Семья, в которой родился будущий святой, принадлежала к высшим слоям общества. Отец мальчика, Секунд, занимал высокую воинскую должность. Он очень ждал рождения сына, но, к сожалению, не смог воспитать его до совершеннолетия. Секунд умер, когда Иоанн был еще совсем ребенком. Мать Еввула, оставшись вдовой в юном возрасте, всю свою любовь отдала сыну. Она воспитывала мальчика в духе христианского благочестия.
В те времена дети из знатных семей должны были получить соответствующее статусу образование. Анфуса отдала сына философу Андрагафию и софисту Ливанию, лучшим учителям по красноречию и философии. Ученик схватывал знания на лету, чем вызывал не только восторг, но и особое уважение своих наставников.
В восемнадцать лет мать отправила Иоанна в Афины для усовершенствования полученных знаний. И здесь юноша вскоре превзошел своих товарищей. Отличался Иоанн умом и жаждой знаний, а поведение его оставалось достойным наследования.
Жил в те времена в Афинах философ Анфимий. Он завидовал доброму нраву и хорошей славе Иоанна. Поэтому при любом поводе старался досадить ему колкостью или укором. Как-то раз молодые люди вели разговор о Боге. К ним подошел Анфимий и стал злословить Христа. Он изрыгал хульные слова и язвил, стараясь как можно сильнее досадить Иоанну. В один миг Господь посрамил хулителя. На гордого философа напал злой дух. Он стал корчиться, биться о землю, а изо рта его текла пена.
− Помогите, − стали звать на помощь находящиеся рядом люди.
− Иоанн, помоги этому несчастному, − просили благочестивого юношу его товарищи, − помолись Богу, пусть подаст ему избавление.
− Нет, − отозвался Иоанн, − он не исцелится, пока сам не исповедует Христа.
− Исповедую, − еле шевеля губами, промолвил хулитель, − исповедую, что ни на земле, ни на небе нет других богов, кроме Бога христианского.
Как только Анфимий произнес эти слова, припадок закончился и он встал здоровым.
− Велик Бог христианский, − только и слышно было вокруг.
− Прости меня, Иоанн, − бывший соперник протянул руку, − что дальше повелишь мне делать?
− Иди к епископу и крестись.
Не только Анфимий, но и все семейство его, а также многие знатные граждане города крестились в тот день. Иоанн много дней после этого беседовал со своим бывшим соперником, наставляя того в вере. Узнав, что через этого благочестивого юношу многие язычники обратились к вере, епископ пожелал видеть Иоанна своим преемником, так как сам был лет преклонных. Однако будущий святой еще не был готов к столь ответственному служению. Поэтому, закончив учебу, он вернулся в Антиохию.
Глава 3. Ангельский образ
Друг Иоанна, Василий, будущий святитель, которого история назовет Великим, возвратился в родной город раньше своего друга. Он принял монашеский постриг и побуждал к этому своего товарища. Тот уже давно желал облечься в ангельский образ и удалиться из шумного города в отдаленную обитель.
И вот настал день, когда Иоанн, опустившись на колени перед матерью, тихо промолвил:
− Мама, благослови стать иноком.
Анфуса внутренне была готова к такому решению сына, однако желала, чтобы произошло это не так скоро.
− Сын мой, − сказала она ему, − я знала, что этот разговор когда-нибудь состоится. Но для начала выслушай меня, − она обняла своего повзрослевшего ребенка. − Твой отец рано ушел от нас, оставив тебя сиротой, а меня – молодой вдовой.
− Я помню, мама.
− Мне нелегко было взять ответственность за дом и за состояние на себя. Но я и мысли не допускала о том, чтобы повторно выйти замуж. Ты был моей отрадой и утешением.
− Я знаю…
− Я сохранила богатство отца к твоей пользе. Ты волен распорядиться им, как посчитаешь нужным. Прошу об одном: похорони меня, а потом поступай так, как велит тебе твое сердце. Знаю, оно не обманывает. А пока потешь своим присутствием мать.
Вняв просьбам матери, Иоанн остался дома. Но его времяпровождение мало отличалось от иноческого. Он много молился и читал Слово Божие¸ посещал богослужения и близко сошелся с епископом Мелетием. Тот, восхищаясь благочестием юноши, убедил его креститься и назначил церковным чтецом. Надо сказать, что в те времена люди крестились только в сознательном возрасте.
Через несколько лет отошла к Богу Анфуса. Сын похоронил мать со всеми почестями. После этого он раздал нуждающимся свое имущество, отпустил рабов на свободу, а сам отправился в монастырь, расположенный в горной местности в окрестностях Антиохии. Там он написал свои первые богословские труды.
Подвизался тогда в обители один пожилой инок именем Исихия. За ревностное служение Бог послал ему дар прозорливости. Однажды ночью на молитве было подвижнику видение. Увидел он двух светоносных мужей, спустившихся с небес к молодому иноку Иоанну, когда тот молился. Один из божественных гостей держал в руке ключи, а другой – свиток. Увидев святых посетителей, Иоанн встал перед ними на колени.
− Кто вы, господа мои?
− Встань и не бойся, − один из них взял Иоанна под руку и помог подняться. − Мы посланы к тебе Господом, Который избрал тебя на служение себе за чистоту твоего сердца. Я – Иоанн, ученик Христов. Вот, возьми этот свиток, в нем глубина премудрости, которую открывает тебе Господь, чтобы передал ты ее людям. Загради своими устами речи иудеев и еретиков, хулящих Бога.
− А я, − сказал второй посетитель, − апостол Петр. Посылает тебе Господь ключи святых церквей.
− Кто я, грешный Иоанн, чтобы мне дарована была такая милость?
− Не бойся. Господь, призвавший тебя на служение, даст тебе силы. Хотя на пути своем претерпишь много лишений и страданий.
После этого божественные гости поцеловали Иоанна и удалились.
Наутро Исихия рассказал об увиденном другим опытным монахам. Посоветовавшись, решили ничего не говорить Иоанну, чтобы тот не ушел из обители и сами они имели возможность пожить рядом с Божиим угодником.
Иоанн трудился в монастыре, являя собой образец иноческого подвига. Но недолго держал Господь под спудом славу своего избранника. Молва о нем быстро разнеслась между людьми. К расположенному в укромном месте монастырю, куда вела лишь узкая, протоптанная иноками тропинка, потянулись толпы страждущих.
Пришел как-то в монастырь слепой на один глаз человек. Он захотел принять постриг.
− Хорошее ты задумал дело, − сказал ему Иоанн, − за это пошлет тебе Господь душевное и телесное прозрение.
Как только произнес он эти слова, стал слепец видеть на оба глаза.
Братия обители, видевшие это чудо, говорили между собой:
− Действительно, велик у Бога Иоанн.
Дошла эта весть до одного богатого антиохийца. Он страдал страшной болезнью. Голова несчастного так болела, что его левый глаз вывалился и просто висел на щеке.