда следует, что разработка новой идеологии и национальной государственной идеи является жизненно важной проблемой для существования и успешного развития российского государства.
Актуальность этой проблемы понимается как руководством страны, так и гражданами. Об этом свидетельствуют многочисленные упоминания российской национальной идеи (РНИ) в выступлениях президента, членов правительства, партийных и общественных деятелей. Учеными и экспертами предложены формулировки РНИ, разработанные с различных позиций и исходя из разных предпосылок. В подавляющем большинстве попыток разработать РНИ не учитывается влияние единого понимания смысла жизни человека и предназначения человечества как фактора, оказывающего ключевое влияние на консолидацию общества и его национальную идею. Это является принципиальным недостатком таких попыток, так как невозможно правильно сформулировать РНИ без предварительного определения что является смыслом жизни человека и предназначением человечества.
На протяжении всего существования человечества в религиозных, философских и социологических учениях были разработаны различные представления о том, что является смыслом жизни человека и предназначением человечества. Несмотря на все идеологические и философские различия в понимании этих «вечных вопросов», разработанные представления имеют много общего, что можно положить в основу не только РНИ, но и национальных идей других государств.
Даже при одинаковом понимании национальной идеи в разных странах, пути их практической реализации могут быть различными. Эти пути определяются не только сходством идеологических основ национальных идей, обусловленных принадлежностью к единой человеческой цивилизации, но и национальными особенностями исторического развития государств. В России, например, наибольшее влияние на формирование национальной идеи и разработку путей ее реализации оказали православие и марксизм, во многом, определившие исторические пути развития страны и формирование менталитета ее граждан.
В книге поставлена задача проанализировать понимание смысла жизни и предназначения человечества в некоторых религиозных, философских, научных, социальных и эзотерических учениях и сформулировать на этой основе вариант РНИ.
Несмотря на стремление максимально исключить профессиональную терминологию, авторский текст и цитаты часто включают специальные термины, определения которых приведены где это возможно, сразу за терминами.
Сведения, анализ и выводы, приведенные в книге ни в коем случае не претендуют на полноту охвата или на то, чтобы являться истиной в последней инстанции. Они представляют собой не более, чем результаты попыток автора найти ответы на важнейшие вопросы человеческой жизни, которые, как автор надеется, покажутся интересными читателям и послужат для них полезной информацией к размышлению.