Сборник, Татьяна Вацлавовна Глазкова - Семья в русской культуре. Сборник высказываний

Семья в русской культуре. Сборник высказываний
Название: Семья в русской культуре. Сборник высказываний
Авторы:
Жанр: Афоризмы и цитаты
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2024
О чем книга "Семья в русской культуре. Сборник высказываний"

В книгу вошли фрагменты художественных, научных, публицистических произведений, эпистолярия и мемуаров русских писателей, философов, педагогов о семье, древнейшей человеческой общности, играющей смыслообразующую роль в истории культуры отдельного человека и целого государства.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Бесплатно читать онлайн Семья в русской культуре. Сборник высказываний



В оформлении использованы работы:

Федор Толстой. Семейный портрет, 1830



Иоганн Фридрих Антинг.

Великий князь Павел Петрович и Великая княгиня Мария Федоровна и детьми Александром и Константином в Павловском саду, 1784



© ООО «Издательство «Согласие», 2024

Семья как основа «самостоянья человека»

В разные эпохи существование семьи подвергалось испытаниям. Однако семья была и остается поныне мерилом человеческих взаимоотношений; в семье человек делается личностью; в семье закладывается фундамент жизнестроения. Семья существует издревле. Она древнее государства.

Зачастую можно слышать, что семья – понятие отжившее, атавизм, который вот-вот отомрет за ненадобностью. Но проходят века, а она почему-то существует. И продолжает играть важную роль в жизнь каждого человека, общества, государства.

В современной культуре семья зачастую представляет собой симулякр, то есть пустую форму. Но может ли пустая форма служить основой смыслообразования? В данном случае речь, видимо, может идти лишь об идее смысла, его образе.

«Агонизирующая реальность», которая порождает симулякр, согласно Ж. Бодрийару, это уже не мир эстетики, но характеристика социума. Если же сопоставить понятие симулякра с платоновской оппозицией «модель-оригинал – подражание», то становится очевидным, что идея семьи в культуре и модели семьи в культуре именно такую оппозицию и создают.

Каждый член семьи должен играть свою роль, четко определенную культурной традицией, и отказ кого-либо от исполнения своей роли деформирует семью, превращая «нормальную» семью в «аномальную» или «псевдосемью». Поэтому внимание к состоянию современного семейства в любую эпоху вполне оправдано. Однако исполнение ролей, согласно идее семьи, «не читки требует с актера, а полной гибели всерьез», как писал по другому поводу Б.Л. Пастернак. Не то в симулякре.

Собственно, симулякром семья стала не сегодня и даже не вчера. Еще в середине XIX в. разрабатывая в своем публицистическом и художественном творчестве понятие «случайное семейство», Ф.М. Достоевский утверждал, что «современное русское семейство становится все более случайным семейством»: «случайность современного русского семейства, по-моему, состоит в утрате современными отцами всякой общей идеи, в отношении к своим семействам, общей для всех отцов, связующей их самих между собою, в которую бы они сами верили и научили бы так верить детей своих, передали бы им эту веру в жизнь. Заметьте еще: эта идея, эта вера – может быть, даже, пожалуй, ошибочная, так что лучшие из детей впоследствии сами бы от нее отказались, по крайней мере, исправили бы ее для своих уже детей, но все же самое присутствие этой общей, связующей общество и семейство идеи – есть уже начало порядка, то есть нравственного порядка, конечно, подверженного изменению, прогрессу, поправке, положим так, – но порядка».

В XX в. ситуация только усугубилась. Ибо роль отца, матери и педагога-воспитателя приняло на себя государство.

При этом риторика родства, в том числе и семейная, постоянно использовалась на протяжении XX в. властью для влияния на общество, поскольку понятие «семьи» и лексика, входящая в этот концепт, имели в своей основе и в сознании людей более положительную, нежели негативную семантику. И, следовательно, данная лексика могла быть использована властью как средство манипуляции общественным сознанием и общественным мнением для достижения необходимого результата.

