Ресурсы Германии не были безграничны. Ни для кого не являлось секретом, что военная промышленность этой страны критически зависела от поставок ряда стратегических материалов из-за рубежа. «Трезвомыслящие» политики европейских стран в конце 1930-х годов даже были убеждены, что Гитлер не рискнет начинать войну, так как с рациональной точки зрения эта затея выглядела абсурдом. Однако все эти расчеты были опрокинуты в один миг: в Берлине смотрели на ситуацию совсем другими глазами.
Теодор Эйке, создатель и начальник системы концлагерей в довоенной Германии
К концу 1930-х годов до предела милитаризованная экономика Германии действительно практически полностью исчерпала свои золотовалютные запасы, необходимые для закупок военных материалов за рубежом. К 1939 году Германия уже была не способна даже выполнять свои обязательства по иностранным займам. Однако по мере того как исчерпывались внутренние ресурсы страны, расширялась возможность пополнять эти ресурсы за счет внешних источников. Первыми жертвами нацистского грабежа пали Австрия, Чехословакия и «вольный город» Данциг, попавший под контроль гитлеровцев. По подсчетам современных исследователей, только эти три источника позволили в 1937–1939 годах пополнить казну Третьего рейха на 71 миллион долларов (в ценах тех лет). Чтобы замаскировать грабеж, германский Рейхсбанк в своих официальных отчетах регулярно преуменьшал размеры своих золотовалютных запасов (например, в 1939 году, по оценке Государственного банка Англии, этот показатель был уменьшен на 40 миллионов долларов).
Во время войны Германия продолжала эту практику, только в значительно больших масштабах. По современным оценкам, за годы войны в разных странах нацистами было конфисковано 550 миллионов долларов золотом. В это число входит золотой запас Бельгии (223 миллиона долларов), Нидерландов (193 миллиона), золотовалютные резервы Люксембурга, Франции, а в конце войны – Венгрии и Италии (речь здесь идет только о государственных активах; активы, конфискованные у частных лиц и компаний, составляют отдельную категорию). К концу войны золотой запас Рейхсбанка, по оценкам некоторых экспертов, составлял 773 миллиона долларов в ценах того времени (в сегодняшних ценах это около 6,5 миллиарда долларов). При этом речь идет только о золоте, а между тем Рейхсбанк также хранил депозиты СС, которые состояли прежде всего из драгоценностей, банкнот, золота и ценных бумаг, конфискованных у узников концлагерей. Существовали еще активы различных министерств, департаментов, военных командований. Их общую стоимость невозможно в точности подсчитать.
15 мая 1945 года в подвалах Рейхсбанка советские представители нашли 90 слитков золота, около 3,5 миллиона долларов в валюте разных стран, а также облигации, общая стоимость которых превышала 400 миллионов долларов. Все остальное бесследно исчезло. По крайней мере, так казалось тогда…
То, что подвалы берлинского Рейхсбанка в мае 1945 года оказались пусты, не вызывает никакого удивления: с начала 1945 года здание банка стало одной из целей англо–американских авианалетов, так что основную часть золотого запаса рейха пришлось эвакуировать в более безопасные места – в Центральную и Южную Германию. В последние месяцы войны все эти области были оккупированы западными союзниками.
К тому времени, когда Вторая мировая война вступила в заключительную фазу, союзники уже представляли себе масштабы грабежа, которому гитлеровцы подвергли оккупированные страны. Однако реальность превзошла все ожидания: военные власти стран антигитлеровской коалиции столкнулись на территории оккупированной Германии с такими проблемами, к каким они были попросту не подготовлены.
По мере того как войска союзников продвигались вглубь Германии, они все чаще наталкивались на целые склады различных ценностей, устроенные гитлеровцами в шахтах, старинных замках, концентрационных лагерях, коллекторах городской канализации, в подвалах частных компаний, различных правительственных учреждений, промышленных предприятий. На железнодорожных путях стояли брошенные составы, нагруженные золотом, валютой, ценными бумагами, драгоценными металлами и камнями и другими активами. Было очевидно, что дальнейшее наступление только увеличит количество подобных находок. Поэтому уже в 1944 году в армиях западных союзников начали создаваться специальные подразделения, в задачу которых входил поиск и эвакуация тайников с ценностями, принадлежащих нацистам. Им предстояло проверить все слухи о подобных тайниках, что зачастую приводило к колоссальной, но бесплодной потере времени и сил.