В давние времена, когда не было электричества, в одном городе жил фонарщик. Каждый день, как только начинало темнеть, брал он в руки лестницу, баночку конопляного масла, спички и обходил городские фонари. Приставлял лестницу к столбу, взбирался на неё, открывал дверцу фонаря, доливал немного маслица и зажигал фитиль. Убедившись, что огонь стал сильным, закрывал фонарь и спускался вниз. Шёл к следующему и проделывал то же самое. И так весь вечер, пока не загорались все фонари в городе.
Когда-то давно, в молодости, он подумал, что фонари похожи на звёзды, как братья бывают похожи на сестёр, и решил, что отныне будет зажигать фонари и смотреть, как они перемигиваются со звёздами! Так он стал фонарщиком. Утром, едва солнышко начинало золотить крыши домов, он спешил погасить фонари. Зачем маслу напрасно гореть, если и без огня светло? Всё это мастер проделывал на протяжении долгих лет. Зимой и летом! В бурю и в дождь! Горожане относились к нему с уважением, считая, что фонарщик дарит людям свет. Да так оно и было: не будь фонарей, никто бы не вышел на вечернюю улицу. Их свет пробивал ночную мглу, соревнуясь с луной, которая с удивлением смотрела на землю, наблюдая, как повсюду появляются жёлтые огоньки.
Шли годы, фонарщик оставался одиноким – всю свою заботу и внимание он отдавал любимому делу, никого не замечал, разговаривал только со звёздами и фонарями.
Бывало, задерёт голову вверх, к небу, и говорит:
– Проснулись, голубушки! Хотите видеть своих братьев? Подождите минутку…
Затем подойдёт к фонарю и спрашивает:
– Ну как? Заждался? Соскучился без огня? Сейчас, сейчас зажгу тебя…
И лезет на столб. А когда запустит в работу последний фонарь, отставит в сторону лестницу и долго стоит, слушает, как фонари со звёздами шепчутся. Улыбается, головой кивает – радуется. Но никому никогда не рассказывал, о чём беседуют звёзды и фонари. Такой это был сдержанный человек.
Один раз в году, на Рождество, фонарщик зажигал фонари по-особенному: масла лил много, фитиль делал длинным. Огонь получался большим, ярким: бился за стеклом, освещая заснеженные улицы. Фонари, словно пылающие оранжевые кокошники на столбах, украшали город, делая его необыкновенно нарядным. Но однажды, перед самым праздником, случилось непредвиденное: мастер проспал! Прилёг отдохнуть и проспал до позднего вечера. Проснулся в темноте. В окошко заглядывала звезда.
– Ах, я старый пень! Уже Вифлеемская звезда загорелась, а я всё сплю! – воскликнул фонарщик и бросился в угол комнаты, где стояла баночка с конопляным маслом.
Оделся, схватил лестницу, масло, спички и выбежал на крыльцо. Не рассчитал ступеньки, запнулся и упал. Баночка выскользнула из рук, масло вылилось на снег.
Город стоял в темноте. В небе сияли звёзды.
– Эх, я несчастный! Испортил людям праздник! – воскликнул фонарщик.
Сел в сугроб и заплакал. Вдруг слышит сверху хрустальной чистоты голос:
– Не плачь, добрый человек. Я отправлю на землю своих подруг. Пойди открой все фонари. Звёзды опустятся и поселятся в них на время праздника.
Фонарщик не верил своим ушам: с ним разговаривала самая яркая, самая большая звезда! Она улыбалась. Мастер вскочил на ноги и побежал. Не мешкая принялся за дело. Подставив лестницу, взбирался на столб и открывал стеклянную створку фонаря. В тот же миг внутрь ныряла слетевшая с неба звёздочка. Фонарщик захлопывал створку, спускался на землю и торопился к следующему столбу. Так обошёл все фонари, запустив в них звёзды.
– Спасибо тебе! – крикнул он, обращаясь к самой яркой звезде, и услышал в ответ:
– С Рождество-о-о-м! С празднико-о-о-м! Сча-а-астья все-е-ем!
Город стал похож на рождественскую открытку, весь сиял и серебрился. Люди вышли из домов и с чувством удивления смотрели на фонари. «С Рождеством!» – раздавались возгласы. «Как прекрасно!» Всю ночь до раннего утра звёзды освещали город. Люди не уходили с улицы, желая насладиться прекрасным зрелищем. Они пели и плясали, славя Рождество Христово, радуясь чудесному празднику. А когда на востоке показались первые лучи солнца и фонарщик выпустил звёзды наружу, народ разошёлся.
Фонарщик в тот же день купил новую баночку конопляного масла и вскоре взял ученика – молодого парня, – чтобы было кому передать своё мастерство. А люди долго ещё разговаривали про звёзды в фонарях, вспоминая Рождественскую необычную ночь.
21–22 октября 2017 г., Китай
В давние-предавние времена в одном городе жил человек по имени Кузьма. Была у него жена, а вот детей Господь не дал. Жили они бедно, денег едва на хлеб хватало. Жена работала кухаркой у богатого соседа, а Кузьма был водовозом. Летом и зимой развозил он воду по городу. Черпал ковшом из реки, наполнял водой бочку и вёз продавать. Летом бочка стояла на телеге, а зимой – на санях. Лошади у Кузьмы не было, поэтому приходилось, ухватившись за оглобли, самому тянуть воз. Так и жили. Жена кухарничала, а Кузьма торговал водой. Из того, что зарабатывали, откладывали по копеечке на рождественские праздники, чтобы иметь возможность подать ребятишкам, когда они придут колядовать. В народе считалось хорошим знаком, когда во время Святок в дом заходили дети, поэтому Кузьма и его жена весь год готовились к Рождеству. Надеялись на чудо – ждали, что вместе с колядовщиками в дом войдёт счастье и у них появится ребёнок.
Однажды, незадолго до Светлого праздника, Кузьма спросил жену:
– Ну что, сколько у нас накопилось денег?
Вынула жена заветный узелочек из-под подушки, пересчитала.
– Десять копеек, – говорит.
– Слава Богу! – обрадовался Кузьма. – Хватит, чтобы купить леденцов!
На следующий день, как всегда, рано утром оделся и пошёл на речку. Остановил сани рядом с прорубью, разбил деревянным ковшом образовавшуюся за ночь ледяную корочку и начал черпать воду. Черпает, в бочку переливает, а сам мечтает о том, как через два дня наступят Рождество, Святки и в дом придут ребятишки. С какой радостью Кузьма одарит их конфетами! Размечтался и потерял бдительность – выронил ковш из рук. Тяжёлый от воды, он скрылся в проруби. Кузьма только ахнуть и успел. Опечалился. Вернулся домой, что делать – не знает. Как без ковша воду добывать? Дождался, когда пришла с работы жена, стали вместе думать.
– У нас есть десять копеек, можно купить новый ковш, – сказала жена.
– Нельзя оставлять детей без угощения! – возразил Кузьма. – Уж лучше я топором буду лёд рубить.
Утром так и сделал. Взял старенький топорик, впрягся в сани и отправился к речке. Трудился весь день, вырубил несколько небольших кусков льда и стал складывать их на сани. Когда тащил последний, вдруг увидел, что в середине куска что-то блеснуло. Пригляделся – точно, блестит! Позабыв про усталость, взялся опять за топорик. Раз ударил, два ударил – кусок и раскололся. В снег упала золотая монета.