Владимир Вернадский - Русский космизм. Научное понимание земного мира и Вселенной

Русский космизм. Научное понимание земного мира и Вселенной
Название: Русский космизм. Научное понимание земного мира и Вселенной
Автор:
Жанр: Книги по философии
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Русский космизм. Научное понимание земного мира и Вселенной"

«Моральная неудовлетворенность ученого непрерывно растет и питается событиями мирового окружения. Это неудовлетворенное чувство моральной ответственности за происходящее не может исчезнуть на исторической арене без попыток своего осуществления», – писал В.И. Вернадский, академик, основатель учения о биосфере, один из ведущих мыслителей «русского космизма».

В своих работах он показал, как развивалась научная мысль в связи с эволюцией человека, какие преграды стояли и продолжают стоять на ее пути. Между тем, научное мышление должно ответить на главные вопросы о роли и предназначении человека на Земле и месте разумной жизни во Вселенной, говорил Вернадский. Используя имеющиеся в его распоряжении научные факты, он предлагал собственные ответы на эти вопросы.

Бесплатно читать онлайн Русский космизм. Научное понимание земного мира и Вселенной


Научное мировоззрение

(из лекций В.И. Вернадского 1902 г.)

Охватить в одном общем историческом очерке развитие разнообразных наук о природе едва ли в настоящее время посильно одному человеку. Для этого не сделана еще самая необходимая элементарная подготовительная работа; для этого требуются такие специальные знания, которые в ХХ веке не могут быть уделом отдельного исследователя.

Методы и традиции работы, разнообразный, нередко запутанный язык символов, неуклонно разрастающееся поле фактов, разнообразная и трудная предварительная подготовка, наконец, в некоторых областях сноровка и правильный взгляд, достигаемый только долголетней привычкой, – исключают возможность одновременно овладеть всеми этими науками, одинаково легко и полно разобраться во всех их конкретных явлениях и понять все их течения. А без этого, очевидно, нельзя дать историю развития этих областей знания, которая может быть написана только лицом, самостоятельно работавшим и мыслившим в кругу их явлений, может быть написана только специалистом.

И я, конечно, не мог иметь даже в мысли дать связную и полную картину развития и роста физико-химических и геологических наук, – наук, которые в настоящее время составляют наиболее глубоко и стройно развитую часть учения о природе. Но в области этих наук есть некоторые более основные проблемы, есть учения и явления, есть коренные методологические вопросы, есть, наконец, характерные точки зрения или представления о Космосе, которые неизбежно и одинаковым образом затрагивают всех специалистов, в какой бы области этих наук они ни работали.

Каждый из них подходит к этим основным и общим явлениям с разных сторон, иногда касается их довольно бессознательно. Но по отношению к ним он неизбежно должен высказывать определенное суждение, должен иметь о них точное представление: иначе он не может быть самостоятельным работником даже в узкой области своей специальности.

Задачей моего курса и является дать картину исторического развития этих общих вопросов, если можно так выразиться, основных проблем современного точного описания природы. Такая задача на первый взгляд кажется неуловимой и чрезмерно широкой. Что считать за такие общие проблемы? На чем остановиться из того безграничного поля явлений, частностей и закономерностей, которые ежечасно и ежеминутно добываются и выковываются из материала природы тысячами научных работников, рассеянных на всем земном шаре? Неуклонно, несколько сот лет, растет и распространяется рабочая армия науки, и с каждым годом увеличивается количество явлений ею фиксированных, открываются все новые и новые пути в бесконечное!

Мелкий факт и частное явление в исторической перспективе получают совершенно неожиданное освещение: наблюдения над ничтожными притяжениями легких тел нагретым или поцарапанным [натертым] янтарем привели к открытию явления электричества, свойства магнитного железняка дали начало учению о магнетизме, изучение мелких геометрических фигур, наблюдавшихся в природе и получавшихся в технике, вылилось в стройные законы кристаллографии и открыло перед нашим научным взором оригинальную область векториальной структуры вещества…

Эти и подобные им тысячи фактов давно подавляющим образом отразились на мировоззрении исследователей природы, вылились в разные формы: из них сложились идея и сознание единства природы, чувство неуловимой, но прочной и глубокой связи, охватывающей все ее явления – идея Вселенной, Космоса. Они нашли себе место в афоризмах натурфилософии: «Природа не делает скачков», «В Природе нет ни великого, ни малого», «В Природе нет ни начала, ни конца», «Мелкие и ничтожные причины производят в ней крупнейшие следствия»…

Несомненно, среди ныне открываемых явлений и фактов или среди наблюдений, сложенных в вековом научном архиве, есть зародыши, которые в будущем разовьются в новые важные отделы знания, подобно тому, как в доступной нашему взору фазе научного развития учения электричества, магнетизма, кристаллографии вытекли из изучения свойств янтаря, магнитного железняка или кристаллов. Но не дело историка их отыскивать.

Историк науки, как всякий историк, имеет дело с конкретно происходившим процессом, совершавшимся во времени, и имеет задачей изучение только тех фактов и явлений, влияние которых уже проявилось. Он имеет дело с совершившимся процессом, а не с текущим явлением, в котором ни последствия, ни причины не вылились в уловимые для нашего взгляда формы. Конечно, будущий историк науки увидит эти скрытые для нас зародыши или темные для нас нити процессов. Тогда он нарисует новую картину даже той эпохи, которая теперь, как будто, имеет определенное и более или менее законченное выражение.

