Павел Крашенинников - Серебряный век права

Серебряный век права
Название: Серебряный век права
Автор:
Жанры: История права | Юриспруденция
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Серебряный век права"

На рубеже XIX и ХХ вв. в России, как и во всем мире, нарастало разочарование в государственном устройстве, культуре, философии и праве. В поэзии, философии, праве и других областях духовной деятельности появлялись вызванные этим взгляды и идеи, касающиеся путей и целей изменения мира, государства и общества. Наступил Серебряный век, в том числе и в праве.

Вниманию читателя предлагаются очерки об осмыслении основ права с иррациональных (В.С. Соловьев, Е.Н. Трубецкой и др.) и рациональных (С.А. Муромцев, Г.Ф. Шершеневич, Л.И. Петражицкий) позиций.

Отдельная глава посвящена воззрениям юристов-социологов (П.А. Сорокин, Н.С. Тимашев и др.), работавших в России и за ее пределами.

Для всех интересующихся историей, философией и правом.

Бесплатно читать онлайн Серебряный век права


© Крашенинников П.В., 2017

© Крашенинникова М.П., художественное оформление, 2017

© Статут, 2017

* * *

Пролог

К середине XIX в. в рамках европейской цивилизации право как система деятельности в целом было сформировано и включало в себя правовую науку, юридическое образование, законотворческую, законодательную, правоприменительную и правоохранительную деятельность. Законодательные и нормативные акты, будучи продуктами системы деятельности права, хотя и имели определенные различия от страны к стране, тем не менее основывались на общих принципах, особенно в части гражданского законодательства. Некоторые страны, такие как Франция, Австрия и Германия, смогли далеко продвинуться в плане кодификации и систематизации своего гражданского законодательства; другие, например Российская империя, заметно отставали, но в целом двигались в том же направлении. Такая неравномерность развития права была обусловлена социально-политическими причинами: если передовые страны уже перешли в фазу капиталистической формации, то другие к ней только приближались[1].

Капиталистическая формация, как известно, была порождением городов. Высокая плотность населения способствовала интенсивному обращению культурных образцов в социуме, а значит, и их частой модификации и закреплению новых образцов в рамках социальной деятельности, что означало динамичное развитие культуры. Активно развивались философия, наука, технологии, искусство, другие сферы интеллектуальной деятельности.

Всякая деятельность имеет как рациональное, так и эмоциональное начало, которые иногда противопоставляются друг другу («физики» и «лирики»). Пределом рационального подхода являются точные науки, такие как математика и физика. Пределом выражения эмоционального начала являются эзотерические (религиозные) практики и те формы искусства, которые являются их производным. Как не существует исключительно рациональных и исключительно эмоциональных людей, так и не существует исключительно рациональных или эмоциональных сфер деятельности. Однако наиболее «смешанными» из них являются те, которые ставят в центр своего внимания человека и общество. К таким сферам деятельности относится и право.

В настоящих очерках мы попытаемся проследить, как изменялось соотношение этих двух начал в праве на рубеже XIX и XX вв.

Глава 1. Кризис рубежа XIX–XX вв

§ 1. Мировой кризис

К началу третьей четверти XIX в. казалось, что в европейском мировоззрении окончательную победу одержал рационально-научный подход. Складывалось впечатление, что развитие человечества близко к своему пределу. Классическая физика описывала все известные к тому времени феномены и, судя по всему, приобрела законченный вид, так что каких-либо принципиально новых открытий не предполагалось. Теория Ч. Дарвина во многом сорвала покровы с тайны происхождения человека, а медицина достигла небывалых для того времени успехов. Реалистический подход в искусстве нашел свое наиболее полное выражение.

Эпоха Возрождения была проникнута идеей безграничности творческих возможностей человека как залога осуществления гуманистических идеалов. Это была специфическая философская форма утверждения капиталистических общественных отношений. Именно гуманизм и культ рационального познания послужили идеологическим выражением оппозиции «темному», «неразумному» феодальному обществу со стороны формирующегося класса буржуазии. С ними было связано определенное понимание человека и общества, которое составило позже, в XVIII в., специфику философии Просвещения.

