Это – человек, заслуживающий доверия и неспособный злоупотребить им.
Наполеон о Камбасересе
Род Камбасересов берет свое начало из кантона Лё Виган, что на юге Франции.
Этимологически имя Камбасерес (или Камбесседес) происходит от двух лангедокских слов «camba» (нога) и «assedat» (сидящий): соединение этих слов дает нам что-то вроде «сидящего на ноге». Есть и другая версия появления этой фамилии: возможно, она происходит от названия местечка Камбасседес, находящегося в коммуне Авез недалеко от Лё Вигана.
Жан-Жак-Режи де Камбасерес родился 18 октября 1753 года на юге Франции в городе Монпелье в семье местного мэра Жан-Антуана де Камбасереса.
Жан-Антуан де Камбасерес, появившийся на свет 20 апреля 1715 года, был уроженцем Монпелье, а его женой (матерью главного героя этой книги) была Мари-Роз де Вассаль.
Новорожденный был крещен по старинной лангедокской традиции 20 октября 1753 года в простой приходской церкви Сен-Пьер. Его крестным отцом и матерью стали Шарль Буйе и Жанна Темпль – сироты из местного приюта.
Отец Жан-Жака был советником Счетной палаты[1] родного города, а 5 марта 1753 года он стал мэром.
Мари-Роз де Вассаль тоже была родом из Монпелье. Она была дочерью Матьё де Вассаля, королевского советника и финансового контролера.
Они поженились 19 января 1740 года, и в этом браке родилось одиннадцать детей, из которых выжили лишь Жан-Жак и его брат Этьенн-Юбер. Последний родился 10 сентября 1756 года. Он был таким же хилым ребенком, как и его старший брат. Окончив семинарию в Авиньоне, в 1780 году он стал священником, пойдя по стопам своего дяди – аббата де Камбасереса.
Со стороны отца дедом Жан-Жака был Жак де Камбесерес (1680–1752), советник Счетной палаты, умерший за год до рождения внука, а бабкой – Элизабет Дювидаль де Монферрье.
Упомянутый дядя, Этьенн-Франсуа де Камбасерес, родившийся в Монпелье в 1721 году, стал аббатом и исповедником герцога Орлеанского (будущего Филиппа Эгалите, который, будучи главой масонской ложи «Великий Восток Франции», примкнет к революционерам, откажется от титулов и будет голосовать за казнь своего родственника Людовика XVI). Забегая вперед, скажем, что именно он окажет Жан-Жаку неоценимую услугу, введя его в круг ближайших сподвижников и друзей герцога.
Жак де Камбесерес был сыном Жака-Франсуа Камбасереса (1651–1712) и Эстер д’Ажье (d’Atgier). Жак-Франсуа был советником короля и сборщиком податей. Его отцом был Доминик Камбасерес (1616–1673). Интересно, что этот Доминик Камбасерес тоже был советником Счетной палаты в Монпелье. Его женой была Жанна Лямуру (Lamouroux) – они поженились 3 августа 1678 года.
А еще у Жака-Франсуа Камбасереса был старший брат Жак Камбасерес (1644–1700) – основатель отдельной родовой ветви. Этот брат был женат на Мари Барбе, и у них было два сына – Доминик и Жак.
Доминик Камбесерес был сыном Домерга Камбасереса (1560–1616) и Жанны дю Пре. Домерг был секретарем Счетной палаты и сыном Антуана Камбасереса, умершего в 1598 году. Этот Антуан Камбасерес был простым землепашцем из кантона Лё Виган, а его первой женой была Антуанетта Ля Кост (второй – Аликс Лометт). И это он был первым из Камбасересов, кто перебрался жить в Монпелье, купив себе дом на улице Сент-Круа. И это он разбогател до такой степени, что его сын Домерг уже мог позволить себе купить должность пристава в Счетной палате. А потом он стал старшим приставом, а потом – секретарем Счетной палаты. То есть он стал basoche – юридическим клерком.
В те далекие времена во Франции каждый управлял своими законами, и отношение, например, к римскому праву было различно в разных местностях, плюс все поддерживалось силой разнообразных местных обычаев. И даже короли не уменьшали этой неопределенности в управлении: своими актами они смешивали законодательные и административные меры, вмешивались в суды, не только освобождая подсудимых и прощая их из каких-то своих соображений, но и увеличивая наказание и наказывая вообще без суда.
Та же Счетная палата была учреждена ордонансом Филиппа V в 1320 году, и ее главным приоритетом стал контроль над государственными доходами. В 1467 году Людовик XI принял указ, согласно которому посты в Счетной палате освобождались только в случае смерти, добровольной отставки или осуждения за злоупотребления их прежних владельцев.
Счетная палата выделилась из Королевского совета. Точно так же, как и высшие суды – парламенты, только Счетная палата вершила суд в финансовой сфере.
Парижский парламент состоял из десяти департаментов или палат: Гражданская палата (Tournelle civile), Уголовная палата (Tournelle criminelle), пять следственных палат (chambres des enquêtes), две апелляционные палаты (chambres des requêtes) и, наконец, так называемая «Большая палата» (Grande Chambre).
Кроме общих судебных учреждений, был еще целый ряд исключительных и привилегированных судов. Исключительные суды занимались разбором особого рода дел. Так, например, Счетная палата (счетный суд – la Cour des corptes) разбирала дела о расходовании каких-либо общественных сумм. Она также отобрала у парламента ведение налогов.
Во Франции была центральная Счетная палата, находившаяся в Париже, и несколько региональных: в Бретани, в Дижоне, в Монпелье, в Дофинэ, в Провансе и в Руане. Обязанности их были почти одинаковые: они проверяли официальные денежные отчеты. А для этого было нужно огромное количество советников, прокуроров, секретарей…
Должности в счетных палатах покупалась и продавалась. «Продажность должностей» (vénalité des offices) – этот термин имеет в русском языке сугубо негативный смысл. Но тогда во Франции все обстояло иначе: фактически речь шла о предоставлении королю ссуды, проценты по которой выплачивались в виде жалованья. И в этом заключался великий смысл. Без «продажи должностей» их распределение зависело бы от аристократов, замолвивших словечко перед королем за ту или иную кандидатуру. Но тогда новый чиновник становился верным слугой не столько короля, сколько своего благодетеля. А вот купив должность, ее обладатель служил верой и правдой только королю, иначе он мог бы лишиться вложенных денег.