И вот наступил вечер. Давно собирался рассказать эту сказку сверчок, но был, вероятно, занят. Сегодня, услышав его голос, я поприветствовал его, и предложил ему немного теплого молока и свежеиспеченного пирога с малиной, отведав угощения, сверчок начал свой рассказ.
– Когда-то в незапамятные времена случилась в одном царстве такая вот история.
По случаю дня рождения короля съехались в царство многие гости из соседних государств, привезли с собой множество подарков. Вечером устроен был пир. Столы накрыли прямо перед дворцом, гостей было так много, что во дворце не нашлось столь обширного зала. Конечно же приглашены были и все жители родного царства-государства. И не беда, что они прибыли с недорогими подарками, король любил своих подданных, и был рад их простому присутствию на празднике.
Праздник продолжался до самого позднего вечера, уже и звезды стали проявляться на небе, когда гости потихоньку стали расходиться и разъезжаться по домам.
И вот, перед самым уходом короля на дороге, ведущей ко дворцу, появился всадник.
– Ваше величество! – звонким голосом обратился к королю всадник, – моя матушка просила передать вам подарок ко дню рождения, примите его, пожалуйста. Она сказала, что подарок этот будет очень мил вашему сердцу, и даст вам ответ на ваш вопрос, а какой вопрос, вы знаете сами.
Соскочив с коня, он передал королю большой сверток, завернутый в материю.
Король с уважением поклонился всаднику, попросив передать благодарность матушке за внимание и подарок. Всадник, не задержавшись, вновь оказался на коне, и конь понес его навстречу ночи.
Король же, ощущая от свертка, который держал в руке, какую-то радость и тепло, поспешил во дворец, ему очень интересно было, что же такое там в этом необычном свертке может быть.
Скрывшись в своей спальне, он решился развернуть материю, которая скрывала от него подарок. Лишь только он снял покров, как вся комната озарилась сиянием. Под тканью находилась книга, которую он давно искал по всему свету. Именно она издавала этот небесный свет.
И исчезла комната. Всё перестало существовать для короля, лишь книга была его вниманием.
Открыл он книгу и оказался в тот же миг в сказочной стране. И возникли перед его взором двери. Много дверей. И каждая привлекала его. Двери красные, украшенные золотыми завитками, ярко-синие с витражами сказочных птиц, двери цвета утреннего солнца, нежные, как лепестки роз, голубые, зеленые, цвета весенних фиалок, всех оттенков и тонов. Они молча, но призывно притягивали к себе взгляд.
Как хотелось ему проникнуть за каждую из них. Он чувствовал, что каждая хранит за собой необычайно важное для него. И всё же не мог определиться, в какую же дверь ему стоит войти в первую очередь.
И вот он увидел дверь. Выструганную из могучего дуба. Дверь старинную, будто приобретшую мудрость. К ней он и направился.
Стоило ему прикоснуться к двери, как она тут же перед ним легко отворилась. И перестали существовать другие двери, так вниманием его завладела картина, открывшаяся его взору. Перед ним, насколько хватало его взгляда, раскинулись поля с золотой пшеницей, где-то в вышине стремительно летали стрижи. Ни одной живой души не встретилось королю. Хоть и заждались поля уже жнецов, их не было. Увидев деревеньку недалеко от поля, он направился к ней.
Тишиной встретила его деревня. Открыты были настежь двери в домах. Заглянул он первый попавшийся дом, но там его встретило запустение, паутина затянула углы, пыль тихой скатертью прикрыла все поверхности. Вышел из тихой деревеньки король. Задумался. Печаль легла на его чело. Будто деревня передала ему своё горе.
Увидел он зеленые волны леса за поворотом дороги и направился в ту сторону. Тянуло его к лесу чувство необычное, будто бы там и находится разгадка тихого и печального селения.
У леса встретился ему родник. Напившись вдоволь, присел король у родника на пушистый травяной ковер. Прикрыл он глаза свои и услышал тихий шепот ручья-родника:
– Набери моей живой водицы, добрый молодец, она тебе пригодится. Слушай же: случилась в наших краях беда. Появился в наших краях Колдун из Черной страны, – продолжал свое повествование ручей, – стал сеять он зло средь людей. Но никак люди не поддавались его козням, тогда он хитростью их одолел. Одолел, да не полностью. Ночью они не могут сопротивляться его злой силе и служат ему, а лишь утренний луч зари коснется земли, так люди валятся с ног, засыпая мертвецким сном.
Поля, ждущие уборки урожая, не могут дождаться жнецов, коровы и овцы разбрелись по округе. Дома не ухожены, не убраны, детям никто не читает сказок, матери не поют колыбельных для младенцев. Умирает наш край от зла. Но колдуну этого мало. Решил он на всей земле посеять зло, чтобы подчинить весь мир злобе. Хочет он поклонения себе и славы.
Вот и жители нашей деревни по ночам сеют малые зерна зла под деревьями колдуна, а следующей ночью выкапывают, потому что за ночь эти семена разрастаются, а потом другие слуги колдуна разносят этот яд по селениям, и потихоньку, скрытно от людей, добавляют кому в кашу, кому в сердце, кому в глаза, чтобы люди перестали видеть добро, чтобы перестали хорошо работать, чтобы выродилось добро, чтобы везде наступила мгла черная.
Так вот, когда увидишь в лесу людей, окропи моей водой корни поваленного дерева, и очнется оно, а с ним очнутся и зачарованные люди.
Не стал ни минуты терять король. Поклонился роднику, поблагодарил его, и, набрав водицы живой во флягу, направил он стопы свои в лес.
Лес, стоило лишь ступить королю в его владения, зашумел недобро, заполоскали старые деревья ветвями своими, пугая его, да путь преграждая. Лезли ему в глаза, норовя исколоть, да так испугать, чтобы убрался путник из леса, покуда живой.
Потемнело небо над головой. Вот и стемнело быстро. Но не остановился путник, лишь шел вперед, защищая глаза от колючих веток. И вдруг, услышав лязг металла, приостановился и прислушался, с какой стороны послышался звук. И увидел он за поваленным деревом людей, и старых, и малых, и мужчин, и женщин.
И все они были как неживые. Глаза были у них закрыты, но все копали ямы под деревьями, что-то доставали из ям. И руководил их действиями уродливый старик в черном одеянии.
Достал король флягу с водой живой родниковой. Окропил корни поваленного дерева. Зашевелило дерево своими ветвями, пустила живая вода родника живительный сок по стволу да ветвям, приподнялось дерево, зашумело своими новыми листами, очнулись и люди тотчас же. Не понимая, как образом они оказались в час ночной в мрачном лесу, а не в своих домах. Дети заплакали, матери крепче прижали их к себе.