Франц Гальдер (1884–1972), сын генерала, кадровый офицер. Принимал активное участие в разработке планов войны в Западной и Восточной Европе.
С 1938 г. стал начальником Генерального штаба вермахта. Всю свою жизнь Гальдер был проводником классической военной школы, лишенной эмоциональных порывов, бессмысленного героизма, размытых и неконкретных с военной точки зрения идеологических догм и партийных установок. Именно такая его позиция и послужила причиной разногласий с Гитлером. В 1944 г. Гальдер был арестован по подозрению в причастности к июльскому заговору. До мая 1945 г. оставался узником концентрационных лагерей и был освобожден американскими войсками. С 1950 г. официально считается «свободным от обвинений». После войны опубликовал свой «Военный дневник» (в 3 томах), содержащий огромный фактический материал о действиях вермахта 1939 – 1942 гг.
Настоящее издание охватывает период с 22 июня 1941 г. по 24 сентября 1942 г., предоставляет подробную информацию о Русской кампании и операциях, запланированных вермахтом на 1941 – 1942 гг. Гальдер вел ежедневные записи, в которых анализировал ход военных действий, фиксировал все важные события дня, оперативную сводку с фронтов, содержание совещаний у фюрера, распоряжения, телефонные переговоры, беседы с офицерами высшего командного состава. Эта ценная информация позволит лучше понять историю, характер, причины и следствия событий Второй мировой войны.
Утренние сводки свидетельствуют о том, что все армии (кроме 11-й) перешли в наступление согласно плану. Тактической внезапности, очевидно, удалось достичь на всей линии фронта. Мосты через Буг и другие приграничные реки не оборонялись противником и достались нам неповрежденными. Доказательством того, что противника удалось застичь врасплох, является нахождение его военнослужащих в казармах, а самолетов – на аэродромах с соблюдением мер маскировки. Когда вражеские части столкнулись с неожиданным развитием событий на фронте, они попытались обратиться в вышестоящие штабы и уточнить план дальнейших действий. Еще большего результата следует ожидать в ходе наступления наших танковых групп, приказ о котором поступил всем исполнителям. Представители флота считают, что противник не ожидал нашего наступления в их зоне ответственности. На мероприятия, проводимые нами в течение последних нескольких дней, он реагировал крайне пассивно, а сейчас отводит корабли в порты. Очевидно, опасаясь мин.
11.00.Паулюс. Статс-секретарь фон Вайцзеккер оценивает обстановку следующим образом. На первых порах Англия почувствует облегчение, узнав о нашем нападении на Россию, и будет радоваться по поводу «распыления наших сил». Однако стремительное наступление германских войск скоро заставит ее изменить свое мнение, поскольку разгром России приведет к явному усилению наших позиций в Европе.
Что касается готовности англичан пойти на соглашение с нами, он обрисовал обстановку так: имущие классы будут всеми силами стремиться к урегулированию конфликта, развязывая нам руки на Востоке, но в то же время будут настаивать на нашем отказе от претензий на Голландию и Бельгию. Если такие тенденции возьмут верх, Черчилль лишится власти, поскольку сам опирается на поддержку Лейбористской партии, представители которой не заинтересованы в мирном решении конфликта в интересах имущих классов. Такой мир вернул бы богатую верхушку к управлению страной, а Лейбористская партия хочет сохранить власть за собой. Она будет продолжать войну до тех пор, пока не будет уничтожена прослойка богатых. На каких условиях лейбористы будут готовы пойти на примирение с Германией, предугадать невозможно. Вероятно, их резкое неприятие национал-социализма обусловлено сильным еврейским влиянием и связями с коммунистами. В любом случае в настоящее время Лейбористская партия не готова положить конец войне.
Нападение на Англию на Дальнем Востоке со стороны Японии маловероятно. Последняя, как и США, сделает все, чтобы не быть втянутой в войну. В интересах Германии не допустить конфликта между этими странами. В противном случае боевые действия могут выйти из-под контроля. Они потребуют длительного времени и значительных ресурсов, а о заключении мира в обозримом будущем придется забыть.
Кинцель, Мацки.
а) Русская группа оперативного резерва была обнаружена южнее реки Двины(!). Это на 300 км юго-западнее района, где предположительно она могла находиться. Это нам только на руку!
б) Подтвердилась принадлежность русских войск к ранее разведанным нами частям и соединениям. По русскому радио был передан сигнал: штаб 3-й армии уничтожен, пришлите истребители.
в) Положение в Сирии становится критическим. Пал Дамаск, английские моторизованные войска наступают с востока на Пальмиру.
12.00.По поступившим донесениям, русские возобновили международные радиопередачи, которые были прерваны сегодня утром. Они обратились к Японии с просьбой о посредничестве в урегулировании политических и экономических проблем между Россией и Германией. Кроме того, они постоянно запрашивают по радио германский МИД.
Капитан 1-го ранга Лойке (ВМС). Сообщил данные о боевых действиях на море. Русские ведут себя на удивление пассивно.
13.30.Оперативный отдел.
а) По данным командования ВВС, уничтожено 800 самолетов противника. Наши потери к этому моменту составили 10 машин. Морские подступы к Ленинграду заминированы без потерь с нашей стороны.
б) Командование группы армий «Центр» сообщает о беспорядочных полетах авиации над шоссе Брест-Литовск – Минск. Организация управления русских полностью нарушена.
в) Из группы армий «Юг» поступило сообщение, что наши разведывательные группы переправились через реку Прут (между Галацем, Хуши и Яссами), не встретив никакого сопротивления со стороны противника. Мосты находятся в наших руках.
Полдень. Данные о глубоком вклинивании наших войск, особенно к северу от Брест-Литовска (Гот и 4-я танковая группа – Гепнер).
Италия объявила войну России.
Общая картина, сложившаяся к концу первого дня наступления.
Наступление немецких войск застигло противника врасплох. Его войска в тактическом плане не были готовы к обороне. Силы в приграничных районах оказались рассредоточенными, а военнослужащие находились в казармах. Границу в основном обороняли слабые силы.
В результате достигнутой нами тактической внезапности сопротивление противника в районе границы было неэффективным. Нашим войскам на всех участках удалось захватить мосты и прорвать оборонительные позиции (полевые укрепления) русских.