Валерий Ковалев - Рюрик

Рюрик
Название: Рюрик
Автор:
Жанры: Классическая проза | Исторические приключения | Книги о войне
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2023
О чем книга "Рюрик"

Девятый век нашей эры. Варяжский ярл Вестейн подбирают в море юношу, которого усыновляет , дав имя Рюрик. Впоследствии оба участвуют в походе на Британию, где отец погибает в одном из сражений, а сын, добившись военных успехов, занимает его место. После возвращения на родину он вступает в союз с славянскими племенами и становится первым Новгородским князем. Расширяя свои владения покоряет соседние племена и воюет с Киевом, отражает набеги Хазарского каганата и заключает союз с Византией. Основав на северо-западе древнерусское государство.

Бесплатно читать онлайн Рюрик



Мечи булатны, стрелы остры у варягов,


Наносят смерть они без промаха врагу,


Отважны люди стран полночных,


Велик их Один бог, угрюмо море.


(Песнь варяжского гостя)


Глава 1. Посад


Стояла весна. От побережья Варяжского до Студеного моря* под высоким небом, с плывущими на нем облаками, тянулись дремучие леса. В них голубели пятнами озера, туманились болота и змеились реки.

У истока одной такой, широкой и блестящей на солнце, впадающей в озеро Ильмень, под стенами деревянного посада* шумело торжище. То была широкая луговина, окаймленная с боков сосновым бором и невысоким холмом, со свайными причалами, уходящими в воду. У них стояли морские ладьи и кочи*, а на мелкой ряби покачивались пара десятков барж и плоскодонных лодок.

Весь берег был уставлен палатками с шалашами и возами, у которых продавались всевозможные товары. Здесь были рожь, ячмень и овес в рогожных мешках, душистый бортный мед в кадках, воск, сушеная рыба и битая дичина; меха со шкурами, домотканое полотно и лен, гончарные, кузнечные и прочие изделия. Тут и там дымили костры, в казанах варилась мясная и рыбная похлебка. Разносчики предлагали квас, мед и хмельную брагу.

Между всем этим толкались многочисленные покупатели с продавцами. Слышался окающий говор ильменских словен, певучий – кривичей, цокающий – мерян и вепсов*. К ним добавлялся свейский и варяжский с готским*. Мелькали смуглые греческие, булгарские и раскосые хазарские лица.

– Да, сколько же тут мира! – удивленно поцокал языком высокий нескладный подросток. Был он сероглаз с прямым носом и длинными русыми волосами, в посконной до колен, шитой по вороту рубахе. У пояса висел короткий нож, на ногах высокие сапоги из воловьей кожи. Звали отрока Велибор, ему исполнилось тринадцать лет, но выглядел на все пятнадцать. На Волхове был впервые.

– Это што, – прогудел идущий рядом, богатырь в синем кафтане нараспашку и таких же высоких сапогах. – В стольном граде Киеве торжище много больше, как и гостей с товарами.

То был отец Велибора Деян. Много лет назад он бежал из Киева не желая платить виру за убитого в кулачном бою людина* и обосновался в Мезени на берегу Студеного моря, взяв в жены дочь местного старосты. Позже туда пришли два его брата, вместе занялись промыслом морского зверя и теперь имели свой коч с командой.

– А по мне, в наших краях самый лучший, – сказал косолапо шагавший рядом средний брат, звавшийся Путята, кряжистый с широченными плечами. Младший – Годимир, худощавый и с ястребиными глазами, молча шел позади с племянником.

Прошлым днем они выгодно продали местному купцу груз шкур и зуба морского зверя, купив взамен нужное для промысла, три десятка мешков ржи с ячменем, пеньку, воск и железную, в коробах, руду. Теперь старшие присматривали гостинцы женам с детишками, а еще не женатый Годимир – подарок невесте.

Потолкавшись с час, купили все, что требовалось, а когда проталкивались назад, в гул людских голосов вплелся гнусавый звук рога с воды. Многие обернулись на него и увидели в солнечных лучах идущую из озера к причалам ладью со снятой мачтой. Ее высокий нос венчала голова дракона, по кромке смоленого корпуса висели круглые щиты, десяток длинных весел с каждого борта равномерно пенили воду. На приподнятой корме стояли трое.

