Первые поселения появились на нынешней шведской земле около 12 тысяч лет назад (именно к этому времени относится древнейшая стоянка, обнаруженная в этой северной стране), когда на территорию Южной Швеции, больше напоминавшую тундру, пришли охотники (как считают многие современные исследователи – предки саамов).
В те времена практически вся территория сегодняшней страны была покрыта толщей льда в несколько километров; Балтийское море скорее напоминало внутреннее озеро, а до Дании можно было добраться без помощи лодок, по узкому перешейку, соединявшему будущий полуостров с континентом.
Беккаскугская женщина из Южной Швеции, жившая в 7000–6000 гг. до н. э.
В период с IV по VI в. шло Великое переселение народов, затронувшее и территории будущей Швеции. Южную Скандинавию заселили геты, чья земля стала называться Геталанд, в средней Швеции (прежде всего вокруг озера Меларен) осели свеи – их край получил название Свеаланд. Именно эти народы, объединившись, сформировали впоследствии шведский народ.
Соседство гетов и свеев продолжалось довольно длительное время, даже короля эти народы выбирали вместе, хотя решающий голос всегда оставался за свеями. К примеру, в 1125 г., когда геты выбрали королем Магнуса Сильного, сына датского конунга, свеи воспротивились и изгнали его из страны.
Владения двух племен распадались на мелкие княжества, однако общий «двор богов» располагался сначала в Бирке, а потом в Старой Упсале, где проходили главные жертвоприношения и советы, или тинги. Растущая роль Упсалы позволила со временем местному королю Ингьяльду из рода Унглингов подчинить себе других мелких правителей – тем самым было положено начало зарождению Шведского государства (VIII в.).
Еще одно германское племя, представленное в Скандинавии, но не заинтересованное в продвижении на север, – это готланды, бывшие, по всей видимости, предками готов, мигрировавших с Готланда в Польшу и уже в первые века нашей эры достигшие границ Римской империи.
Время переселения народов было далеко неспокойным: мелкие племена постоянно нападали друг на друга, и, помимо жилищ, приходилось строить еще и укрепления, где можно было укрыться в случае набегов. Такие крепости – борги сохранились в Швеции и по сей день: кольцом уложены камни, образующие относительно высокую стену.
Реконструированная деревня викингов Футевикен (Foteviken) близ Мальме
Потихоньку страсти улеглись, разрозненные племена постепенно объединялись в небольшие, с трудом управляемые государства с торговыми центрами по всей Скандинавии – Хедебю в Дании, Бирка в Швеции, Каупанг в Норвегии. Именно вокруг этих центров и начала формироваться сила, приводившая в ужас всех соседей и даже сегодня вызывающая, пожалуй, наибольший интерес у историков и археологов. Этой силой были викинги – жестокие варвары, в совершенстве освоившие мореходство и долгое время богатевшие за счет разорения близлежащих стран. Именно благодаря их набегам, в частности в период с 800-го по 1140 г. на нынешнем шведском острове Готланд скопилось больше серебра, чем где бы то ни было в мире. Вообще археологические находки времен викингов по большей части состоят из благородных металлов – прежде всего серебра, 65 % которого обнаружено на Готланде. Историки объясняют такой факт довольно просто: стратегически удобное положение острова в Балтийском море приводило к тому, что викинги, возвращаясь из своих походов на восток, никак не могли его миновать, что и позволило населению мгновенно разбогатеть. Местные жители, ведущие собственное хозяйство, были не в состоянии использовать свои богатства, а потому их «излишек» прятался в земле – так сказать, «на черный день».
Многие считают, что викинги были безжалостными варварами, разорявшими города и села и уничтожавшими все на своем пути. На самом деле эти люди умели идеально подстраиваться под ситуацию, превращаясь, исходя из обстоятельств, то в беспощадных разбойников, то в умелых торговцев, то в отважных колонизаторов, то в эмигрантов.