Что примечательно на Западе и на Востоке существовало разное понимание: если для западного человека национальность всегда означала совокупность различных этнических народностей, живущих на одной земле, что означает борьбу за конкретное пространство, то для восточного человека – нацией является один этнос в любом пространстве. Но у нас в Кыргызской Республике невозможно делить людей на нации по этническому принципу. У нас этнос – это не народ, всего лишь один из родов внутри народа. Что такое нация для всего цивилизованного мира? Нация – это какая-то группа людей, которая имеет общий язык, общую землю, общие интересы, как правило – паспорт, в котором написано, что он гражданин конкретной страны. Нация – это больше чем этнос. Это страна в сегодняшнем понимании в мире. Если ты англичанин и у тебя паспорт гражданина Китая – ты китаец. И не может быть никаких других толкований. Если ты имеешь паспорт России, живешь в России, любишь Россию и готов служить в вооруженных силах России, имеешь карточку москвича или пензенца, переживаешь за судьбу России, – ты россиянин и точка. Если ты живешь в Кыргызстане, и неважно – уйгур ты, узбек, итальянец или американец, но имеешь паспорт гражданина Кыргызстана и живешь в Кыргызстане, переживаешь за судьбу Кыргызстана, ведешь бизнес в Кыргызстане, платишь налоги Кыргызскому правительству ты – Кыргыз.
Во всём мире не принято связывать эти два понятия – «нация» и «этнос». Прежде всего – «нация» – это люди, которые живут в одном государстве – читай стране, разделяют с ним его судьбу, переживают за его судьбу, трудятся на его благо, платят налоги воспитывают в нём детей, рожают их в нём, строят дома в этом государстве, учатся, и каждое их поколение оставляет свой след в этом государстве. Вот этот, есть настоящая нация, настоящие граждане. В Кыргызстане те, кто хочет, чтобы Кыргызстану было хорошо, и было также хорошо всем остальным народам, которые живут в Кыргызстане, и есть кыргызы, есть нация кыргызов. К примеру, если в нашу страну приедет несколько тысяч китайцев, африканцев, британцев и швейцарцев, выучат наш язык, станут строить свои дома, свой бизнес, защищать нашу экономику и страну от интересов своих соотечественников, во имя нашей страны, и показывают это на деле, а не на словах всегда – то это кыргызы. Кыргыз эл. Такими людьми укрепится и будет всегда сильна, и благополучна наша страна. Именно такой национализм в Сингапуре, Китае, США. Нам именно такое и нужно. Без всякой арийской расовой чистоты, как у некоторых более близких стран. Без расового и этнического соперничества. Стеклянные потолки и коридоры будут определяться только соображениями национального интереса и на принципах нетократии, интеллектократии.
В чем же заключается сила нации? Сила нации заключается в способностях ее представителей. Когда ценности, созданные способностями представителей нации, могут помочь человечеству решить те или иные проблемы, это и делает нацию сильной. Проблемы, которые существуют в обществе значимы, и они неисчислимы. Это различные болезни, такие как рак, СПИД, рак и так далее. Это различные разногласия, такие как столкновения суннитов и шиитов в странах Ближнего Востока. Это может быть и соперничество сверхдержав. Но как показывает практика, военное соперничество приводит только к смерти всех его участников на уровне исполнителей. Это могут быть проблемы бедности, которые надо преодолеть, когда много людей в обществе живет и не может себе позволить то, что во многих развитых странах стало само собой разумеющимся, достижения высоких технологий к примеру. Есть проблема голода в мире, когда существуют государства, в которых голод уносит тысячи жизней каждый год. Если нация сумеет решать эти проблемы, если умеет создавать альтернативные технологии, альтернативные источники энергии, чтобы не жечь уголь и нефть и не отравлять атмосферу, если нация имеет представителей, которые пишут книги, вдохновляющие людей на добрые дела, ученых, которые изобретают различные технологии, лекарства, решения тех или иных проблем, тогда нация показывает свою силу.
Среди разных обществ в одно время было модно говорить, что сила нации заключается в естественности, и в этом плане приводились в пример дикари, аборигены Амазонии Папуа-Новой Гвинеи, или на более высоком уровне, но в то же время всё ещё живущие на границе с бедностью кочевые народы, такие разговоры были и в нашей стране. Считается что такие народы живут с природой в естественном союзе и согласии. Ну в этом случае, это всего лишь попытка романтизировать то зло, которое еще существует. К сожалению, это силой нации назвать нельзя, если она помнит свою тысячелетнюю историю и живет в согласии с природой в бедных палатках, выживая каждый день, вымирает от болезней, которые в большинстве стран мира научились лечить, не решает подобные задачи. Сила нации измеряется именно способностью решать проблемы. Способностью строить дороги, обеспечить всех своих граждан достойным образованием, пусть даже частным. Способность и силы нации измеряются в деньгах, которые государство способно помочь заработать своим гражданам, в материальных благах, которые получают эти граждане. И не надо тут говорить, что не в деньгах сила и счастье. В них. В деньгах. Если понимать деньги как жизнь, энергию и способность людей договариваться. Деньги, национальная валюта – ничто, но ценными их делает согласие нации об их стоимости и способности. Завтра люди согласятся считать деньгами биткоин или криптосом. Согласие мультнации – всех наций мира, быстро сделает, например, «Earthcoin» межнациональной валютой. Здоровье нации, когда количество смертельных или хронических болезней снижается в результате действий умелых врачей и мудрых известных политиков в сфере здравоохранения, и неважно как она решается бесплатной или платной медициной. Сила нации – это творческий потенциал, реализованный во множестве инициатив. Она заключается в том, чтобы суметь использовать современные технологии в современной реальности и выжить в этой реальности, быть максимально полезными в этой реальности для, не только своей нации, но и для всего Мира. Нация сильна если делает такой вклад, который признается во всём мире другими нациями. Без других наций само понятие «нация» не существует. И сила нации в том, чтобы как можно большее количество случаев, когда представители нации вкладываются в общее развитие мира и в его общее богатство, в общую духовность и решение всех его проблем, имело место в ее истории не вчера, а сейчас.