* * *
Т/О «НЕФОРМАТ» Издат-во Accent Graphics Communications, Оттава, 2018
Электронное издание
Тусклый свет лампы на фоне книжного шкафа, заправленной постели, картины с цветами на стене. Уже час сидел за компьютером, когда нашел в Интернете книгу «The moral sayings of Publius Syrtis, a roman slave. 1850». Пока разглядывал на картинке ее потертости и отметки библиотек, мне стали интересны те мысли, которые были спрятаны в ней. Мне показалось, что автор жил в таких же немногословных интерьерах, как у меня, когда сочинял эту книгу. Все, что было за его спиной, был труд на благо его хозяев. Бывший раб из Сирии ни на что не мог рассчитывать. Он научился показывать сцены из жизни людей. Мим. И этим мог зарабатывать себе на хлеб.
Листая книгу, понял, что это наиболее полное собрание сентенций Публия Сира, доступное мне. И начал медленно их разглядывать. Оригинал на латинском. Понимание легче на английском, как иностранном. Смысл сохраняется, теряется только афористичность оригинала.
Так случилось, что читать книгу стал по вечерам, после окончания всех дел. Вечером, освободившись от всего, что составляло дневные заботы, по-новому воспринимал этого интересного человека. Взгляд человека нашего поколения на мысли древнего мима. Во многом они оказались совпадающими.
Больше всего меня поражает выстраивание этих моральных правил в римском обществе, где отсутствуют авторитеты. Только отношения между людьми, которые находят собственные ограничения. Этим интересен период Рима I века до нашей эры. Свобода там гуляет нагая в обнимку с необходимостью. Где еще можно застать такую картину? Позднее будет распад и новые правила. Часто цитировал римского мима Сенека.
Одно из первых произведений Эразма Роттердамского – «Adagia» – состоит из высказываний различных античных авторов и поговорок. В том числе и сентенций Публия Сира. В конце жизни, дополняя свой список, он довел его до числа 4658. Ее нет в переводе на русский язык. Так и осталась в памяти советских читателей Эразма «Похвала глупости», а похвала его мудрости осталась в тени. Видимо, они хорошо дополняли друг друга.
У Публия Сира число сентенций достигало чуть больше тысячи в самых полных изданиях. Однако никто не ручается за то, что все они принадлежат Публию Сиру. Только от нас зависит считать их принадлежащими Публию Сиру и признавать за ними частичку мудрости, которой он обладал.
В начале каждого абзаца расположена выделенная полужирным начертанием сентенция Публия Сира и ее номер из книги. Перевод с английского и комментарий мой. Те выражения, которые широко известны или повторяют чуть в другой редакции уже сказанное, посчитал лишними и не включил в сборник. Некоторые просто отклонил без объяснений. Не понял. Возможно, они тоже имеют какую-то ценность. Но это уже утренний взгляд на них.
Комментировать краткие выражения – дело не особенно благодарное. У каждого, кто прочитал афоризм или сентенцию, есть свой ее образ, раскрывающий текст. Это говорит индивидуальный опыт, с которым его связывает такая мысль. Поэтому речь идет только о моем понимании сентенции, больше ни о чем. Может, оно покажется кому-то интересным, кому-то нет. Буду надеяться на снисхождение читателей.
0001. Все люди равны в отношении смерти. Почему такое заключение на самый общий для всех людей вопрос, который не дает им возможности спать из-за желания вечного существования? Я помню тот детский искренний взгляд, который хотел узнать, умрет ли он тоже. Что я ему мог ответить – только соврать, чтобы он успокоился. Детский ответ на такой же вопрос. А что сказать взрослому человеку? Он сделал свое дело и должен освободить свое место. А что, если не до конца? Кто ему такую задачу поставил?
0002. Зло, которое делаешь другим, можешь ждать обратно. Оно возвращается. Это не сразу заметно, но со временем обязательно вернется к злоумышленнику. Пусть он не надеется его избежать. Проверено многими миллионами людей. Не все признавались только в том, что это не его вина. Находили других людей. Только когда оказывались одни и некого было упрекнуть, нехотя признавались, что-то есть и них самих. Ну, хотя бы самая малость. И чем расплата была существенней, тем больше становилась эта малость. «Если бы знал» – вот и все, что мог сказать в оправдание себе совершивший зло. Может, кто-то и не дожил до этих дней. Ему повезло.
0003. Смягчай злость своего друга добротой. А чем еще можно смягчить злость, если она гуляет рядом с тобой? Как собака, лающая на прохожих. Она часто не слушается даже окрика хозяина. Наверно, у нее есть для этого причины. Доброта глушит ее агрессивность. Немного остается до того, чтобы она успокоилась. Так и с другом. Нужно нейтрализовать его раздражение добрым отношением к нему, чтобы он мог подумать, верно ли он ведет себя.
0004. Спорить с пьяницей – все равно что дебатировать с пустым зданием. Хорошее сравнение – пустота огромного здания, где не слышны отдельные слова, а только эхо от стен. Только появились эти фабричные стены в фильмах позднее. Хотя диалог с ним может быть содержательным со стороны пьяницы. У него всегда есть кого винить и оправдать себя. Из этого и состоит эхо, которое можно услышать в пустом здании.
0005. Лучше получить травму самому, чем ранить другого. Ответственность за причиненный вред существует всегда, как царапина в душе человека. Вина за собственную травму там теряется. Сохраняется только то, что соответствует или нет его укладу жизни. Запасной чулан, где хранятся хоть и не нужные вещи, но они могут неожиданно оказаться востребованными. Как случайно потерянная мысль.
0006. Пустяковый слух может привести к большому бедствию. Он имеет склонность, как небольшой ком снега, увеличиваться в размере при слегка влажной погоде. Это хорошо знают дети, но часто об этом забывают взрослые. Они не понимают, откуда взялся такой огромный ком снега. Или такая беда от распространения сплетни. Все зависит от масштабов, которых она достигает. И причины, которая кроется за ней. Иногда стоит только произнести страшилку, и она начинает гулять самостоятельно, довольная своей свободой.
0007. Делать две вещи одновременно – значит не сделать ничего. Вещь очевидная. Обычное разделение усилий приводит к их ослаблению. В военном деле с древних времен замечено: чтобы ослабить противника, нужно разделить его силы. Вдвое, втрое или во много раз. Но человеком это правило иногда забывается. От желания сделать все и сразу.
0008. Поспешное суждение – первый шаг к раскаянью. Первая мысль, которая приходит, не всегда уместна с точки зрения разума. Есть всегда небольшая пауза подумать. Кто этим не пользуется – вынужден потом отходить от своих решений и серьезно менять их. Тщательное размышление всегда отвергает поспешные решения. В них многое не принимается во внимание и игнорируется. За это потом приходится платить.