Сказ про детство и юность Влатко
В одной далекой западной стране жил да был бравый воин. И было у него три сына. Средненький был самый гладенький да умненький. Младший был ни то, ни се, дурачок, а удача при нем, всегда получал, что хотел, не мытьем, так катаньем, все ему с рук сходило, любименький. А вот со старшим прямо беда – серьезный, дальше ехать некуда. С самого малого детства была у него цель – во всем быть самым первым, недаром, возможно, он и был первенцем. Если игрушку кому, то ему первому поиграть новую. Если кошку за хвост потягать, тоже он первый. В кадку с водой мыльной в бане нырнуть, опять же кто как не он. На все был бравый мужичина. Да вот беда: не всем такое положение вещей нравилось. Остальные братцы тоже хотели выглядеть бравыми, не устраивала их роль середнячков да маленьких. Вот и подстраивали ему братцы родные ловушки хитрые. То маменьке на него нажалуются, то папеньке, то к мамкам-нянькам бегут и хнычут, что обидел их Влатко-первенец. Ух, и попадало за это Влатко, ух и плясала хворостина по спине. Плакал часто мальчишечка, да не при всех, а в уголке устроившись. И не то ему обидно было, что побивали его, а то, что за наветы он страдал несправедливые.
Затаился с детства сынок-первенец, стал он мальчиком бравым, да молчальником. Говорил разве что с собаками, да с конюшенным. Не любили его братья меньшие, не жаловали. Да и родичи его сторонились. А отец и мать втайне гордились, да и огорчались не меньше, что букой стал.
Вот как стало им по шесть годков, так отдали ребят в обучение, в школу раннюю, к мастерам-наставникам. Занимались они не час, не два, занимались с зари до полуночи, чтобы стать им потом военными, защитниками отечества родного. Да смотрели их наставники, кто на что горазд из мальчиков. Посмотрели на них не год, не два, целых десяточек, получил отец от них такое известие: что, мол, быть из них военному только Влатко, остальные же годны были в других умениях. Средний мастером был, что ковал мечи, ну а младший годился в политики.
Так и вышло, что стали они все первыми, только каждый первый в своей области: Влатко первый был воин, средний сын первый кузнец стал, а младший – посол в страны дальние, договоры писать с государствами.
Случилась эта история на последнем испытании, когда Влатко вместе со своими братьями проходили выпускные экзамены. Наставник придумал для них ряд соревнований, пройдя которые, они должны были добыть свой трофей – самый настоящий богатырский меч, спрятанный в укромном месте. Добраться туда можно было, только пройдя через тернии испытаний, заготовленных для них наставником.
Влатко был храбрый малый, прямолинейный, и самый лучший, ловкий и быстрый среди братьев. Прочили его уже сейчас главнокомандующим и приближенным Короля. Наставник видел в нем бравого воина.
Средний брат был с детства крепким малышом с умелыми ручками. Постоянно мастерил луки и стрелы, похвалялся выковать меч получше богатырского. Заприметил его местный кузнец и зачастую приглашал к себе обучать кузнецкому мастерству. Воинскому делу наставник его пытался учить, да мальчишечка был неловкий, хотя и сильный.
Младший брат, самый вертлявый и хитрый, выигрывал сражения нечестными ходами и приемами. Не одобрял того наставник, за нечестный выигрыш наказывал. Однако же уже малышом он сражал всех своей обаятельной улыбкой и пышной копной кудрявистых колечек на голове, длинными ресницами и хитрым прищуром с лучистыми морщинками в уголках глаз.
Ладили братья с самого детства так себе. То один, то другой старшему подножки подставлял, каждый по-своему. Влатко относился к ним покровительственно, как старший ответственный брат. Однако же порою и наказывал за проказы на правах старшего, вместо отца. Но пока они были малыми, все им с рук сходило, тем паче, что и проступки у них были не такими уж и серьезными.
В этот раз братья объединились против Влатко. Он того не знал и готовился к последнему испытанию, решив во что бы то ни стало добыть свой трофей – богатырский меч. Он тренировался день и ночь, ложась спать лишь на пару часов. Молодость многое стерпит, и еще сил прибавит.
Однако братья не старались так сильно. Готовились только для виду. На самом же деле удумали они недоброе.
– Давай-ка, братец, – говорил средний брат, – мы посидим с тобой в харчевне, которая есть на дороге наших испытаний. Побежим с ним вместе, а потом будто бы отстанем. А когда он будет возвращаться, подменим ему меч, который он добудет, придя первым.
– Странно, что не я первый это придумал, – тут же отозвался младший хитроумный. – Действительно. Ты же говорил, что можешь выковать меч лучше богатырского.
– Так я уже и сделал это, – и он вытащил из ножен новенький блестящий меч не хуже того, который достать надо из испытаний.
– Вот только как придумать добыть у него из рук? Он же дерется как лев, – задумался младший.
– Думай, я вот тоже не знаю.
Встретились они на следующий день. Младший брат принес с собой небольшой флакончик, в котором плескалась мутная жидкость.
– Это сонная вода, достал у одной знахарки местной. Она будет молчать, сказал ей, что для матушки от бессонницы, – сказал младший брат. – Подольем во фляжку, на обратном пути угостим.
Устроили братья дело таким образом, словно они оба попали в волчью яму, и когда Влатко возвращался назад с добытым мечом, позвали его. Все вымазанные в грязи, они сидели в яме и стонали, словно от ушибов и бесполезных попыток выбраться. Действительно, яма была вырыта так, что никто выбраться из нее без помощи извне не смог бы.