Все мы хотим знать – что нас ждет впереди. Возможно желание получить ответ на этот вопрос является самым мотивирующим к жизни! Но кто бы смог на него ответить?
Тот у кого План Всего! Или, хотя бы, тот, кто на связи с Ним! Издревле считалось, что вестниками Небес могут быть Поэты и Пророки, что зачастую одно и то же. И хотя в их посланиях бывает трудно разобраться – ибо часто они зашифрованы символизмом образов – но все же, это лучше, чем тьма неведения. Поэтому всегда находились толкователи Нострадамуса и Якова Беме, Пушкина и Шекспира.
Так о чем же вещает Сивилла? Чтобы это понять, достаточно лишь самому настроиться на восприятие того, что за пределами видимого, всматриваясь в Беспредельность внутренним оком. В помощь нам будет и перечень ключей – художественных инструментов, открывающих тайны смыслов.
А начну я с первых и самых сильных впечатлений от стихов. Эффект от их прочтения подобен насыщенному послевкусию от хорошего… кино, посещения художественной галереи или от увлекательного путешествия! Чувства и мысли, подобно вулкану, будут еще долго бурлить внутри вас! Благодаря богатому жизненному опыту, хорошей эрудиции, широкому кругозору и приличной образованности сотворялись стихи на любые темы, от дачно-бытовых и историй путешествий до мировоззренчески-философских. Любая из затрагиваемых автором сторон жизни правдива, глубока, профессионально точна, убедительна, а еще и актуальна! Это рождает безусловное доверие как к сюжету, так и к поэту. Чувствуется, что Матерью каждого, рожденного (часто и в муках) дитяти-стиха, была сама жизнь автора, а Отцом – ее мировоззрение. Чувство вкуса и уточенная внутренняя натура автора позволяет ей всегда удерживать золотую средину баланса между формой и содержанием, дозволенным и недостойным, открытым и сокровенным.
Стихи Натальи пробуждают внутренний диалог с самим собою! Ненавязчиво и незаметно побуждают самому себе задавать откровенные вопросы, размышлять и искать ответы на них, и даже исповедоваться, каяться, мысленно просить прощения и обещать самому себе жить иначе! Они подобны очищающему душу – смывая наносное, пробуждают Душу! Ведь зачастую, исповедь автора перед самим собой и читателем втягивает и нас в поток откровений, прозрений, сложных, неразрешимых (как будто) вопросов-ответов, в мучительный поиск выхода из тягостного лабиринта сомнений, угрызений совести, отчаяния и безнадеги, из-под пресса давления груза ответственности или излишних жизненных обременений.
Нет-нет, да и раскроет Наталья свои секреты поэтической алхимии – в шутливой ли, иль в строгой форме. Но окунуться в атмосферу стихотворческой кухни бывает не только очень забавно, но и увлекательно, интересно и познавательно, а иногда – до боли пронзительно! Ибо есть среди стихов и такие, что тебя пробирают до слез, до мурашек, до глубины Души! Некоторые из них содержат откровения, предостережения, иные же – призыв, а немногие (по отзывам читателей) можно (без преувеличения и ложного пафоса) назвать даже Гимном! Многие стихи кажутся простыми по форме, слова перетекают из строчки в строчку, как капли бахчисарайского фонтана – легко и непринужденно! Но, возможно, только бессонные ночи и тусклый свет ночника на кухне знают истинную цену этого совершенства. Нет модной ныне скучной описательности, заумности и коньюнктуры. Аскетизм и простота не дают нам заблудиться в череде образов, да и точно расставленные акценты знаковых символов точно укажут путь к Истоку.
Случаются и чисто лирические стихотворения, такие искренне-непосредственные, утонченно-изысканные, и даже аромат излучающие, что читать их одно удовольствие! Безупречная техника, обрамляющее великолепие содержимого – россыпи искрящихся многомерностью Смыслов! Их плотность такова, что быстро читать невозможно, хочется не только понять, но и посмаковать, медленно погрузиться в глубину потока образов, насладиться их филигранными оттенками великолепия, впитать всю прелесть очарования тончайшего вкуса, ароматного благоухания изысканного блюда, приготовленного для нас с Душой, Душой и для Души!
Контрасты, полярности, противопоставления добавляют напряжения в пространство стиха. Физика и лирика, что здесь важнее – неуместный вопрос! Сюда же и базовый архетип Бытия – Жизнь и Смерть – извечные Вопросы, как же без них! Каждый стих завораживает по-своему, цепляет за живое, резонирует с прожитым. Так иногда проявляется фрактальность в том, что читая строки, описывающие самую простую ситуацию, ты вдруг неожиданно (из-за догм и аллюзий?) обнаруживаешь себя, как Алиса, давно провалившимся в глубину кроличьей норы смыслов и многомерных образов, причудливым образом окутавших твое сознание и ты уже потерял точку опоры и летишь в пустоту безвременья, наслаждаясь этим свободным, сказочным парением! А иногда сквозь простоту сюжета исподволь проступают еле уловимые контуры сакральных архетипов. Это побуждает тебя остановиться, перечитывать строки, будто вглядываясь в полумраке, пытаться разглядеть ускользающую картинку образа!
И, о чудо! Это усилие с лихвою вознаграждается проступающей грандиозностью этой мыслеформы, что подобна туману, парящему над стихом, она осаждается в вашем сознании сверкающими алмазными россыпями ценных открытий автора, себя и всего мира! Происходит метафизическое взаимопроникновение и обогащение ценностями внутренних миров. Время как будто замирает и начинается размышление и погружение в глубины себя, природы, Вселенной! Это волшебные состояния, подобные созерцательной медитации…
Пробуждение от поэтических грез часто становится для тебя неожиданностью ввиду окончания стиха – либо с медленным сладким позевыванием – в случае лирического финала, либо шоковым – в случае мощной ударной концовки! Именно о ней нужно сказать особо, как об отличительной черте, фирменном знаке автора! Благодаря ей главная мысль произведения еще долгое время продолжает звенеть в голове, постепенно превращаясь в смысловое зерно, которое еще будет постепенно прорастать внутри сознания читателя, обогащая его плодами новых граней миропонимания. Нередко неожиданные повороты мысли выталкивают из зоны комфорта или состояния размышления, переключая сознание на иной, новый угол зрения. Так же, как и эксперименты – с ритмом, рифмой, аллитерацией, аллюзией и даже с неприкосновенным – правилами правописания и произношения слов! Редко, но случается, что в интересах общего замысла и ритма стиха (и без ущерба пониманию текста) автор сильно рискует, выходя за эти красные флажки, и несознательно попадает в ряд великих мастеров, позволяющих себя считать свободными творцами, но не рабами догм и ограничений, хоть и общепринятых. То же самое можно сказать и о редко употребляемых словах, сленге и прочих рискованных вольностях. Еще одна грань ее фирменного знака – это тонкий юмор, часто перетекающий в самоиронию, но никогда в сарказм.