Для кого-то сад – это всего лишь территория с посаженными плодовыми деревьями, ягодными кустарниками и, конечно цветочными растениями, для других – место для размышлений и отдыха. А были времена, когда в благоустроенных рощах философы со своими учениками проводили занятия. Сады при замках были местом встреч и отдыха членов знатного семейства. Объектом садового искусства служил, конечно же, зелёный лабиринт, например такой, как в Никитском ботаническом саду в Крыму. С развитием науки и открытием первых университетов стали появляться ботанические сады, например Аптекарский огород в Санкт-Петербурге.
В наше время существуют особые сады, которые каждый может «устроить» на своём туалетном столике. Например, взяв флакон с ароматом, можно через минуту оказаться в садах Средиземноморья (Un Jardin en Méditerranée, Hermès, 2003) или в садике господина Ли (Le Jardin de Monsieur Li, Hermès, 2015) на другом конце света, а ещё очароваться садом чудес (My Vanilla Garden, Yves Rocher, 2021), окунуться в мир «Удивительных садов» (Amazing Garden, Brocard, 2022) и даже побывать в гостях у французского живописца Клода Моне́ в садах Живерни (Artistique Nymphea Lumière, Avon, 2021). Но если вы не ищете лёгких путей, можно собрать свою коллекцию по травам, деревьям и цветам, которые вплетены в парфюмерные композиции. Кроме того, в книге сделан акцент на ароматы советских и российских парфюмеров, что наиболее важно в рамках современной действительности.
Под сенью платановых, оливковых и тополиных деревьев рождались великие мысли философов.
Платан – поистине величественное дерево, его чешуйчатая древесина напоминает змеиную кожу. В Нагорном Карабахе близ «чесночного села» Схторашен среди старого тутового сада произрастает гигантский платан, и возраст этого великана более двух тысяч лет!
Но мимо по улице шёл господин…
Другие с собаками, он был один.
С кривою усмешкой, хоть не был он пьян,
Погладил он тихо продрогший платан.
И вздрогнуло дерево в уличной мгле:
Как будто бы сердце забилось в стволе…
Саша Чёрный, «Платан», 1927
В парфюмерии на данный момент представлено всего два аромата с этой древесной нотой – 16 Jardins de Kerylos (Pierre Guillaume, Paris, 2006) и Mediterraneo Jardin d'Aoste (Officine del Profumo).
Удивительно, что столетние и двухсотлетние оливковые рощи разбросаны по всему крымскому южному побережью (от Фороса до Алушты). В конце весны вечнозелёные деревья покрываются множеством белых цветочков с ненавязчивым, утончённым и нежным ароматом.
До XVIII века возделыванием оливы (маслины) на крымском южном побережье занимались греческие и армянские колонисты, но по высочайшему указу императрицы Екатерины II они были выселены, а оливковые сады заброшены. В 1840–1860 годах по инициативе ученых Императорского Никитского ботанического сада были сделаны попытки к их возрождению. На сегодня культурная форма оливы европейской выращивается в России на Черноморском побережье (Геленджик, Туапсе, Сочи) и на южном берегу Крыма. Олива с древности возделывается человеком для получения оливкового масла и в диком виде не встречается.
Решили однажды деревья помазать над собой царя.
Сказали они оливе: «Царствуй над нами!»
Ответила им олива: «Я ли откажусь от моего масла,
которое так ценят во мне и бог, и люди,
чтобы царствовать над деревьями?»
Эзоп. «Деревья и олива»
В парфюмерии ноту цветка оливы можно встретить в аромате Olive Flower у американского бренда Demeter Fragrance и в совместной работе французского парфюмера Анжелины Лепорини (Angeline Leporini) и итальянского бренда Xerjoff – Casamorati 1888 Fiore D'Ulivo (2009).
Считается, что плод оливы добавляет парфюмерной композиции пряности. В 1970 году был создан самый известный отечественный парфюм, посвященный древнеримской богине Диане («Диана», Severnoye Siyanie, 1970). А в 2016 году российская мануфактура натуральной косметики и мыла «Живица» создала твёрдые духи «Смородина и грейпфрут» с этой нотой.
Оливковое масло издавна являлось основой множества арабских ароматов, на нём основываются и елеи (anointing oil) израильского бренда Ein Gedi (Cinnamon, Hyssop, Henna и Pomegranate, 2017).
Известны также ароматы с нотой оливкового дерева:
– «Гуляка» (Gulyaka, Triumph, 2011) – производители «переложили» стихотворение Сергея Есенина «Я московский, озорной гуляка» на язык парфюмерии;
– «Гран-при Монако» (Grand Prix Monaco, Guy Alari, 2012), посвящённый гонке «Формула-1»;
– «Олива и Бергамот» (Faberlic, 2019), Grand Amber (Юдиф) и 02 Amber (Darzov).
Тополиные аллеи можно встретить повсеместно. Деревья считались священными у греков и римлян, а также у некоторых народов Азии. Тополь на Руси известен ещё по новгородским летописям 1469 года, что свидетельствует о том, что деревья в Новгороде появились раньше, чем в Крыму.
В Санкт-Петербурге, например, существует пешеходная дорога с тополиной аллеей – это сохранившийся участок бывшей 5-й Жерновской улицы. Почки чёрного тополя весьма ароматны, это обусловлено их богатым химическим составом. Этот вид тополя в климатических условиях северной столицы просто-напросто замёрзнет, но парфюмерная промышленность делает своё дело. Ноту тополя можно встретить среди запахов свежести и чистоты Clean (Blossom, 2016 и White Vetiver, 2017) и «романтической экзотики» американского модельера Анны Сью (Romantica Exotica, Anna Sui, 2016), а также у хорватского парфюмера Томислава Врбанеч (Tomislav Vrbanec) в аромате, посвящённом хорватскому дворянскому роду (Zrinski, Croatian Perfume House, 2018) и у Евгении Балицкой (Evgenia Balitskaya) в парфюме «Винтаж» (Eugena Natural Cosmetics).
Но эфирное масло добывают только из чёрного тополя. В парфюмерной промышленности его используют как фиксатор, а ещё в качестве отдушки для косметического мыла.
Теперь не надышишься крепью густой.