Сергей Нечаев - Серый кардинал Наполеона. Жан-Жак-Режи де Камбасерес

Серый кардинал Наполеона. Жан-Жак-Режи де Камбасерес
Название: Серый кардинал Наполеона. Жан-Жак-Режи де Камбасерес
Автор:
Жанры: Истории из жизни | Биографии и мемуары | Популярно об истории
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2021
О чем книга "Серый кардинал Наполеона. Жан-Жак-Режи де Камбасерес"

Личность Наполеона Бонапарта широко известна, а вот имя Камбасе-реса – человека, находившегося в тени императора, но фактически управлявшего страной, – знакомо, пожалуй, разве что специалистам-историкам. А между тем этот государственный деятель являлся ближайшим советником Наполеона и оказывал на него значительное влияние. Камбасереса прозвали серым кардиналом императора, что вполне соответствовало его манере действий. Именно благодаря Камбасересу Наполеон смог взобраться на высшую ступень власти, получив титул императора французов с правом пожизненного наследования.

Пройдя путь от адвоката из провинциального Монпелье до архиканцлера Империи, Камбасерес становится одним из влиятельнейших людей Франции. Кроме того, он – гроссмейстер во многих масонских ложах, которые впоследствии объединяет в единую, подконтрольную императору систему.

Рассудительность и дальновидность Камбасереса не раз спасала императора от роковых ошибок, но казнь Людовика XVI, убийство герцога Энги-енского, войны в Европе и в России он не смог предотвратить, что в итоге и привело к поражению Франции и низложению Наполеона.

Отношение современников и историков к Камбасересу достаточно противоречивое. Однако, несмотря на различные утверждения, для нас его личность до сих пор остается загадкой. Обратившись к записям современников, повествующим о «странностях» архиканцлера, например, о его страсти к обедам, почестям и роскоши, невольно задаешься вопросом: таким ли на самом деле был Камбасерес, каким представлялся императору и обществу?

Справедливости ради надо признать, что все-таки Камбасерес был главным творцом наполеоновской власти, блестящим юристом, который смог в послереволюционное время подготовить и пролонгировать ряд законодательных актов, таких как Гражданский кодекс и Конституция, которые помогли восстановить нормальную работу законодательных, исполнительных и судебных органов. Удивительно, но некоторые статьи законов, принятые тогда, остаются в силе и по настоящее время.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Бесплатно читать онлайн Серый кардинал Наполеона. Жан-Жак-Режи де Камбасерес


© Нечаев С. Ю., 2021

© ООО «Издательство «Аргументы недели», 2021

* * *

На протяжении многих лет Жан-Жак-Режи де Камбасерес был одной из самых влиятельных фигур во Франции, и при этом странным образом его имя упоминается историками крайне редко, гораздо реже имен людей, не стоявших с ним даже близко. Так, например, в тексте знаменитой книги академика Е. В. Тарле «Наполеон» на шестистах страницах имя Камбасереса встречается лишь один раз.

Кто же такой был этот самый Жан-Жак-Режи де Камбасерес? Его история особенно интересна еще и потому, что позволяет лучше понять процесс восхождения Наполеона к власти, которое, на первый взгляд, кажется совершенно невероятным. Но это только на первый взгляд…

Камбасересы из Монпелье

Это – человек, заслуживающий доверия и неспособный злоупотребить им.

Наполеон о Камбасересе

Род Камбасересов берет свое начало из кантона Лё Виган, что на юге Франции.

Этимологически имя Камбасерес (или Камбесседес) происходит от двух лангедокских слов «camba» (нога) и «assedat» (сидящий): соединение этих слов дает нам что-то вроде «сидящего на ноге». Есть и другая версия появления этой фамилии: возможно, она происходит от названия местечка Камбасседес, находящегося в коммуне Авез недалеко от Лё Вигана.

Жан-Жак-Режи де Камбасерес родился 18 октября 1753 года на юге Франции в городе Монпелье в семье местного мэра Жан-Антуана де Камбасереса.

Жан-Антуан де Камбасерес, появившийся на свет 20 апреля 1715 года, был уроженцем Монпелье, а его женой (матерью главного героя этой книги) была Мари-Роз де Вассаль.

Новорожденный был крещен по старинной лангедокской традиции 20 октября 1753 года в простой приходской церкви Сен-Пьер. Его крестным отцом и матерью стали Шарль Буйе и Жанна Темпль – сироты из местного приюта.

Отец Жан-Жака был советником Счетной палаты[1] родного города, а 5 марта 1753 года он стал мэром.

Мари-Роз де Вассаль тоже была родом из Монпелье. Она была дочерью Матьё де Вассаля, королевского советника и финансового контролера.

Они поженились 19 января 1740 года, и в этом браке родилось одиннадцать детей, из которых выжили лишь Жан-Жак и его брат Этьенн-Юбер. Последний родился 10 сентября 1756 года. Он был таким же хилым ребенком, как и его старший брат. Окончив семинарию в Авиньоне, в 1780 году он стал священником, пойдя по стопам своего дяди – аббата де Камбасереса.

