Нет большего чуда, чем быть в настоящем. Все с этого начинается, и ничто этим не заканчивается.
Что означает термин «самовоспоминание»? Он означает, что ваше дремлющее Истинное «Я» помнит, что надо бодрствовать.
Завершения являются иллюзией, поскольку настоящее вечно. Пребывать в настоящем, там, где находишься, – вот простая история нашей жизни.
Каждое неприметное мгновение и есть наша жизнь. Даже просто сидеть, стараясь присутствовать.
Присутствовать трудно, и тем не менее, в течение всей нашей жизни все, кроме настоящего, остается неопределенным. Мы смотрим в будущее, думая, что там больше, чем здесь. Человек упускает настоящее, стремясь к иллюзорному будущему или задерживаясь в прошлом. К чему надо стремиться – это к настоящему, но машина хочет чего угодно, только не этого. Мы должны продолжать бесконечно возвращаться в настоящее – мы посвятили этому свои жизни.
Вы не сможете присутствовать в пункте назначения, если вы не присутствовали en route[1].
Когда у меня появляются «я», которые хотят быть где-то еще, я уже знаю, как немедленно превратить их в мое пребывание в настоящем, ибо машина никогда не бывает удовлетворена тем, где она есть. В каком-то смысле нам повезло, что «я» повторяют себя и что они настолько явно пусты. Благодаря им становится очевидно, из чего состоит материя жизни, поскольку самые абсурдные вещи будут пытаться увести нас из настоящего. Чем более они абсурдны, тем лучше, ибо тогда мы знаем, что следовать им нет никакого смысла.
Так как машина не может пребывать в настоящем, она ищет ему замену; такова ее участь. И хотя машина обычно недовольна настоящим, этот день так же важен, как такой же день через тридцать лет – сегодняшний день, по крайней мере, виден более отчетливо.
Интересное «я» возникло во время концерта: «Чего ты хочешь?» И ответ был: «Только присутствовать, больше ничего». Ничто не может сравниться с самовоспоминанием, и ничто не может существовать без него. Иногда, при самовоспоминании, все видимое превращается в поэзию, воспевающую рай: цветы, свет, падающий на траву… Подумать только, как много оттенков зеленого существует в природе!
Наши трапезы подобны жизни на корабле в открытом море. Идти некуда, и мы постепенно обустраиваемся в настоящем. Одной из самых приятных сторон наших обедов является возможность быть здесь, притом, что наши машины не противятся моменту и не стремятся быть где-нибудь еще. Четыре низших центра больше обычного согласны на присутствие чего-то более высокого. Сознание имеет различные уровни, и, возможно, наше сознание в такие моменты выше, чем в любой другой момент этого дня. Мы по-прежнему стараемся присутствовать, и это мгновение никогда больше не повторится.
Сегодня вечером мы ни разу не упомянули о самовоспоминании, но оно постоянно проглядывает за нашими действиями. Если стараться быть в настоящем, то не важно, идет ли разговор о «Дуинских элегиях» Рильке или об инвалидной коляске студента, если только наши действия пронизаны самовоспоминанием. Вот почему Четвертый Путь пролегает, главным образом, в самой гуще обычной жизни.
Каждый день мы усердно работаем над тем, чтобы быть в настоящем, и в конце дня не следует недооценивать усилия, сделанные за день. Каждый из нас сделал все возможное для себя, для школы, для Влияния «С». Мы не можем изменить события, но мы можем изменить себя. Сосредоточивайтесь без слов; не отождествляйтесь с событиями – трансформируйте их и будьте в настоящем.
Все, кроме Истинного «Я», относительно и субъективно. Когда мы присутствуем, мы объективны; это означает, что для нас не существует ничего другого, кроме нашего Истинного «Я».
Очень важно работать над присутствием, но не нужно создавать слишком большого давления, поскольку этим вы можете стать препятствием для самих себя. Сделайте все возможное, чтобы присутствовать, но не напрягайтесь слишком сильно, так как это один из способов помешать самовоспоминанию.
Чему самому важному Вы научились во время своего недавнего путешествия?
Быть там, где я есть, и принимать это. Если бы я не присутствовал во время путешествия, то не было бы необходимости путешествовать, поскольку, кроме настоящего, идти некуда. Во время путешествия вы становитесь объективным свидетелем человеческой субъективности.
Мы получаем свою долю счастья и радости, но цель не в этом. Мы здесь для того, чтобы присутствовать, что и должно сделать нас счастливыми. Каждый момент предоставляет возможность проникнуть в настоящее. Вы должны стараться с пользой проводить свое время, помня, что оно сочтено.
Как перестать спешить?
Поняв, что следующий момент не лучше, чем этот.
Как удержаться от критики себя за непребывание в настоящем?
Самоуничижительные «я» – это не самовоспоминание. Это еще один способ терять время, и, в действительности, они являются признаком ленивого ума.
Сильные эмоциональные встряски предоставляют возможность пребывать в настоящем и двигаться вперед. Когда вы испытываете сильную негативную эмоцию, помните, что она сойдет на нет. Хотелось бы помнить об этом во время, а не после бури. Когда вы захвачены негативной эмоцией, вас не существует. Помните также, что благородному Королю Червей предопределено в конце концов потерпеть поражение, чтобы ваши божественные Высшие центры смогли появиться на свет.
Некоторые шоки настолько непостижимы и всеобъемлющи, что нам приходится обратиться к самовоспоминанию. Появляется немедленное побуждение быть в моменте, и самовоспоминание становится самозащитой. Иоганн Вольфганг Гете сказал: «Тот, кто владеет моментом, и есть ваш человек». Вы сами должны овладеть моментом, иначе им овладеет что-нибудь, что вами не является.
Старайтесь не превращать настоящее в то, чем оно не является. Примите настоящее на его безоговорочных условиях.
Плутарх сказал: «Настоящее дается нам лишь на секунду, а затем оно ускользает от наших чувств.» Настоящее ускользает от наших чувств, так как сознание не есть функции. Наши Высшие центры – не от мира чувств, однако мы пытаемся использовать чувства для того, чтобы создать Высшие центры. Простое восприятие красиво оформленных цветов, если вы при этом продолжаете осознавать себя, создает Высшие центры.
Дом там, где человек присутствует. Когда я вернулся из путешествия, самовоспоминание стало очень знакомым, но я знал всем своим существом, что дорожить нужно не местом, а состоянием.
Мы не думаем о том, кем мы были до встречи со Школой, потому что мы уже не те. Тогда присутствовать было некому.