Представленный сборник рассказов о расследованиях происшествий и преступлений розыскным десятником, увлекает читателя в мир позднего средневековья, во времена формирования научных методов следствия. Автор намеренно не говорит, в каком веке и в каком государстве происходят описываемые события. Об этом можно догадываться по некоторым сюжетным вехам.
Автор намеренно присваивает героям повествования имена – Десятник* и его помощник Подрабинок**, Бургомистр, Вдова, ведь они могли появиться в любом месте и в любое время, веком раньше, десятилетием позже. Это делает их образы объективными, не принижая отличительных персональных черт каждого.
Розыскники-следователи проявляют не только наблюдательность, следуя логике, но и используют накопленные знания, обращаются к опыту ученых, мыслителей, естествоиспытателей. Инструментами расследований выбираются появившиеся к тому времени, но пока не вошедшие в обиход прогрессивные достижения науки и техники. Факты и явления, кажущиеся, с первого взгляда, мистическими – имеют вполне материальную основу. Дьявольщина, увы, оказывается привычной пагубной и корыстной страстью.
Авторский язык лаконичен, однако образы героев прописаны характерно, с долей юмора. Рассказы сопровождают авторские иллюстрации.
Любитель истории найдет в книге много интересных фактов из старых времен, детективная канва держит читателя в напряжении, приверженцы приключенческого жанра дочитают о похождениях мастеров сыска до финала. Не смотря на то, что рассказы, не следуют современной моде и в них нет места ведьмакам, клонам-оборотням, инопланетным рыцарям-хранителям тьмы и другим фентэзийным образам. Описываемые сюжеты вполне приземлены и основаны на «реальных событиях».
Автор внимателен к слову и стилю, его почерк отточен и узнаваем. Книга будет интересна самому широкому кругу читателей всех возрастов, доставит истинное наслаждение почитателям литературы детективного, приключенческого и познавательного жанра.
______________
* Десятник – представительское выборное лицо городской или деревенской общины средневековой Европы, основными функциями которого являлся надзор за выполнением жителями порядка и законов, разбор споров. Со временем десятник стал официально-административной должностью (сбор налогов и податей), приобрел полицейские обязанности (розыск нарушителей, арест подозреваемых).
**Подрабинок – младшая общественная должность в еврейской религиозной структуре, помощник раввина.
1.
«1. Наибольшим для подавления черного переживания является не его сдерживание или подавление разумом, а вытеснение другим, более сильным переживанием. 2. Индуктивно-логический метод обобщения чувственности от частного к общему. Стоит ли прибегать к объяснению каких-либо явлений многими силам или факторами, когда можно обойтись их меньшим числом, следуя логическим шагам? 3. Тело влияет на душу, пробуждая в ней страсти в виде чувственных восприятий. Душа, обладая мышлением и волей, воздействует на тело, понуждая его совершать действия верные или неверные», – записал на листе бумаге Студент. Собрал книги. Вздохнул. Сегодня последняя возможность читать философов. С заходом солнца он покинет университет, плата закончилась, отец просит вернуться домой. Работать, кормить младших братьев и сестер, их семеро. И корова сдохла.
2.
– Все на площадь! – кричит глашатай. – Все на площадь! Сегодня восторжествует справедливость!
Стучит барабан, по брусчатке шумят телеги с хворостом. Костер должен быть жарким и очищающим. Скверна будет уничтожена, дьявол перестанет губить тела и души женщин. Преступление раскрыто, суд завершён. Сегодня сожгут, отмеченные знаком дьявола, картины Изографа. Все его картины сожгут. Лицемерный! Расписывал городские церкви, а дома чернокнижничал и вестовал. Не миновать ему справедливой казни!
Изограф появился в городе два года назад, пришел с рекомендацией епископа Соседней Земли. С тех пор, девушки и женщины стали одержимы! Суд запрашивал свидетельства епископа, но умер его преосвященство, ровно два года назад. Явная подделка рекомендательного письма. Преподобный, коленопреклоненно, святой водой отмывал все церкви, отчитку на изгнание сатаны делал по домам, увещевал заблудших овечек, что не следствие лечить надлежит, а причину устранять – грех женского прелюбодейства. Дул на осквернившихся, солью кормил, елеем мазал нос и уши, плевал на лицо. Идищского цаддика выпросили у кагала Германии, отходную прочесть. Десять его помощников неделю без устали дудели в шофары. Тем не менее, Городской Совет, на всякий случай, запретил евреям посещать бордели. В указах Совета стыдливо – толерансы.
Назначили караул из почтенных стариков. Предписали дедушкам женщин обнюхивать и изучать их мочу, кровь и рвоту. Караул истово взялся за дело. Именем господа нашего и сеньора стали входить в дома и наблюдать, как девушки моются. Это недолго продолжалось, в Совет отцы и мужья от цеха коновалов и цеха кузнецов подали жалобу.
Преподобный поддержал, членам Совета напомнил притчу о Сусанне и старцах. И проповедовал с кафедры, что сатана выбирает ослабленных распутством, рукоблудием, плотской несдержанностью. На исповедях, женщин увещевал о воздержании. Налагал епитимьи и пугал фактом перехода из статуса свидетелей и жертв, в статус обвиняемых. Слабы люди в вере, вину проникновения дьявола в жительниц города на себя принял. От того впал в уныние и просил епископа извержения из сана. Епископ резко ответил, мол, сам попустил, самому каленым железом выжигать. Преподобный, искореняя похоть, объявил над городом великий пост и строгое воздержание. Карантин.
3.
Делом занялся судебный Десятник. Что необычного? Укусила Марта Маргариту на рынке. Не сошлись в цене. Дагмара мужу причинное место почти оторвала… Ходил часто в бордель, веселился с Матильдой. Теперь, мир в семье. Кристиана побила дочку до крови. Детей кнутом учат, она же кулаком всего. Двадцать лет службы, через день, то уличная драка, то скандал соседский, то в карман на базаре ротозейке залезут. Штраф наложить, вору руку отрубить… Наведение порядка, называется. Одно общее только у склочниц последнее время – юбки красные.
Один случай дал повод к сомнению. Бланка, девица, да Берта, мать троих детей, жена почтенного горожанина, напали на лошадь в красной попоне. Били несчастную ни за что, чем под руку попадет. Бросились их оттаскивать, так женщины поленьями водовозу по голове. Хорошо, в толстом колпаке красного цвета был, синяками отделался. А свары уличные все чаще. Штора багряная в окне – навозом кинут, дверь ярко-красной краской покрашена – дёгтем вымажут. Наконец, труп.