Возникла идея прогресса, причем прогресса, ничем не ограниченного во времени. Эта идея уходит корнями именно в христианскую концепцию будущего – «Царства Божия на земле», которая, в свою очередь, восходит к иудаизму[2].

Концепция последовательных определенных этапов бесконечного прогресса, при котором следующий, еще не достигнутый этап истории и есть «светлое будущее» («а наши дети будут жить лучше нас»), была впервые сформулирована маркизом де Кондорсе, активным участником Французской революции, который, как водится, пал ее жертвой. Эта идея в такой форме была не свойственна ни античной философии, ни философии эпохи Возрождения в Европе. Вплоть до XVIII в. европейские мыслители единодушно считали высшим достижением исторического процесса античность[3]. Что касается античных философов, то для них, за исключением разве что Протагора и других софистов, вообще речи о развитии не было. По их представлениям, человечество, наоборот, деградировало, а «золотой век», когда все были счастливы, остался в глубокой древности.

Однако теперь, когда, как казалось, разум взял верх над инстинктами и эмоциями, не будет ни войн, ни социальных потрясений и развитие человечества будет происходить разумно и прогрессивно, исключительно по восходящей прямой к светлому будущему. Тогда не нашлось своего Фрэнсиса Фукуямы, который провозгласил бы «конец истории», но настроения мыслителей были именно такими[4].

Первый удар по вере в силы человеческого разума и обязательность общественного прогресса нанесла Французская революция 1789 г. Общество, которое считалось основанным на «принципах разума», провозгласившее разум божеством, положившее в основу своей политики учение «гениев человечества», на поверку оказалось неразумным и нечеловечным[5].

Последующие общественные процессы так же мало оправдывали надежды на торжество научного, «просвещенного» разума. Заметного усовершенствования человека и общества не наблюдалось. Наоборот, казалось, что человечество отказывается решать свои проблемы разумно и сходит с ума. Повсюду лилась кровь:

– австро-итало-французская война (1859 г.; потери убитыми и ранеными превысили 70 тыс. человек);

– опиумные войны (первая – 1839–1842 гг., вторая – 1856–1860 гг.; Великобритания и Франция против Империи Цин (Китай)). Только в первой войне потери составили около 25 тыс. человек. Произошли раздробление Китая, взрыв коррупции и наркотизация значительной части населения Китая;

– англо-американская война (1812–1815 гг.; унесла жизни более 30 тыс. человек);

– русско-турецкие войны (1806–1812, 1828–1829, 1853–1856, 1877–1878 гг.; только в войне 1806–1812 гг. потери составили более 220 тыс. человек);

– Отечественная война 1812 г. между Россией и Францией (потери – более 800 тыс. человек).

XIX столетие было веком постоянных колониальных войн. Только «просвещенная» Франция колонизировала Алжир, Мали, Тунис, Вьетнам, Камбоджу, Лаос, Сенегал и другие страны.

Вопреки прогрессу в науке и производстве в разных точках Европы бушевали болезни, голод; суицид был весьма распространенным явлением.

Все сильнее нарастали сомнения в разумной организации природы, в возможности как усовершенствования общества, так и исторического прогресса вообще. Распространялись убеждения в относительности истины. А новые научные открытия в физике микромира означали отказ от принципа детерминизма – важнейшего основания науки