В XXI в. декларирована попытка возвращения сакрального смысла понятию «семья», одушевление симулякра. Но декларативность аксиологических нововведений обнаружила, что обществу предлагается тот же симулякр. Крайнее проявление его можно было встретить в уличной рекламе: «У мусора есть свой дом», «Семья из двух банок снимет мусорный бак. Чистоту гарантируем» – сообщают рекламные плакаты с изображением урны и использованной тары, призывая граждан не сорить.

Возвращаясь к «вычерпыванию смыслов», их актуализации при обращении к литературным текстам, можно сказать, что художественная культура чутко следила за изменениями, происходившими с семьей, что, безусловно, отражало и стремление поколений к идентификации в эпохе и культуре.

К теме семьи в русской культуре обращались многие писатели, философы, историки, педагоги с древнейших времен до наших дней. Их яркие, афористичные высказывания, а также неспешные размышления на заданную тему, поэтические обращения к родным по крови и духу людям составили настоящую книгу. Все люди по-разному воспринимают свою семью, себя в ней, свой долг перед близкими.

«Старый облик свой она [семья] как-то вдруг потеряла, как-то внезапно даже, – писал Ф.М. Достоевский и с тревогой спрашивал себя и читателя: – а новый… в силах ли она будет создать себе новый, желанный и удовлетворяющий русское сердце облик?» В пяти разделах сборника читатель найдет общие рассуждения о семье, представления о супружестве, высказывания о материнстве, отцовстве, детских впечатлениях жизни, связанных с семьей, во всей их многогранности, противоречивости, но и неизменной важности для возрастания человеческой личности.


Татьяна Глазкова

I. «Бог дал родных, чтоб учиться на них любви»

Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как пустыня
И как алтарь без божества.
А. С. Пушкин

Издавна могилы родителей и предков были святыней для русского народа, и князья наши, заключая договор между собою, считали лучшим знамением его крепости, если он будет произнесен на отцовском гробе.

Н.И. Костомаров

Бытовая форма рода древнее личной семьи; понятие о доли выработалось впервые в отношениях рода, в связи с культом предков, незримых блюстителей домашнего очага и нарастающего поколения.

А. Н. Веселовский

Родовой союз держался на двух опорах: на власти родового старшины и на нераздельности родового имущества. Родовой культ, почитание предков освящало и скрепляло обе эти опоры.

В. О. Ключевский

Семья, до сих пор замкнутая и независимая, подчиняется надзору чуждой власти; христианство отнимает у отцов семейств жреческий характер, который они имели во времена языческие; подле отцов плотских являются отцы духовные; что прежде подлежало суду семейному, теперь подлежит суду церковному.

С.М. Соловьев

В… общем процессе человеческого возрастания появляются, как медленно созидаемые его продукты, философия, искусство, и ранее их – семья, государство.

В.В. Розанов

Все предания исторические свидетельствуют нам о добром семейном начале… которое легло в основу нашей древней Руси.

С.П. Шевырев

Семья, хозяйство, воспитание детей отходили на задний план. Очень быстро в верхах общества устанавливается обычай не кормить детей грудью. Это делают кормилицы. В результате ребенок вырастал почти без матери. (Конечно, это не в провинции и, конечно, не у какой-нибудь бедной помещицы, у которой двенадцать человек детей и тридцать душ крепостных, а у дворянской, чаще всего – петербургской, знати).


