Павел Карташев - Шарль Пеги о литературе, философии, христианстве

Шарль Пеги о литературе, философии, христианстве
Название: Шарль Пеги о литературе, философии, христианстве
Автор:
Жанры: Монографии | Религиоведение / история религий | Литературоведение | Книги по философии
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2009
О чем книга "Шарль Пеги о литературе, философии, христианстве"

В монографии рассматриваются литературные, философские, религиозные взгляды выдающегося французского писателя Шарля Пеги (1873–1914). Это одна из немногих работ на русском языке о деятеле культуры, которого на родине почитают как патриота, христианина, глубокого мыслителя. В ней впервые в отечественном литературоведении представлена литературная критика Шарля Пеги, ее мировоззренческий контекст и фундаментальные принципы. В последних заключены резервы ясного и простого, и при этом философски глубокого осмысления литературы, которые на фоне формализованных методологий второй половины ХХ века выглядят в наши дни удивительно новыми.

Для специалистов в области гуманитарного знания, всех, кто интересуется религиозно-философскими вопросами, французской культурой рубежа XIX–XX веков.

Бесплатно читать онлайн Шарль Пеги о литературе, философии, христианстве


Новый шаг в изучении наследия Шарля Пеги

(предисловие от редактора)

На рубеже XIX-XX веков и в первые десятилетия последующего периода во французской литературе возникает стойкая потребность преодоления декадентских настроений, которые так ярко выразились в философии, литературе, даже обыденной культуре, сформировавшей своего рода требования к стилю жизни интеллигента. Писатели разных направлений и стилей от реалистов до символистов ищут опору или в традициях прошлого, или в настоящем, или в прогнозировании будущего, или в их объединении. Так возникают четыре линии во французской литературе, в которых художественный метод отступает на второй план перед концепциями истолкования мира и человека: католическая (П. Клодель, Ш. Пеги), националистическая (М. Баррес, Ш. Моррас), научно-фантастическая (Ж. Верн), унанимистическая[1] (Ж. Ромен).

Среди писателей, стремящихся к преодолению декадентской переоценки ценностей через опору на традиционные ценности католицизма, один из самых значительных – Шарль Пеги (Péguy, 1873-1914), в молодости социалист-утопист, перешедший затем на позиции католицизма, хотя по ряду вопросов расходился с Церковью. Пеги был редактором, составителем, одним из авторов и издателем журнала «Двухнедельные тетради» («Cahiers de la quinzaine») с 1900 г. до своего ухода на фронт в августе 1914 г., где он погиб в бою. В этом журнале он, в частности, опубликовал важнейшие произведения Ромена Роллана: «Героические жизни» («Жизнь Бетховена», «Жизнь Микеланджело»), начало цикла «Театр Революции», роман-эпопею «Жан-Кристоф»[2].

Для французов Пеги – славное имя. Его гибель в самом начале Первой мировой войны воспринимается как пример высокого патриотизма. Столь же высоко оценивается стиль как художественных произведений Пеги (драма «Мистерия о милосердии Жанны д'Арк» – «Ее Mystere de la charite de Jeanne d'Aro, 1910; и др.), так и его публицистических и литературно-критических статей. Его жизни и творчеству посвящено множество исследований, появлявшихся с момента его гибели в течение всех последующих десятилетий вплоть до нашего времени[3]. С 1915 г. начало издаваться полное собрание сочинений писателя, завершенное в 1955 г. 20-м томом[4]. Парижское издательство Галлимар в 1970-1980-х годах выпустило четырехтомное издание, в один из томов которого вошли поэтические произведения[5], а в три следующих – проза Пеги[6]. Это собрание сочинений Пеги занимает в совокупности более 7000 страниц (тексты и комментарии) и образует научную основу для изучения наследия выдающегося писателя.

В России имя Пеги было известно еще при его жизни. В советский период оно неизменно соседствовало с именем Ромена Роллана[7], о религиозности Пеги обычно даже не упоминалось, о его произведениях и критических статьях говорилось мало[8].

В последнее время опубликованы переводы, позволяющие русскому читателю составить свое мнение о столь заметной фигуре во французской литературе[9]. Появились работы Т. С. Таймановой[10], основательно изучившей творчество Пеги и убедительно его проанализировавшей.

В это же время велась интенсивная работа над диссертацией о взглядах Пеги в Москве П. Б. Карташевым. Собственно, началась она еще в советский период, когда в 1990 г. были опубликованы фрагменты из эссе Пеги «Предрассветной порой», сопровождавшиеся вступительной статьей П. Б. Карташева[11]. В последнее время П. Б. Карташев опубликовал серию статей о Пеги[12] и в 2007 г. защитил в Московском педагогическом государственном университете диссертацию «Шарль Пеги – литературный критик». Диссертация П. Б. Карташева представляет собой оригинальное и серьезное научное исследование литературно-критических взглядов Шарля Пеги. В ней анализируются мировоззренческие основы литературно-критических взглядов Пеги в широком культурном, философском, литературном контексте; рассматриваются литературно-критические работы Пеги, посвященные французским писателям – Виньи, Золя, классицистам и романтикам и т. д. – в аспекте становления «современного метода» литературоведческого исследования; анализируются подходы Пеги к интерпретации произведений классиков мировой литературы, его идеи о смысле и задачах науки о литературе и литературной критики. Текст диссертации составил основу данной монографии.