Поясню эту мысль на недавно пережитом нами прошлом: с 60-х годов XIX столетия в области биологических наук совершился перелом, благодаря проникновению в них учения об эволюции. Еще живы лица, сознательно пережившие этот великий переворот в научном миросозерцании. Один из основателей эволюционного учения – Чарльз Дарвин – тогда же указал некоторых своих предшественников. До него историческая роль этих – нередко одиноких и скромных – работников была совершенно темна и невидна; с тех пор приобрели значение и осветились многие давно указанные факты и открытия, совершенно незаметные и мелкие с точки зрения господствовавших раньше воззрений.

История биологических наук в области основных проблем, общих вопросов и методологических приемов получила для нас совершенно иной облик, чем для истории науки первой половины XIX ст. – для Кювье, Бленвиля или Уэвелла.

Только со второй половины прошлого века оказалось возможным проследить значение эволюционных идей в истории научной мысли, увидеть, если можно так выразиться, осязать их закономерный и своеобразный рост непрерывно в течение столетий. Но это явилось простым следствием того, что на наших глазах закончился здесь один из периодов развития научной мысли, завершился определенный, шедший во времени процесс, и историк науки, исходя из него, получил возможность проследить уходящие далеко в глубь веков его корни, восстановить постепенную картину раскрытия перед человеческим умом идей эволюции. К прежде выведенным им историческим процессам, шедшим в биологических науках, прибавился новый; изменилось общее его впечатление о пережитой эпохе.

Историк науки должен всегда иметь, таким образом, в виду, что картина, им даваемая, неполна и ограничена; среди известного в изучаемую им эпоху скрыты зародыши будущих широких обобщений и глубоких явлений, зародыши, которые не могут быть им поняты. В оставляемом им в стороне материале идут может быть самые важные нити великих идей, которые для него неизбежно остаются закрытыми и невидными. Это и понятно, так как он имеет дело с неоконченным – и может быть с бесконечным – процессом развития или раскрытия человеческого разума.


С этой книгой читают
По Вернадскому, все живое на Земле составляет биосферу – своеобразную оболочку планеты, в которой протекает бесконечный круговорот материи и энергии. Однако с появлением человека и его беспрецедентного по масштабу влияния на планету начинается новая геологическая эпоха, и биосфера переходит в новое состояние, трансформируясь в «сферу разума» – ноосферу.Как же происходит трансформация биосферы в ноосферу? Какую роль играют в этом глобальные систем
Владимир Вернадский – выдающийся ученый, мыслитель и общественный деятель. Создатель научных школ и науки биогеохимии, один из представителей космизма. Учение о биосфере и ноосфере сложилось в результате проведенного Вернадским глубокого анализа всех явлений жизни в их взаимной связи между собой. Концепция биосферы и ноосферы представляет итог всего научного творчества ученого, его мировоззрение. Она служит научным фундаментом в разработке ряда с
В этой книге описаны мои наблюдения, рассуждение, мысли и мечты. О том, как все простое гораздо сложнее. А сложное на порядок легче. Спасибо всем, кто повлиял на меня во время написания данной работы.
В этой книге представлены концепты по различным областям научно-философских проблематик и основная из них – можем ли мы узнать общую картину в принципе и какие нужны для этого подходы? Автор не претендует на объективность, но точно его точку зрения не назовешь квадратной. Читайте не квадратную точку зрения о нашем мире…
Падение рождаемости в свете пересмотра традиционных семейно-брачных отношений в странах западной цивилизации, снижение экономического благополучия, падение культурного уровня личности доказывают реальность проблем современного человека. Решению этих и иных проблем может способствовать ислам, как монотеистическая религия. Доказавший возможность интеграции традиционных нравственных норм с современной реальностью, ислам может быть принят как один из
Эта книга посвященна теории, которая недавно возникла в обществе. Речь идет о виртуальной вселенной. Идет анализ этой теории.
Откровение одной мужской измены это исповедь, подвергающая сомнению устои человеческой души. Это шокирующий и притягательный эротический роман. Проверка человека на его физические и умственные возможности. Поднимется вопрос о том, стоит ли держаться за вспыхнувшую страсть, или остаться примерным и добропорядочным семьянином? Роман об одной измене, которая навсегда изменила жизнь успешного и богатого мужчины. Как исправить свою ошибку? Возможно ли
Мирослава всегда была не такой, как все. Однажды она помогла своему другу Матвею найти старинную книгу, которая исполняет желания и отвечает на вопросы. За этим могущественным артефактом уже давно охотится нечистая сила. Смерть гонится за Мирославой и Матвеем по пятам, и никто им не поможет, кроме Варты – стражи, с глубокой древности охраняющей их город от зла и тьмы.
Кем мы становимся, когда боимся? А когда угрожают детям? Иногда придется отпустить, чтоб спасти.
Мысли о незнакомце преследовали ее вот уже несколько дней. Голова от них начинала болеть, нарушился сон. Это просто какое то наваждение!Мозг не переставал рисовать картинки:вот они встречаются в уютном кафе,вот разговаривают, сидя на скамеечке на набережной. А вот они идут,взявшись за руки , по засыпанным разноцветными кленовыми листьями дорожкам парка, и целуются в теплом свете фонарей. Осень горько пахнет опавшей листвой,и запах этот будит восп