Со стороны отца дедом Жан-Жака был Жак де Камбесерес (1680–1752), советник Счетной палаты, умерший за год до рождения внука, а бабкой – Элизабет Дювидаль де Монферрье.

Упомянутый дядя, Этьенн-Франсуа де Камбасерес, родившийся в Монпелье в 1721 году, стал аббатом и исповедником герцога Орлеанского (будущего Филиппа Эгалите, который, будучи главой масонской ложи «Великий Восток Франции», примкнет к революционерам, откажется от титулов и будет голосовать за казнь своего родственника Людовика XVI). Забегая вперед, скажем, что именно он окажет Жан-Жаку неоценимую услугу, введя его в круг ближайших сподвижников и друзей герцога.

Жак де Камбесерес был сыном Жака-Франсуа Камбасереса (1651–1712) и Эстер д’Ажье (d’Atgier). Жак-Франсуа был советником короля и сборщиком податей. Его отцом был Доминик Камбасерес (1616–1673). Интересно, что этот Доминик Камбасерес тоже был советником Счетной палаты в Монпелье. Его женой была Жанна Лямуру (Lamouroux) – они поженились 3 августа 1678 года.

А еще у Жака-Франсуа Камбасереса был старший брат Жак Камбасерес (1644–1700) – основатель отдельной родовой ветви. Этот брат был женат на Мари Барбе, и у них было два сына – Доминик и Жак.

Доминик Камбесерес был сыном Домерга Камбасереса (1560–1616) и Жанны дю Пре. Домерг был секретарем Счетной палаты и сыном Антуана Камбасереса, умершего в 1598 году. Этот Антуан Камбасерес был простым землепашцем из кантона Лё Виган, а его первой женой была Антуанетта Ля Кост (второй – Аликс Лометт). И это он был первым из Камбасересов, кто перебрался жить в Монпелье, купив себе дом на улице Сент-Круа. И это он разбогател до такой степени, что его сын Домерг уже мог позволить себе купить должность пристава в Счетной палате. А потом он стал старшим приставом, а потом – секретарем Счетной палаты. То есть он стал basoche – юридическим клерком.

В те далекие времена во Франции каждый управлял своими законами, и отношение, например, к римскому праву было различно в разных местностях, плюс все поддерживалось силой разнообразных местных обычаев. И даже короли не уменьшали этой неопределенности в управлении: своими актами они смешивали законодательные и административные меры, вмешивались в суды, не только освобождая подсудимых и прощая их из каких-то своих соображений, но и увеличивая наказание и наказывая вообще без суда.

Та же Счетная палата была учреждена ордонансом Филиппа V в 1320 году, и ее главным приоритетом стал контроль над государственными доходами. В 1467 году Людовик XI принял указ, согласно которому посты в Счетной палате освобождались только в случае смерти, добровольной отставки или осуждения за злоупотребления их прежних владельцев.

Счетная палата выделилась из Королевского совета. Точно так же, как и высшие суды – парламенты, только Счетная палата вершила суд в финансовой сфере.

Парижский парламент состоял из десяти департаментов или палат: Гражданская палата (Tournelle civile), Уголовная палата (Tournelle criminelle), пять следственных палат (chambres des enquêtes), две апелляционные палаты (chambres des requêtes) и, наконец, так называемая «Большая палата» (Grande Chambre).

Кроме общих судебных учреждений, был еще целый ряд исключительных и привилегированных судов. Исключительные суды занимались разбором особого рода дел. Так, например, Счетная палата (счетный суд – la Cour des corptes) разбирала дела о расходовании каких-либо общественных сумм. Она также отобрала у парламента ведение налогов.

Во Франции была центральная Счетная палата, находившаяся в Париже, и несколько региональных: в Бретани, в Дижоне, в Монпелье, в Дофинэ, в Провансе и в Руане. Обязанности их были почти одинаковые: они проверяли официальные денежные отчеты. А для этого было нужно огромное количество советников, прокуроров, секретарей…

Должности в счетных палатах покупалась и продавалась. «Продажность должностей» (vénalité des offices) – этот термин имеет в русском языке сугубо негативный смысл. Но тогда во Франции все обстояло иначе: фактически речь шла о предоставлении королю ссуды, проценты по которой выплачивались в виде жалованья. И в этом заключался великий смысл. Без «продажи должностей» их распределение зависело бы от аристократов, замолвивших словечко перед королем за ту или иную кандидатуру. Но тогда новый чиновник становился верным слугой не столько короля, сколько своего благодетеля. А вот купив должность, ее обладатель служил верой и правдой только королю, иначе он мог бы лишиться вложенных денег.


