Борис Емельянов - Русская философия как человековедение

Русская философия как человековедение
Название: Русская философия как человековедение
Автор:
Жанры: История философии | Книги по философии
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Русская философия как человековедение"

Анализируются различные аспекты решения проблемы человека в трудах русских философов. Особое внимание уделено проблемам любви, «философии сердца», иммортологии (наука о бессмертии), рассмотрены идеи педагогической и энергийной антропологии. Для специалистов гуманитарного профиля.

Бесплатно читать онлайн Русская философия как человековедение


ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

Уже давно не доказывается, ставшее аксиомой утверждение, что проблема человека относится к важным, если ни важнейшим для русской философии, а ее история представляет впечатляющую панораму решения этой проблемы. Последняя исследуется в бесчисленном количестве публикаций, в том числе и монографических, озвучивается на различного рода конференциях, посвященных проблеме человека в русской философии, рассматривается в диссертациях, среди которых есть и докторские (См.: Приложение: «Литература о русской философии как человековедении»). Освещается она в учебных курсах истории русской философии на философских факультетах университетов страны и в учебных пособиях, ей посвященных. Но при этом работы в определенном смысле обобщающей, подводящей итог усилиям русской философии в решении проблемы человека, в истории отечественной мысли нет. Как первый опыт, в качестве своеобразного начала такого обобщения и задумана эта книга.

Второй побудительной причиной ее написания стала попытка изложить мой авторский взгляд на различные аспекты, стороны решения проблемы человека в истории русской философии, дабы тем самым определиться с результатами собственных исследований этой проблемы.

У истории русской философии есть своя, к сожалению, еще не написанная история, демонстрирующая непростые реалии ее существования. К примеру, проблема человека, решаемая в трудах русских философов, не всегда была для нее актуальна. С определенной долей условности можно утверждать, что интерес к проблеме человека как исследовательской задаче, требующей внимания и осмысления, в истории русской философии пробудился лишь в 80-е годы прошлого столетия. Тогда несколько ослаб партийный контроль за проблематикой решаемых философией мировоззренческих проблем и важнейшая из них – проблема человека стала обсуждаться на страницах философской периодики. Актуализировалась эта проблема и в истории русской философии. Думается, со временем этот период развития отечественной философии будет подробно изучен.

Тогда и начались мои попытки рассмотреть представления о человеке у отдельных русских философов. Первыми такими опытами были небольшие статьи (некоторые в соавторстве): «К характеристике антропологического принципа Н. Г. Чернышевского» (1975), «Взгляд на человека и поиск “третьего пути” в творчестве Ф. М. Достоевского» (1977), «Проблема человека в русской философии XVIII – первой половине XIX в.» (1978), «Г. В. Плеханов о проблеме человека» (1980) и др.

Так называемая перестройка конца 1980-х – начала 1990-х годов положила конец идеологической диктатуры коммунистической партии, решительно изменив положение дел во всех общественных науках. И в истории русской философии особенно, ведь когда исследователям стали доступны спецхраны архивов и библиотек, обнаружилось, что предшествующие наши знания по русской философии были ощутимо неполными. Из небытия всплыли имена русских мыслителей – С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, В. В. Рязанова, П. А. Флоренского и многих других, публикация чьих трудов показала, что философский потенциал русской мысли не уступает европейской, а богатство идей солидно и многообразно. Тогда-то и обнаружилось, что проблемы человека – его сути и существования, его экзистенциалов – входили в орбиту интеллектуальных интересов едва ли ни всех отечественных философов, а их решение было оригинальным и разнообразным.

Дискурс человековедения в истории русской философии на несколько лет превратился в едва ли ни центральную тему научных исследований, конференций, диссертационных исследований. И этому была причина: публикация трудов русских философов-идеалистов, а также вновь появившиеся учебные курсы профессоров университетов и духовных академий давали обильный эмпирический материал для историко-философских исследований, убеждали в их актуальности.