Обращает на себя внимание то, что автор диссертации и монографии отец Павел Карташев – протоиерей, настоятель Преображенской церкви с. Большие Вяземы, Председатель Миссионерского отдела Московской епархии Русской Православной Церкви, член Координационного совета по связям Министерства образования Московской области и Московской епархии, преподаватель Коломенской Духовной Семинарии.

Конец ознакомительного фрагмента. Полный текст доступен на www.litres.ru


С этой книгой читают
«Любовь не ищет своего» – новый, наиболее полный сборник рассказов и очерков протоиерея Павла Карташева, уже знакомого православному читателю по книгам «Хочу верить», «Память о нашей любви» и др. Здесь лиричные сюжетные рассказы из собственной жизни автора, его прихожан или просто знакомых перемежаются с тонкими, порой публицистически острыми размышлениями о человеке, его предназначении, нашей истории и культуре, а главное – о поиске Бога в каждо
Об удивительном святом наших дней Паисии Святогорце написано немало, но эта книга по-настоящему уникальна. В ней фактологическая точность и краткость изложения соседствуют с необычайно легким, выразительным слогом. Это и настоящее житие, и современная биография, историческое свидетельство и художественное произведение. Преподобный Паисий называл монахов радистами Матери-Церкви. Переданные через него молитвенные обращения людей в «Небесный Центр»
Вашему вниманию предлагается красочно иллюстрированный сборник добрых сказок протоиерея Павла Карташева.
Эти беседы состоялись в некоторых школах и институтах. В их основе – желание помочь молодым людям увидеть себя в мире. Во-первых, увидеть мир: землю, звезды и бесконечность – то есть пространство. И почувствовать время: начало, историю и нынешний день. Во-вторых, увидеть себя, себе подобных. Оценить таланты, глубину и красоту человека – созданного Богом, Им согретого и просвещенного, Им спасаемого от смерти.
Коллективная монография посвящена функционированию массмедиа в среде учащихся и преподавателей: выбору источников информации, режиму потребления, влиянию агентов социализации на взаимоотношения со СМИ, а также проблемам информационно-психологической безопасности всех участников коммуникационных процессов.В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
В книге раскрыто содержание труда руководителя образования в 21 веке: специфика вхождения в должность; создание автономной социальной системы; развитие организационной культуры личностного и профессионального становления; управление изменениями; разработки и внедрения кадровой политики; управление качеством образования и процессом выполнения работы учителя; обучение, вовлечённость и мотивация персонала; развитие демократии и доверия в организации
В монографии на основании проведенного комплексного исследования феномена научно-технической революции (НТР) разработана атрибутивная концепция НТР. Автор формулирует и обосновывает атрибуты НТР (фундаментальные признаки, направления, этапы, тенденции, активные и пассивные зоны, базисные технические средства познания, негативные и позитивные трансформации зон, движущие силы) и закономерности их связей. Обосновывается вывод о двух НТР в мировой ис
От автора. Если бы сегодня меня спросили, а каким читателям адресованы мои стихи, я бы, не задумываясь, ответил словами поэтессы Ренаты Мухи – бывшим детям и будущим взрослым.
Один из самых известных юмористов в мировой литературе, О. Генри создал уникальную панораму американской жизни на рубеже XIX–XX веков, в гротескных ситуациях передал контрасты и парадоксы своей эпохи, открывшей простор для людей с деловой хваткой, которых игра случая то возносит на вершину успеха, то низвергает на самое дно жизни.«В двадцати милях к западу от Таксона «Вечерний экспресс» остановился у водокачки набрать воды. Кроме воды, паровоз эт
Один из самых известных юмористов в мировой литературе, О. Генри создал уникальную панораму американской жизни на рубеже XIX–XX веков, в гротескных ситуациях передал контрасты и парадоксы своей эпохи, открывшей простор для людей с деловой хваткой, которых игра случая то возносит на вершину успеха, то низвергает на самое дно жизни.«В десять часов вечера горничная Фелисия ушла с черного хода вместе с полисменом покупать малиновое мороженое на углу.
Наверняка каждый хоть раз подсчитывал, какое количество времени он ежедневно тратит на поездки в метро. Чем это место так особенно? Что можно понять, находясь "внутри"? Или же не понять. "Внутри" – это состояние сопровождает большинство людей до самого конца, везде, где бы они ни находились, какие выходы ни искали. А что внутри? – открой и узнаешь.
Дворянин и кадровый офицер царской армии становится красноармейцем. Как происходит такая метаморфоза? Сможет ли герой остаться Человеком в искусительное время Русской Смуты? Устоять помогает любовь… Но ее история неоднозначна. Акценты в отношениях расставляет война. Сначала Первая мировая, потом – гражданская.