© Светлана Ярославна Шён, 2019
ISBN 978-5-0050-8121-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Женщина, возраст, сексуальность
– Если у мужчины есть выбор между женщиной 30 лет и 50 лет, то он же выберет всегда 30-летнюю?
– Мужчина выберет ту, которая ему больше понравится.
И тем ни менее, он выберет скорее всего ту, которой 30, и мы будем разбираться почему. Нет, не потому что она моложе, а потому, что она живее, естественнее, энергичнее. От нее идет свет, а у большинства женщин после 50-ти этого света нет, и именно об этом я буду говорить в книге.
Книга написана для женщин, желающих оставаться и после менопаузы в полной мере женщинами, а не бабушками, женами или пенсионерками. И для мужчин, желающих прикоснуться к миру взрослой женщины.
Она адресована тем взрослыми людям, которые хотят вступать в отношения друг с другом и создавать любовные союзы. Тем, кто желает строить долгосрочные отношения в возрасте. А для этого одного желания недостаточно. Нужно иметь чем увлечь и привлечь другого, тоже очень взрослого человека. Нужно быть самому увлеченным делом, идеей или творчеством. Нужно доверять себе и ценить себя. Сначала себя, потом другого.
И в 50 лет, если ты хочешь сохранить качество своей жизни – а именно, быть довольным этой самой жизнью, творить, заниматься интересным делом – ты должен сохранить в себе секс, свою сексуальную идентичность и жить в соответствии с ней. Это обязательно.
Читая о сексе и телесной любви в возрасте, хочется спросить, занимается ли тот, пишущий, сексом сам? И сколько лет партнеру или партнерше?
Тут и стыд, как и во всем, что связано с сексом в нашей культуре, и неприличность разговоров о личном. В ответах профессионалов будет слишком много теории и оптимизма. В ответах частных лиц – перевод разговора на другую тему или только общие фразы.
Читает какая-то среднестатистическая женщина в медицинской статье, что секс после 50 возможен, но просто прелюдии должны быть длиннее. Что желание у мужчин есть, и что все дело в голове, что надо только захотеть. Смотрит эта женщина на себя, мужа своего и ближайшее окружение и понимает, что и здесь осталась она одна со своими проблемами.
Не хочет она уже давно, если вообще когда-то хотела. И менопауза без гормональных бьет по самочувствию. Увеличивается вес, пропадает упругость мышц, увядает тело и лицо. Она себя голой и молодая стеснялась, и как ей теперь перед мужиком незнакомым раздеться? И молодых конкуренток полно.
Вот они вопросы вопросов, и все очень личные, интимнее некуда.
Если женщина замужем, то как ей выговорить, что муж давно не шевелится вообще. Или приведение его в «рабочее состояние» таких усилий требует, что желание пропадает, не появившись. Да и вообще они уже лет 20, как брат с сестрой, в браке живут.
Замужней женщине о сексе с посторонним мужчиной не то, что говорить, а и подумать страшно. Ведь измена давно в списке смертных женских грехов.
Если женщина одинока, то где искать нового партнера или любовника, нежного и страстного? В любом случае придется раздеться, а как? Там же то самое «старое» тело, толстое, с родинками по всему животу, с морщинами и седыми волосами на лобке.
Пугаясь последствий развития отношений, женщина и не начинает поиски. А с отношений должно бы начинать.
Как начать? Где мужчин найти? И какие это должны быть отношения?
На чем строить отношения в возрасте, когда уже подрастают внуки? На сексуальном притяжении? На хобби и интересах? На совместных проектах и бизнесе? На любви? Хватит ли сил еще раз полюбить?
Взгляд на проблему отношений и сексуальных предпочтений зависит от возраста. Я буду говорить о людях своего поколения: нам всем за 50. Мы живые люди, и мы видим, что проблема есть, больная, с душой, телом, желанием. Есть все предпосылки, нет только алгоритма выхода из тупика, а мы его будем вместе искать.
Вопросов много, и все личные. И ответы на них тоже будут личные.
«Есть ли у вас сексуальная жизнь?»
– Это секс по телефону?
– Да-а…
– А почему, таки, шёпотом?
– Внуки спят.
«Есть ли у вас сексуальная жизнь?» Это вопрос, на который никто не хочет отвечать. Ответить на него «да» – значит раздеться догола, а это стыд ужасный. Для женщины особенно, которая и перед мужем-то не всегда свободно раздевается. Ответить «нет» – это прослыть неудачником перед всем миром.
На этот вопрос не отвечают потому, что иногда секс есть только у одного партнера в браке. Если вдруг этот один признается публично, что секс в жизни есть, и что жизнь во всех аспектах прекрасна, то тут законная половина такую «прекрасную жизнь» устроит, что святых вынести никто не успеет, и они будут созерцать очень неприглядную картину взаимных обвинений, оскорблений и вранья.
Мужчина заберет все деньги и имущество и обзовет жену грязным словом. А женщина, если дети маленькие, не даст с ними видеться, а если большие, то и сама проклянет, и детей против отца настроит, и те больше руки «изменнику» не подадут.
Третья причина, почему о сексуальной жизни не говорят, – это потому что ее нет. Когда нет, это тоже очень стыдно. Сексуальная жизнь пропитана виной и грехом. И долгом еще, конечно.
Однажды у меня случился почти coming out, когда я, к слову, заметила, что занималась сексом довольно регулярно в обоих браках. Мне казалось, что это очевидно и нормально. Что окончание сексуальной жизни и есть конец отношений в парадигме «мужчина-женщина». И что отказ от секса одного из партнеров должен привести к недовольству другого, и брак неминуемо должен или распасться, или трансформироваться во что-то другое. Дружбу, например.
Этого не происходит. Брак остается браком, что бы ни происходило за его покровами, какими бы скелетами ни наполнялся шкаф.
В нашей культуре даже упомянуть о том, что вы занимаетесь сексом, нельзя. Хотя для самочувствия обоих в паре взаимно приятные телесные отношения много важнее, чем все внешние атрибуты брака и парной жизни.
Партриархальная культура противится не только рассказам в публичном пространстве об интимных подробностях доставления удовольствия друг другу (оно не интересует вообще никого), но и упоминанию самого факта наличия этих удовольствий в жизни.
Не очень понятно, как здоровые, любящие друг друга люди, могут добровольно обходиться без сексуальных ласк. А других ласк, кроме сексуальных, между мужчиной и женщиной не бывает. Другими словами, многие люди часто живут вообще без ласк.
Общество прикрывает тех, кто в браке. Раз они в браке, то у них все априори хорошо и с любовью, и с сексом. А если они в долгом браке, то тогда вообще не должно быть ни у кого никаких сомнений. Откровенные же разговоры с людьми говорят об обратном. У разведенной женщины или незамужней женщины секса в жизни, как правило, больше, чем у замужней. Но об этом тоже приличнее молчать. Женатые мужчины почти поголовно ходят налево или имеют параллельные связи