Несмотря на то, что шизофрения является одним из самых распространённых психиатрических заболеваний, по сей день она остаётся малоизученной. До сих пор до конца не ясно, что служит причиной её возникновения, хотя существует большое количество теорий: например, генная. Однако даже у неё нет чётких доказательств. Конечно, мы живём уже не в эпоху средневековья, когда страдающих шизофренией казнили, считая их одержимыми бесами или демонами. Но и сейчас против психически больных людей в обществе существует мощная стигма: большинство боится их, и у этого есть логичное объяснение – неизведанное всегда пугает, неизвестно, что придёт в голову ментально нездоровому человеку.
И ещё более шизофрения становится загадочным для науки явлением, если учесть, что большинство всех гениев с мировым именем были шизофрениками, страдающими самыми изощрёнными формами этого недуга.
По статистике, каждый 7-й житель планеты так или иначе является носителем гена шизофрении, но это вовсе не значит, что все сумасшедшие – гении. Этот ген делает одарёнными лишь избранных, такова цена гениальности.
Вот лишь некоторые талантливые люди, заслуживающие всеобщего признания.
Николай Васильевич Гоголь
Исследователи творчества и жизни Гоголя считают, что он страдал шизофренией, которая была дополнена периодическими приступами психоза и клаустрофобии. Николая Васильевича часто посещали звуковые и зрительные галлюцинации. Именно на их основе писатель создал некоторых героев своих произведений. Апатия и депрессия резко сменялись периодами чрезмерной активности и вдохновения. О себе писатель говорил, что органы в его теле смещены или вовсе расположены вверх ногами.
Винсент Ван Гог
Считается, что большую часть картин нидерландский художник-постимпрессионист создал в тот момент, когда у него участились шизофренические припадки. В это время он творил по несколько картин в день и мог не спать целыми сутками.
Фридрих Вильгельм Ницше
Исследователи сходятся во мнении, что этот известный философ без гражданства был обладателем пугающего диагноза – «ядерная мозаичная шизофрения». В настоящее время эту хворь называют одержимостью, а самым ярким ее симптомом является мания величия. Вероятнее всего, именно шизофрения послужила импульсом к идее о сверхчеловеке.
Исаак Ньютон
Часть исследователей полагает, что Исаак Ньютон страдал от шизофрении и биполярного расстройства. Он был гениальным математиком и физиком, но с ним было очень сложно разговаривать и настроение его менялось ежечасно.
По сути шизофрения – это отклонение от нормы, нестандартное мировоззрение. Но, спрашивается, могут ли Великие быть «стандартными»? Эти личности не вписываются в общественные стереотипы, их мышление не поддаётся никакой логике, они проходят жизненный путь иначе, решая совсем отличные от обывательских задачи.
Когда Моцарт в свои 4 года написал свой первый концерт для игры на клавесине, его отец сказал: «Этот концерт настолько трудный, что его никто не сможет сыграть», на что маленький Иоганн ответил: «Глупости, папа! Его может сыграть даже ребёнок. Например, я». Кто из этих двоих является психически отсталым?!
Так имеем ли мы право называть шизофрению пороком человечества, называть её причиной или результатом умственной отсталости? Давайте попробуем разобраться в этом.
Шизофрения представляет одну из главных психолого-медицинских проблем нашего времени. Около половины новых пациентов, поступивших в психиатрические больницы, имеют данную форму психического расстройства. Особенность заболевания шизофренией заключается в нарушении адекватного восприятия окружающего мира. Зачастую мысли, поступки человека становятся непонятными для окружающих, а в некоторых случаях, больные шизофренией являются социально опасными.
Шизофрения относится к числу наиболее серьезных заболеваний современности, вызывающих тяжелые изменения в психике с признаками деградации. Нередко больные становятся замкнутыми, утрачивают социальные контакты, у них отмечается обеднение эмоциональных реакций. Довольно часто у больного шизофренией наблюдаются в различной степени выраженности расстройства ощущений, восприятия, мышления и двигательно-волевой сферы. К сожалению большинство больных не осознает и не ощущает своего заболевания, а следовательно, не настроено лечиться, потому что шизофрения связана с нарушениями мировосприятия. Когда «злые силы» атакуют, люди не понимают, что это галлюцинации: для них происходящее является частью реальности. Отсюда и берёт начало соответствующее поведение. Но именно психотерапия может поспособствовать тому, чтобы склонить человека к лечению.
В российских клиниках психотерапии уделяется незаслуженно мало внимания: зачастую психиатры некомпетентны в современных методах, они просто ждут, когда состояние пациента ухудшится до предела, и только после этого насильно помещают человека в больницу. У этого есть ряд серьёзных последствий: это приносит дополнительные страдания больному и его семье, а бывает и так, что в состоянии психоза больной успевает напасть на кого-то. К тому же, острые состояния гораздо сложнее в лечении. Исследования показывают, что если начать психотерапию своевременно и в комфортной обстановке, то положительные сдвиги возникают в среднем у 85% пациентов.
В качестве противоположного примера можно привести психиатрические подходы в Израиле: их цель заключается в помощи человеку легче адаптироваться в обществе и перейти к лучшему уровню жизни.
Для начала можно выделить несколько этапов психотерапии: первый направлен на устранение признаков болезни, его задача – помочь контролировать болезненные признаки, не дожидаясь, пока они перейдут в психоз. Второй важный элемент – улучшение социализации, ведь страдающим шизофренией нередко бывает тяжело с людьми, а людям тяжело с ним, особенно это касается семьи. У человека с психиатрическим диагнозом есть своя логика и склад ума, как и к любому другому человеку, к нему важно знать подход, чтобы говорить на одном языке. Да и попросту, страдающие шизофренией могут быть агрессивны и опасны для окружающих, и близкие должны знать, как с ними вести себя в таких ситуациях. Психотерапия не только позволяет сохранить социальные контакты больного, но и даже наладить вопрос с работой пациента.