Вполне естественно, что и я, мои коллеги, аспиранты и докторанты перешли к научному осмыслению этого открывшегося богатства русской мысли. Результаты этой работы нашли отражение в научных публикациях, часть из которых была осуществлена в монографиях, учебных пособиях и сборниках статей. Наиболее значительными из них, которые я опубликовал, в том числе и с соавторами, были: «Русская иммортология. Конец XIX – начало ХХ века» (Пенза, 2002), «Педагогическая антропология: российский опыт» (Екатеринбург, 2004), «Русский космизм: основные направления» (Екатеринбург, 2006), «Три века русской философии» Т. 1–3 (Екатеринбург, 2003–2013). Из зарубежных назову два сборника статей: «Eusayos sobre filosofia de la historia Rusa» (Mexico, 2002), «О религиозных философах России и Украины» (Полтава, 2010). В это же время моими аспирантами и докторантами были защищены диссертации, так или иначе затрагивающие проблемы человековедения русской философии. Среди них: докторские – А. Д. Управителева «Конструирование субъективности в антропологии С. Н. Булгакова» (2002), Т. А. Петруниной «Философско-антропологические основания российской педагогики XIX – начала ХХ в.» (2004); кандидатские – В. Л. Лившица «Проблема человека в прогрессивной русской философии (XVIII – первая половина XIX в.)» (эта чуть раньше – в 1983), И. В. Гальковской «Православно-академическая антропология: В. И. Несмелов и М. М. Тареев» (1995), И. И. Михайлова «Экзистенциальный модус творчества А. П. Чехова» (2002) и др. Все это позволяет утверждать, что для меня как историка русской философии изучение исторических реалий обращения русской мысли к проблемам человека было одной из важнейших сторон собственной научной и преподавательской деятельности, о результатах которых публикуемая книга дает некоторое представление. Ее содержание – это современная обработка и интерпретация прежних моих авторских работ, а в трех случаях – публикаций, осуществленных в соавторстве: глава «Педагогическая антропология в России» представляет из себя сокращенный вариант книги «Педагогическая антропология: российский опыт» (2004), написанной совместно с Т. А. Муравицкой. Аналогично глава «Русская иммортология от П. А. Бакунина до Г. Э. Ланца» в расширенном варианте выходила в книге «Русская иммортология. Конец XIX – начало ХХ века» (2002), изданной совместно с О. С. Пугачевым. В 2006 году совместно с О. Б. Ионайтис была опубликована статья «Энергийная антропология: история и современность». В настоящем издании приведен значительно переработанный ее вариант.

Конец ознакомительного фрагмента. Полный текст доступен на www.litres.ru


С этой книгой читают
Эта книга про то, что есть Бог?....... Кто или Что "играет в кости"? Кто мы, откуда взялись и сколько нам осталось?.....
Эта книга представляет собой попытку разобраться в вопросе: почему И. Кант, основоположник классической парадигмы мышления, явился вдохновителем для самых радикальных критиков и реформаторов классической рациональности, таких как М. Хайдеггер, М. Бубер, Ж. Деррида, Ж. Делез, Ф. Гваттари, С. Жижек, М. Мамардашвили. Рассматриваются пути трансформации важнейших концептов кантовской философии у современных авторов. Современные версии трансцендентализ
Перед читателями четвёртая книга Аркадия Арка из специальной серии «Критика вузовской философии». Эта книга посвящена разбору учебника «Основы философии», который составлен двумя авторами, докторами философских наук, профессорами Владимиром Сабировым и Ольгой Соиной. По мнению А. Арка, в данном учебнике в совершенно скверной форме преподносится не только зарождение философии, но и сама философия, её понимание как явления. Обложка авторская.
Сопротивление Хайдеггера «модерну» стало едва ли не официальным его завещанием. «Черные тетради» лишь укрепили этот антимодернистский вывод, превратив Хайдеггера в ведущего философского мракобеса XX века. Но, быть может, не стоит верить Хайдеггеру на слово? Что если попытаться деконструировать Хайдеггера как модерниста, вскрыв за декларативным уровнем инвектив и дежурной критики территорию модернистской онтологии с ее собственными проблемами (так
В водовороте интриг, опутывающих средневековую Англию, знатной красавице Милдрэд и безродному бродяге Артуру придется побороться за право быть вместе. Кажется, все против них: законы общества, воля родителей девушки, пристальное внимание к ней королевского сына… и тайна, преследующая Артура. Чужое имя и доспехи рыцаря, которые он незаконно присвоил, могут дорого стоить влюбленным…
Четверо путешественников выходят из океана направляясь к пустыни. Среди них главный герой Руди, потомок древних Лиритян. Их цель найти города духов, места обитания тех, кто жил задолго до них. Однако все идет не по плану. Происходят задержки в пути. Сначала Руди кусает змея, а также неожиданная встреча с саблезубым задерживает их в песках. В бою с неизвестной разумной расой, Руди берут в плен, он начинает свой самостоятельный путь на этой планете
Книга посвящена новой научной отрасли – социальной психологии знания, которая изучает социально-психологические процессы, происходящие при порождении, передаче и использовании знаний. Эти процессы, как показывают исследования, сложны и порой драматичны, поскольку знания в современном обществе представляют собой все более важный инструмент управления, а также производства материальных и нематериальных ценностей.Первая часть книги посвящена социаль
В данной книге Роберт Столороу продолжает разработку теории интерсубъективных систем (см.: Столороу Р. и др. Клинический психоанализ. Интерсубъективный подход. М.: Когито-Центр, 1999) применительно к проблеме психической травмы. Для концептуализации феномена психической травмы автор прибегает к понятиям континентальной философии, таких ее направлений, как феноменология, герменевтика и экзистенциальная аналитика Мартина Хайдеггера. Особого внимани