С этой книгой читают
В Ромашковой долине что ни день – сплошные приключения, а уж весёлые и дружные Смешарики всегда к ним готовы! В этот раз мечтательный Бараш отправляется на поиски подарка, который ему приготовила судьба, а мудрый Кар-Карыч забывает о чём-то очень важном и намерен во что бы то ни стало вспомнить всё. Пин узнаёт, что за штурвалом гидроплана лучше не спать. А Крош и Ёжик попадают в настоящий шторм! Но Смешарики всегда придут на помощь друг другу и н
Что делать, если будильник сломался, диск с мультфильмом не читается, а мамино кольцо провалилось в раковину? Конечно, позвать на помощь фиксиков! Они всегда найдут решение любой проблемы! И кодовый замок откроют, и даже железную дорогу починят, пусть и игрушечную. А мудрый Дедус объяснит, как всё устроено и расскажет много полезного и интересного.Маленькие человечески вместе с ДимДимычем то и дело попадают во всякие передряги. Но друзья каждый р
Знакомьтесь с замечательными Малышариками!Весёлые непоседы и проказники Крошик и Пандочка постоянно придумывают шумные забавы. А стеснительный Ёжик предпочитает порядок и тихие игры. Барашик любит рисовать и утешает тех, кто грустит. А Нюшенька – настоящая красавица и обожает наряжаться, как принцесса. Малышарики такие разные. Но очень дружные!С Малышариками дети учатся быть общительными и вежливыми, открытыми и добрыми, внимательными и чуткими.
Откройте для себя уникальную книгу мудрости в прекрасно составленной коллекции притч из разных стран и эпох. В притчах и афоризмах отражены истины и принципы, в которых кроется духовность и полезность, поскольку они побуждают задуматься над важными жизненными вопросами.Эти притчи искусно передают реалии нашей жизни, показывая, как часто мы ошибаемся в выборах. Вы получите незабываемый урок, читая дзенские, индийские, еврейские, библейские притчи,
Какой бывает любовь? Чуткой и страстной, взаимной и безответной – оттенков любви великое множество! Книга в ваших руках содержит высказывания известных мыслителей, писателей и философов. В ней содержатся мысли и наблюдения о природе любви, отношениях между людьми, преданности и жертвенности. Собрание афоризмов заставляет задуматься о различных аспектах любви и лучше понять все грани этого сложного чувства.
Ирония дает нам шанс не только взглянуть на мир другими глазами, но и воспринимать с юмором серьезные вещи. Книга содержит более четырехсот изречений, афоризмов и цитат – как бессмертные истины классиков, так и авторские, отражающие реалии современной жизни. Составитель и редактор – Владимир Баранчиков. Иллюстрация на обложке принадлежит автору.
Эта мини-книга моих собственных афоризмов. Обычные фразы и высказывания обо всём, что есть в нашей жизни.
Перед читателем книга, которую можно назвать одним из самых скорбных и пафосных творений конца XX века – поры лихолетья и социальных коллизий в России, где с непревзойденным трагизмом и художественным мастерством представлен бездонный мир человеческой души. Уникальное по замыслу и концепции своего изложения, оно акцентировано на проблемах личности и обличает зло несправедливости на Земле.Для широкого круга читателей.
Терапевтическая сказка о лесных жителях. Основано исключительно на фантазиях автора. Любые совпадения с реальными событиями – случайность.
Перед Вами будущее, но этому будущему не предшествовали ни войны, ни пандемии, ни нашествия инопланетян или интеллектуальных машин-убийц. Технический прогресс изменил общество. Теперь оно поделено на сословия, а главная ценность – свобода. Жизнь «Тунеядцев» ограничена границами мегаполиса. «Работники» обладают гораздо большей свободой. Над всеми стоят политики. Это история о молодом тунеядце. Не желая мириться со своим положением, он пускается на
Часть материалов из этой книги публиковалась ранее в книге «Человеческое бессмертие». В данной книге автор выдвигает гипотезу, раскрывающую механизм достижения человеческого бессмертия, при осуществлении которого это возможно осуществить.Часть текста ранее была опубликована в книге «Человеческое бессмертие».
Масштабный роман о том, как самые значимые, переломные моменты истории связаны с судьбами обычных людей.Трина живет в местечке Курон в долине Южного Тироля, аннексированной Италией у Австрии. Она работает учительницей, когда Муссолини запрещает преподавать на немецком языке. Многие не знают итальянского и уезжают в Германию, но Трина и ее муж Эрих решают остаться. Когда Тироль переходит под власть Гитлера, они бегут в горы, зная: фашисты не должн