Вступление отца Андрея Ткачева
Беда, в которую попадает женщина, держащая в руках эту книгу, сравнима с кораблекрушением. Человек плыл на корабле под названием «Семья», а может быть – «Счастье». Впереди была цель, светило солнце, кричали чайки. Потом произошло нечто необъяснимое, как во сне, и трагичное. Женщина спасала свою жизнь, в это время кто-то с корабля погиб. Среди погибших оказался ее ребенок. И вот волны выбросили женщину на необитаемый остров. Она оказалась в полном одиночестве и недоумении, куда ей плыть и как ей быть дальше, что ей делать. С одной стороны, надо как-то выживать на острове: искать воду и еду, строить жилье или хотя бы укрытие от палящих лучей солнца. С другой стороны, женщине не ясно, чего ждать, ради чего жить. В ее разуме и сердце – буря. Однако она понимает, что надо взять себя в руки. Появляются первые капли самообладания и немного сил.
Вдруг волны прибивают к берегу бутылку с письмом. Женщина открывает бутылку и разворачивает письмо. Оказывается, письмо написано ей, и в нем сообщается, как жить дальше; в этом письме содержатся слова понимания, сочувствия, утешения, ободрения и несколько жизненно важных рекомендаций:
«Тебе придется жить дальше на этом острове, но ты не будешь находиться на нем долго. Ты здесь для того, чтобы никто не мешал тебе подумать о самом важном. Нужно найти смысл жизни, чтобы дальше жить. Нужно начать молиться Тому, Кто сотворил небо, землю, море, острова и все, что в них и на них. А потом за тобой приплывет корабль, заберет тебя, и ты опять будешь жить на материке.
«Письмо из бутылки», собственно, и есть эта книга – текстовое послание страдающему человеку, отправленное с целью предотвратить намерение топиться в волнах отчаяния или превращать этот остров скорби в свой родной дом».
В книге мы предлагаем ключ к пониманию некоторых жизненно важных вещей, но она не содержит инструкцию к тому, как на необитаемом острове добыть еду, высечь огонь и поставить палатку. Страдающего скоро заберут с острова, однако только после осознания чего-то важного.
Совсем скоро придет корабль, нужно будет доплыть на нем до ближайшего порта, вернуться домой и жить дальше. Будет возможность захватить с этого острова все хорошее и нужное, что пригодится в дальнейшей жизни. Нужно найти на острове силы не озлобиться на мир, не поставить крест на будущем, не обвинять Бога во всем происшедшем. Стоит найти в себе также аргументы, чтобы не винить вообще никого в случившемся – ни мужа, ни родителей, ни врачей, ни фабричные трубы, загрязняющие окружающую среду. Нужно будет жить дальше, взращивая творческий потенциал, жить с намерением созидательного труда, в том числе и материнского, женского. И может быть, в первую очередь именно женского и материнского.
Все рекомендации, содержащиеся в этой книге, даются со смиренным сознанием собственной ограниченности. Мы не знаем ответов на все вопросы, мы даже не дерзаем верить, что когда-нибудь узнаем их. А лишь хотим помочь человеку задуматься над своей жизнью, разобраться со своими проблемами. Мы можем предложить ему некий путь, но именно предложить, и не более того, оставляя за ним самим право пойти или не пойти по этому пути.
Понимаем, что книга нужна не всем женщинам, оказавшимся после потери ребенка на острове скорби. Но надеемся, что все же для какой-то части их, и, дай Бог, большей, она послужит как бы тем самым письмом из бутылки, поможет не совершить непоправимого, впав в отчаяние, и выйти из состояния тоски и одиночества.
От автора-составителя Евгении Колядиной
Я пережила дважды потерю беременности на поздних сроках. И вот прошло уже более пяти лет, но что-то не дает мне спокойно жить дальше, уверенно идти вперед, строить планы на будущее. И только сейчас, работая с отцом Андреем над созданием этой книги, я смогла найти в себе силы повернуться лицом ко многим проблемам. Слушая и вникая в рассуждения отца Андрея, я смогла увидеть в тех трагических для меня событиях не только горе, но нечто большее и очень важное. Ценность этого приобретения настолько велика, что горечь потери отошла на второй план. Конечно, время тоже притупляет остроту горя день за днем, год за годом. Я постепенно приспосабливала свои эмоции к новой ситуации, старалась логически оправдать то ужасное горе, которое, как казалось, никак не совместимо с моими понятиями о жизни и о Боге.
Но когда работа над книгой была закончена, я поняла, что у меня получилось поставить жирную точку в одиноком внутреннем плаче по своим двоим детям, так и не увидевшим этот мир, прояснить все темные места и получить ответы на вопросы, которые болезненно пульсировали в моем сознании, не давая нормально жить. Сейчас я наконец-то позволила себе считать себя матерью. Хотя мое материнство длилось совсем недолго, это все же часть моей жизни.
Большое спасибо и низкий поклон отцу Андрею Ткачеву за то, что он пропустил эту очень тяжелую и непростую тему через свое сердце, вложил в свои слова не формальную мудрость одной из великих мировых религий, а действительно живую веру Православной Церкви. Я благодарна Богу за то, что какое-то время назад пришла к вере. Моя жизнь с тех пор сильно обогатилась. Да что там, она просто перевернулась, встала с головы на ноги. Потихоньку в ней все налаживается, начали появляться настоящие Люди и хорошие друзья. Я обрела ценности, которые не измеряются деньгами. Благодарю Бога за такое обилие даров в моей жизни!
Также хочу выразить свою признательность Константину Зорину за советы и редактуру, Татьяне Романенко за идейное вдохновение и открытое сердце, отцу Александру Юрьеву, Анне Кутищевой, Ирине Степановне Арефьевой, Алексею Волкову, Анне Князевой, Анастасии Нечаевой, Ольге Банниковой, Кириллу и Марии Пачковым, Светлане Медведевой и многим другим замечательным людям за помощь в создании этой книги. Я безмерно благодарна моим родителям, Николаю Михайловичу и Людмиле Кирилловне Боковым, моим сестрам – Валентине Ефремовой и Жанне Пападопулос, всем моим родным и друзьям за то, что они приплыли за мной на мой личный остров скорби и спасли меня; за то тепло и любовь, которыми они отогрели меня, когда я вернулась.
Книг на тему переживания смерти близкого человека написано уже немало, но тему потери ребенка, в том числе при беременности, в основном стараются обходить, считая, что в таком горе только личное общение способно помочь человеку в его переживаниях. К сожалению, не у всех людей есть такая возможность, не у всех есть желание или смелость обсуждать вслух то, о чем больно даже думать. Но протянуть руку помощи можно любому человеку, даже тому, кто молча плачет дома и не разговаривает ни с кем. Дайте ему эту книгу, дайте возможность прочитать самые важные для него слова. Пусть это «письмо из бутылки» окажется в его руках.