С этой книгой читают
Сегодня, когда прошло уже почти 80 лет со дня начала Нюрнбергского процесса, отчетливо видно какую колоссальную роль он сыграл в историческом, юридическом и общественно-политическом планах.Нюрнбергский процесс – первый в истории международный суд. Он оказался итогом Второй мировой войны, осудившим нацизм и преступления его сторонников. Он стал историческим событием, прежде всего, как торжество Закона перед нацистским беззаконием. Он осудил вероло
«За ночь любви не жаль отдать жизнь», «Любовь – наше второе рождение», «Кто в силах управлять женщиной, может править государством» – так говорил Оноре де Бальзак, которого по праву величают «знатоком женского сердца» и которому мы обязаны такими понятиями, как БАЛЬЗАКОВСКИЙ ВОЗРАСТ и БАЛЬЗАКОВСКИЕ ЖЕНЩИНЫ.А был ли сам он счастлив в любви? Насколько обширен его «донжуанский список»? Что за роковые женщины разбивали ему сердце, заставив написать э
История – это то что случается с каждым из нас каждый день. Это так же и то, что определяет наши поступки, мировоззрение и жизнь здесь и сейчас. Из миллионов маленьких событий в прошлом складывается настоящее, поэтому история самая актуальная и интересная наука на свете. Эта наука о нас с вами – о людях! Самые невероятные приключения, головокружительные открытия, хитроумные интриги, настоящая отвага, верность, великая любовь – ничья выдумка не ср
Говорят, великий и ужасный Иван Грозный хвастался, что растлил тысячу дев. Официально считается, что у него было несколько десятков наложниц и 7 жен. По слухам, Марфа Собакина отравлена, Василиса Мелентьева закопана заживо, а Мария Долгорукая утоплена. Причина смерти Анастасии Романовой до сих пор загадка.Ну что ж, перед нами – образ «Синей Бороды», безумного тирана и кровавого маньяка! Но не все так просто. Большинство очевидцев утверждали, что
– Эта книга о том, как «поднимался» твой дедушка.– То было в СССР, а сейчас другие времена.– Однако, согласись, тема актуальная.– Это так, но «продвинутые» потомки не будут ее читать.– Давай проверим…
«Если честно» – искренний рассказ, в котором каждый сможет узнать себя. Все мы порой вынуждены лгать во благо и уходить от ответов, чтобы не задеть чувства окружающих. Но как быть, если совсем не умеешь лгать?Родители научили Майкла Левитона никогда не врать и ничего не утаивать – абсолютная честность во что бы то ни стало. И сами вели себя с ним так же: папа не поддавался ему при игре в шахматы, а когда ребенок случайно услышал слово «фетиш», ма
История финского журналиста, который отправился на год в самый холодный регион России – Якутию. Юсси Конттинен вместе с семьей прожил год в якутской деревне, в окружении вечной мерзлоты. Он пережил суровую зиму, научился водить «УАЗ» и узнал, каково это – жить в Сибири.В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
Размышления о перспективе молчания после операции на гортани заставили автора вспомнить ситуации, когда ее голос оставался неуслышанным. Она стала задаваться вопросами, в каких случаях перестает говорить то, что думает, и почему предпочитает молчать в угоду кому-то. В этой смелой, откровенной и глубоко личной книге вы найдете ответы на эти и многие другие вопросы, познакомитесь с историей Ферн Коттон и узнаете о том, как найти собственный голос и
«Путь длиною в 800 верст, три недели и одно тысячелетие»… «Если запустить руки в болото примерно по локоть, то можно нащупать гать. Не толстые, сантиметров 15 в диаметре, бревна, плотно подогнанные друг к другу, лежат на глубине примерно 30 сантиметров и не дают путнику провалиться в это болото…». «– Проводник потерял фотоаппарат. Наша задача теперь – не потерять проводника…». Рассказ об экспедиции по пути через Пёзский волок – древнюю магистраль
Эта книга прошла длинный путь, меняясь сама, меняя моё отношение к ней и к жизни вообще. Теперь всё снова на своих местах, а всё, что случилось, вполне закономерно.Ведь в переменчивой реальности однозначности нет.Двойственность во всём – в мыслях, поступках, желаниях.И пока не пройдёшь через множество миров, спеша за своим ускользающим счастьем, ни о чём не сказать наверняка, а всё, что запомнилось, может оказаться ложным.
Скорпион – мифический воин. Говорят, он приходит только тогда, когда поистине нужна его помощь. Но будьте бдительны, ибо он воюет не за вас, а за честь и правду. Разве есть что-то ужаснее, чем сильный воин, воюющий не за кого-то, а за правду… А какая она, эта правда? И главное – кто решает, где она?
Когда первый раз прочитал "Ночной дозор", влюбился в мир Дозоров раз и навсегда. Всегда хотел написать фанфик на подобную тему, но каждый раз что-то мешало. Но вот, наконец, руки дошли и до этого. Естественно, проект некоммерческий. Надеюсь кому-то понравится)