При более основательном анализе этого понятия выявляется масса неожиданных моментов. Во-первых, существует две совершенно различные логические системы для анализа любых жизненных явлений: обычная житейская и духовная. Первая достаточно формальная и поверхностная, упрощенная, содержащая массу элементов, с той или иной степенью, деструктивности и дисгармоничности. И вторая, исходящая из системы классических ценностей не только человечества, но и всей Вселенной, созданная не людьми, а Высшими силами. Причем, задолго до появления человечества.
К сожалению, большинство людей не знает духовной системы ценностей и поэтому руководствуется только житейской. Правда, есть ряд людей, которые интуитивно чувствуют ущербность житейской системы и поэтому стремятся познать и освоить духовную систему. И им это удается. Правда, в весьма различной степени – от минимальной до средней.
С точки зрения житейской логики справедливость торжествует тогда, когда одерживает верх истина. И это действительно так. Вопрос только в том, а какая именно истина? Если только житейская, то это одна ситуация. Если же духовная, то это совершенно другая ситуация. Для тех, кто знает только житейскую логику, существует только житейская истина. В соответствии с которой, если ты прав, то ты можешь в полной мере проявлять максимализм и категоричность, прямолинейность, четко и конкретно разделяя весь мир на белое и черное, не зависимо от специфики конкретной ситуации и не взирая на лица.
Высказывая всю информацию в полном объеме, совершенно не заботясь о возможных последствиях и осложнениях развития такого рода ситуации. Руководствуясь такой логикой, можно легко забыть о многих классических ценностях бытия, как ненужных и лишних. В частности, о великодушии и снисходительности, сочувствии и сопереживании, тактичности и деликатности, терпимости, психологической гибкости и дипломатичности, предупредительности и предусмотрительности, бережности и осторожности, психологической аккуратности и внимательности. Житейская справедливость предполагает торжество одного человека над другим. И при этом считается излишней забота о гармоничности ситуации. Которая в девяносто пяти случаях из ста не должна нарушаться ни при каких обстоятельствах. В противном случае, сторонник житейской логики, нарушающий гармонию Вселенной, будет обязательно показан Высшими силами. Как известно, незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение. И, чем жестче и агрессивнее человек отстаивает свою житейскую логику и справедливость, тем серьезнее может быть наказание.
Особенно многие люди любят уличать и обличать. Как правило, почти сто процентов таких людей отличаются общими особенностями: низкий уровень психологической и духовной эрудиции, преобладание стереотипного мышления, минимальный уровень истинной интеллигентности, обостренная амбиция, претензия на обладание истиной в последней инстанции, жажда лидерства всегда и во всем, низкий уровень жизненной конструктивности и созидательности, зрелости и мудрости, добродетельности и гармоничности, высокий уровень своенравности и сумасбродства, присутствие в зрелом возрасте юношеского максимализма и категоричности, в отдельных случаях, предварительной предвзятости и тенденциозности.
И еще: неумение видеть за внешней стороной дела истинное положение дел, масса комплексов неполноценности, сильно неудовлетворенная потребность в чувстве собственной значимости, слабый внутренний стержень, неумение моделировать полноценное и перспективное чувство собственного внутреннего удовлетворения, неумение строить прочные и перспективные отношения с окружающими, неумение моделировать стабильные доверительные отношения, доминирование банального рационализма, демонстративность и элементы экзальтированности, низкий уровень общей фоновой доброжелательности, неумение дифференцированно воспринимать нестандартные и сложные явления жизни, низкий уровень жажды познания нового, отсутствие стремления обретения мудрости, зависть и ревность, отсутствие интуиции и проницательности, неумение учитывать интересы завтрашнего дня, отсутствие даже относительно полноценной иерархии жизненных ценностей, отсутствие стремления к сознательному моделированию изящных мыслей и чувств, неумение быть интересным собеседником для хорошего интеллектуала.
Умение быть действительно справедливым – это большое искусство и сложная наука. О чем, к сожалению, большинство обычных людей совершенно не догадывается. Руководствуясь только узкой группой весьма упрощенных стереотипов, весьма распространенных в обществе.
Можно начать с того, что истинная справедливость требует от человека набора такого большого количества достоинств и добродетелей, что счет им идет не на некоторые единицы, а на многие десятки. И если смотреть на ситуацию более глобально, то высокий уровень проблематичности и даже драматичности её будет заключаться в том, что, во-первых, даже применительно к распространенным качествам личности есть очень важный нюанс: важен не сам факт присутствия того или иного конкретного качества, а реальная степень его развития. В оптимальном варианте находящаяся между средней степенью и значительной. В то время как, в действительности у большинства она находится между минимальной и средней. Причем, часто гораздо ближе к минимальному уровню, нежели к умеренному. Иначе говоря, на том уровне, который не просто в некоторой степени не соответствует желаемому, а принципиально не соответствует. Выражаясь проще, имеет такой уровень развития, что им, по большому счету, с духовной точки зрения можно совершенно пренебречь. Как тем, что не имеет особой и даже умеренной ценности с точки зрения системы классических ценностей. Для большей наглядности можно провести определенную логическую параллель: соответствие такого человека с достоинствами и добродетелями на таком уровне степени сложности действительно серьезных жизненных задач вообще и справедливой линии поведения, в частности, таково, как соответствие уровня знаний первоклассника задачам за десятый класс. Понятно, что претензию на особое совершенство может предъявлять практически любой человек. Вопрос только в том, насколько полноценно он сможет проявить это совершенство на практике.