Когда до ближайшего причала оставалось совсем немного, ворочавший правилом что-то громко прокричал. В тот же миг весла поднялись вровень с бортами и замерли, один из трех, ступив на последнее, ловко пробежал до первого.

На берегу раздались восторженные крики и свист, зрелище понравилось.

Ладья между тем довернула к причалу, весла втянулись внутрь, с носа и кормы на сосновые доски спрыгнули двое с канатами.

– Это кто такие, тятя? – блестя глазами, подергал Велибор отца за рукав кафтана.

– Варяги сынок, – огладил тот густую бороду.– Морские люди из полуночных стран.

– А почему у них ладья с таким чудищем на носу?

– Она для боя и зовется драккар племяш,– взъерошил Велибору голову Путята.

– Так они что, приплыли воевать?

– Да нет, торговать, но в море им лучше не попадаться.

Между тем, бежавший по веслам сошел с причала на землю, и довольно оглядел торжище. Был он средних лет, жилистый и с короткой рыжею бородою. Одет в черного сукна кафтан, низкую, с красной полосой валяную шапку, на груди золотая цепь с подвеской, на боку короткий меч.

– Ну ладно, – обернулся Деян к братьям.– Вы давайте на коч, а мы сходим к Тишиле.

Тишила был тот самый купец, которому продали товар, просил зайти по делу.

Когда братья с гостинцами исчезли в толпе, отец с сыном протолкались к посаду. Он был обширным и окружен глубоким, заполненным водой рвом, за которым поднимался земляной вал с тянущимся поверху в три людских роста частоколом. Со стороны торжища в стену была врублена сторожевая башня, на которой маячил ратник, на семь венцов ниже темнели распахнутые, из дубовых плах, ворота.

Перейдя по бревенчатому мосту ров, вошли на обширную территорию. По другую сторону частокола вдоль него тянулись жилые избы, подклети, хлева и крытые дворы, образую несколько мощеных плахами улиц, по которым степенно ходили жители, гнали скотину, а ребятишки играли в салки. За второй оградой, на взгорке, высился шатровой крышей детинец*.

– Нам сюда, – сказал Деян, подойдя к одному из богатых дворов, и забрякал железным кольцом в тесовые ворота. Через минуту в ней приоткрылась калитка, наружу выглянул купецкий приказчик – чего надо?

– К Тишиле, – прогудел мезенец. – Мы званы.

– Проходите.

Впустив гостей, приказчик загремел кованым запором и провел их меж двух складов в большой дом, откуда поднялись в светлицу. Встретил сам купец. Был он дороден, годами как Деян, одет в красного атласа рубаху и сафьяновые сапоги, пригласил садиться.

Опустившись на лавку, Велибор с интересом оглядывал светлицу. В ней было чисто и просторно, на полу золотилась пятнистая шкура неведомого зверя, в углу стоял заморский поставец с тремя зажженными в шандалах свечами, блестела цветной росписью вычурная печь.

– Вот какое у меня к тебе дело, Деянушка, – взяв с поставца небольшую шкатулку из кости, уселся напротив купец. Открыл крышку и подвинул охотнику. Внутри мягким светом серебрились зерна, размером с горошину.

– Тот взял одно, повертел в пальцах (брызнуло искрами).

– Видал такие, баловство, – вернул на место.

– Где? – подался вперед Тишила.

– У нас на Мезени чудь белоглазая* носит их как украшения. А находят такой горох в реках, от них слышал.

– Ведаешь, сколь он стоит? – показал хозяин глазами на шкатулку.

– Нет, – пожал плечами.

– Гривна серебром, – положил руку на крышку.

– Чего? – выпучил Деян глаза, а сын открыл рот.

– Вот тебе и чего, – усмехнулся купец, а ты «баловство», понимать надо.