С этой книгой читают
В представленной работе наряду с традиционными вопросами наследственного права рассматриваются проблемы развития законодательства о наследовании, анализируются концепции наследственного права, предлагаются пути его развития. Наряду с нормами Гражданского кодекса РФ приводятся законодательные и иные акты, принятые во исполнение части третьей Гражданского кодекса РФ, исследуется правоприменительная практика, учтены изменения и дополнения по состоян
Период деятельности Временного правительства до сих пор часто подается как какое-то недоразумение, промежуточное состояние общества, историческая пауза перед Великим Октябрем. Однако это совсем не так. Февраль – октябрь 1917 года были одним из самых трагических моментов российской истории, связанным не только с революционными изменениями и огромным количеством персонажей, но и крушением мечты о либеральном демократическом обществе, последствия ко
Хаос, созданный потерей управления императором, беспомощностью Временного правительства и большевистским переворотом, привел в Россию всадников Апокалипсиса: Чуму, Войну, Голод и Смерть. Не претендуя на анализ откровений Иоанна Богослова, автор воспользовался данным делением бед для понимания обрушившихся на Россию событий 1917-1922 годов и их последствий.Взявшие власть большевики, первоначально отрицавшие необходимость существования государства
В настоящей работе проведен анализ норм действующего, преимущественно жилищного и гражданского, законодательства, регулирующего жилищные отношения, описана краткая история развития наиболее важных институтов жилищного права, рассмотрена судебная практика.Систематические изменения, вносимые в Жилищный и Гражданский кодексы, обусловили насущную потребность не только дать характеристику институтов жилищного права, но и провести сравнительный анализ
Человеческая цивилизация всегда стремилась ограничить вооруженное насилие и ужасные последствия войн. Работа британского историка Джеффри Беста посвящена усилиям, предпринимавшимся последние десятилетия в этой сфере. В ней показано, что Вторая мировая война привела к серьезным из нениям в международном праве и определила его дальнейшее развитие. Авто анализирует с этой точки зрения разнообразные типы современных вооруженных конфликтов – высокотех
Общеизвестный факт, что религия и политика всегда шли рука об руку в истории человеческой цивилизации. Однако в научной литературе подробности взаимодействия религиозных и политических систем не раскрываются, а в научно-популярной – религия вообще представлена как некий отмирающий социальный атавизм. Это не результат заговора, а непосредственное действие в умах мифа об отделении государства от церкви и религии от политики – как основного отличия
До Октябрьской революции автор трудился адвокатом в Москве. В Первую мировую войну – поручик 2-й Гренадерской артиллерийской бригады. В августе 1918 года вступил в Добровольческую армию. Затем в СССР вынужден был жить по подложным документам, на имя Лопатина. С 1923 года – член коллегии защитников Кубанской области. В 1935 – „вычищен” и лишен возможности работать адвокатом.Проработав адвокатом 13 лет и еще несколько лет юрисконсультом, автор виде
В книге приведен обзор и характеристика право- и левосудия от первых моментов зарождения человечества до сего времени. Кто первым судил человека и за что, как и за какие проступки судили древние люди своих соплеменников, какие вообще были суды, чем различались? Какую эволюцию прошли суды, и каковы перспективы судопроизводства? Почему рассматривается не только право-, но и левосудие, и что подразумевается под этим понятием? Ответы – на страницах к
XVI век, время правления шотландской королевы Марии Стюарт, претендентки на английский престол. Главная героиня, Ринетта Лесли, наделена даром предсказывать будущее по цветам. Но этот дар не сможет предотвратить бурю, что всколыхнет жизнь девушки, когда умирающая королева Мария де Гиз передаст ей в руки ларец, в котором хранятся предсказания Нострадамуса и личные бумаги. Сильные мира сего и их посланники охотятся за ларцом, и юной Лесли не раз пр
Вторая половина XVI столетия. В водах Балтийского моря подданный датского короля, знаменитый капер Карстен Роде, попадает в плен к польскому пирату Ендриху Асмусу, с которым у него давние счеты. Асмус сохранил жизнь своему врагу, но лишь с тем, чтобы переправить его в Швецию, где за голову Роде назначено хорошее вознаграждение. Ночью Карстен Роде устраивает побег вместе с боцманом и штурманом своего корабля. Спустя какое-то время Роде оказывается
Сказки в книге – сказки-открытия многогранности души, сказки-учителя, сказки-рассуждения. В целом, эти сказки о развитии души, о жизни, о новой жизни, об исполнении мечт, о любви к жизни, о безусловной любви. И они – самоисполняющиеся.
Многие из нас с детства любят сказки. И иногда думают, что сказки – это для детей! Но ведь это совсем не так! Сказки – это современный, высокопсихологичный метод работы с подсознанием, для самого лёгкого, быстрого, волшебного и радостного изменения вашей жизни! Читайте сказки, пишите сказки и меняйте свою жизнь самым волшебным образом!