Судьба Софи Лорен – это современная сказка со счастливым финалом, которая подтверждает многие забытые нами истины.
Например, то, что стартовый капитал на дальнейшую жизнь никак не влияет. Наследник миллионера может стать мотом и балбесом, а дочь нищей пианистки блистательной актрисой, достигшей всего, о чём только мечтает женщина.
Или то, что целеустремлённость и трудолюбие позволяют свернуть горы и совершить невозможное. Нужно лишь не жалеть себя и научиться получать удовольствие от усталости.
А также, что мужчина может быть не так талантлив, как его блистательная супруга, но тем не менее способен обрести счастье в беззаветном служении любимой женщине.
Или то, что грехи отцов нужно прощать. И не бросать на произвол судьбы тех, кто подарил тебе жизнь, даже если они недостойны снисхождения и заботы.
Судьба Софи Лорен – современная сказка, которая дарит нам надежду… Но это вовсе не сказка. Это самая что ни на есть настоящая, реальная жизнь.
Кто у нас в России не знает Софи Лорен? И кто знает, что она на самом деле не Софи, а… София? Сокращённое имя, произносимое на французский манер, приклеилось к актрисе с незапамятных времён, ещё на заре карьеры, когда в прокат пошли первые фильмы с её участием – уже под фамилией Лорен. Причём на родине, в Италии, её по-прежнему называют Софией. Софи она только за рубежом – в Соединенных Штатах (где Лорен необычайно популярна до сих пор), во Франции, в Швейцарии, у нас в России.
Её не нужно представлять – имя Софи Лорен на слуху, а её потрясающая красота давно стала каноном, образцом женственности ХХ столетия. Что касается актёрского таланта, то про Лорен говорят – как про всех выдающихся актрис современности – «она не играет, она проживает свою роль».
Фильмы с её участием давно вошли в сокровищницу мирового киноискусства. И как актриса Софи Лорен, безусловно, очень счастливая женщина. Так состояться в искусстве мало кому удаётся. Десятки фильмов. И каких фильмов!
Так Софи выглядит сегодня.
Но мало кто знает другую Лорен. Она не только играла (и играет до сих пор) в кино. Она ещё и великолепно пела и выпускала пластинки со своими песнями. Но главное даже не это… Софи – замечательная домохозяйка. Несмотря на те миллионы, которые она заработала собственным талантом и трудом, Лорен сама управляется по дому. С декабря 1968 года, когда Софи родила первенца, она и её супруг Понти перебрались из Италии в Швейцарию, купив дом недалеко от Женевского озера. В этом доме Софи живёт и сегодня – уже без Карло (она овдовела в 2007 году).
Так вот, Софи сама моет полы, наводя чистоту в доме. Сама возится на кухне, ожидая приезда сыновей с семьями. Сама воспитывает внуков. Сама делает всё. Она говорит, что ощущает себя обыкновенной, даже бедной женщиной. А бедным людям не пристало эксплуатировать кого бы то ни было. Поэтому Софи обходится без прислуги.
2. Нет повести печальнее на свете…
А начиналось всё в конце лета 1934 года, когда из провинциального городка Поццуоли, что располагается близ Неаполя, в Рим приехала никому неизвестная актриса Ромилда Виллани. Она попыталась устроиться в театр, но её никуда не брали. Проблема заключалась в том, что Ромилда была на последних неделях беременности. Кто захочет связываться с будущей мамой, да ещё и не особенно блистающей актёрскими способностями?
Почему именно Рим? Здесь жил отец ребёнка инженер-строитель Рикардо Шиколоне. Во время командировки в Неаполь Рикардо познакомился с 20-летней девчонкой, влюбился, да потом быстро охладел. И осталась несчастная Ромилда без материальной и моральной поддержки, с совершенно печальными перспективами воспитывать ребёнка на те жалкие гроши, что ей удавалось заработать частными уроками игры на фортепиано.
Впрочем, когда она отыскала своего Рикардо, сердце ловеласа дрогнуло. И он… приютил свою глупенькую доверчивую пассию. И в положенный срок, когда начались схватки, отвёз Ромилду в клинику «Реджины Маргериты» (то есть «Госпожи Маргериты» – если попытаться перевести название буквально), где юная женщина и родила своего первого ребёночка. Это случилось 20 сентября 1934 года.
Софи и матушка Ромилда (справа) в самом начале 1950-х годов.
Шиколоне дочь признал (а это в те времена в религиозной Италии было делом крайне серьёзным) и подписал бумагу, подтверждающую отцовство. Но жениться на матери своего ребёнка отказался наотрез. Так и жили – как жилось. Рикардо болтался по Риму в поисках приключений, почти открыто ходил на сторону, а бедная Ромилда носила грудную дочь с собой на уроки музыки. Оставить ребёнка на попечение кого-либо она не могла. В Риме у неё не было родни. А вернуться в Поццуоли к матушке она не хотела – боялась потерять своего непутёвого сожителя.
Эта история стара как мир. И причины её понятны – два молодых и очень бедных человека совершили бездумный поступок, расплачиваться за который пришлось женщине…
И тут бы Ромилде образумиться, махнуть рукой на своего распутного сожителя, да и вернуться домой. Но она любила этого парня. И надеялась построить с ним полноценную семью. Её мучения длились ещё четыре года. Пытаясь удержать Рикардо, женщина снова забеременела. И вот тогда её сожитель окончательно сбежал, оставив на произвол судьбы и супругу, и четырёхлетнюю Софию, и новорождённую Анну Марию.
Странно, что вчерашний студент, получивший очень востребованную в ту пору профессию строителя, не мог обеспечить семью… Или не хотел? В 1938 году он исчез. И Ромилда не смогла его отыскать. То ли Рикардо подался на юг Италии, то ли завербовался в Абиссинию. Оккупировав Эфиопию, Муссолини вознамерился построить в новой колонии сеть первоклассных дорог (и, между прочим, построил). Дороги, по мнению дуче, являлись залогом обороноспособности захватчиков и экономического процветания новой «империи». В Африку были направлены тысячи специалистов, которые взялись за дело. Среди них мог быть и Шиколоне. Ясно, что военные власти Италии не дали бы несчастной Ромилде никакой информации о её блудном муже – война есть война.
Софи и матушка Ромилда на свадьбе Романо Муссолини и Анны Марии Шиколоне. 1962 год.
Но вот что произошло дальше. Спустя некоторое время, уже во время Второй мировой войны Ромилда узнала, что Рикардо таки женился. И у него появилось двое сыновей – Джулиано и Джузеппе, сводные братья Софии и Анны Марии Шиколоне. Конечно, Ромилда смертельно обиделась.
Через пятнадцать лет после своего бегства Рикардо ещё раз проявил себя – попытавшись выудить у знаменитой уже дочери Софи заработанные ею деньги. И своего добился. Но это отдельная история.