С этой книгой читают
Демобилизованный из органов военной контрразведки «СМЕРШ» капитан Николай Исаев возвращается на родину, в послевоенный Львов. Узнав о смерти родителей в оккупации, возвращается на службу в органы и назначается командиром опергруппы по зачистке освобожденных территорий от банд украинских националистов. Проведя ряд успешных операций, назначается в центральный аппарат МГБ Украины, принимая участие в разработке и захвате лидера бандеровского подполья
Вернувшись из командировки в Африку Максим Найденов находит в Москве Лику, они заключают брак и уезжают к постоянному месту жительства в Крым. Там он работает начальником службы безопасности на заводе "Коктебель", Лика продолжает службу в прокуратуре. У них рождается сын. Но мирная жизнь героя длится недолго. На Донбассе начинается спецоперация и они с Вояжем снова уезжают на войну. Опять батальон "Спарта", новые бои с украинскими нацистами за Ру
Фашисты называли их "Банда Рокоссовского" и смертельно боялись.А на самом деле это был 8-й Отдельный офицерский штрафбат РККА, прошедший славный боевой путь от Украины до Берлина
Июнь 1945-го. Поверженный Бреслау. Командир штрафбата майор Лосев по приговору военного трибунала попадает в лагеря "Дальстроя". Организовав группу осужденных из офицеров, совершает оттуда побег. Сотни километров тайги, схватка с преследователями. Переход границы с Китаем. А там очередная война, в которой приходится участвовать.Содержит нецензурную брань.
Повесть Анатолия Санжаровского «Оренбургский платок», вышедшая в издательстве «Художественная литература» в 2012 году, – одно из лучших произведений современной русской реалистической прозы, «качественной литературы».Оренбургский платок, занесённый в 2013 году в Книгу рекордов Гиннесса, – русская гордость.Оренбургский платок, хранящий тепло рук талантливых мастериц, – визитная карточка, настоящий символ Оренбуржья. Неповторимые по красоте и узору
Приехав в Санкт-Петербург на день рождения лучшей подруги, Стелла встречает двух очень разных мужчин, каждый из которых по-своему привлекателен и предлагает ей провести время вместе.
Двое ценителей серфинга, путешествующих по Америке – русские студенты, приехавшие в США по программе обмена. Их везёт к океану американец. Но так ли далеки люди друг другу, если их объединяет любовь к одному и тому же географическому месту?!
Фрагмент из жизни детишек в детском доме. Их вера в светлое и прекрасное, их вера в чудо!Любовь к друг другу помогает им выжить.
Известный прозаик и драматург Сергей Носов собрал свою первую поэтическую книгу. Таким образом подтверждается слух, давно бытующий среди литературной общественности Петербурга: Сергей Носов – действительно незаурядный поэт. Часть стихотворений, вошедших в этот сборник, ранее публиковалась в журналах и антологиях («Поздние петербуржцы», «Формация» и др.), однако не менее половины состава книги выходит в свет впервые.
Ким никогда не думала, что будет участвовать в заговоре с целью убийства. По крайней мере, до того как парень бросил ее ради другой. Но когда в учебной поездке в Лондон она встретила Никки – смелую и уверенную в себе новую знакомую – невинная шутка быстро переросла в нечто более серьезное. Один из студентов погиб при загадочных обстоятельствах, и чтобы завершить сделку, Ким должна совершить ответное убийство… или позволить Никки превратить ее жиз
Когда я увидела его впервые, не могла отвести от него взгляда. Во вторую нашу встречу он вывел меня из себя. В третью – спас меня и заставил влюбиться. Когда же мы виделись в последний раз, я оскорбила его. А он навсегда удалился из моей жизни. И вот теперь я вижу его снова. Под руку с будущей женой отца. Для меня ничего не изменилось, я все так же влюблена. А мой новоиспеченный сводный брат все так же меня ненавидит…
После многих лет отвязной жизни я встретил ту, что так долго ждал. Маленькая, нежная, совершенная во всём. Потеряв голову, решил сделать её своей, но впервые получить то, что я хочу оказалось нелегко. Между мной и моей мечтой слишком много препятствий. Я готов преодолеть всё, а она…?