Погожим июльским утром, лежа на диване, Олег Запольский читал газету «Криминальный Теремковск». Ее приносили раз в неделю, по понедельникам, уже после того как отец уходил на работу. После завтрака Олег вынимал газету из почтового ящика и читал от корки до корки.
Читая, он не переставал удивляться – какие только происшествия случаются в их городе! То ограбят магазин рыболовных принадлежностей; то разоблачат подпольную артель, которая без разрешения делала бронежилеты; то люди начинают вдруг получать счета за телефонные переговоры с другими странами, куда они отродясь не звонили. И кто-то должен распутывать эти дела, ловить преступников. Где же напасешься столько сыщиков! На время летних каникул нужно брать в помощники школьников. Хотя бы тех, которые перешли в седьмой класс. Он, например, весь июль будет в Теремковске, мог бы тоже участвовать в следствии. Однако, как назло, расследованиями преступлений занимаются другие люди. А жаль!..
Окончив читать, Олег включил радио. И надо же такому случиться, что как раз в это время передавали про тетю Юлю, соседку его одноклассника Гришки: "Только что агентство Ассошиэйтед Пресс сообщило, что вчера, третьего июля, на своем заседании гильдия американских кинокритиков присудила премию лучшей иностранной актрисе года. Ею признана российская артистка Юлия Метелицына, исполнившая главную роль в фильме "Клюква в сахаре". Размер премии – пятьдесят тысяч долларов". Эта Метелицына всему Теремковску известна – она артистка городского драмтеатра. А когда снялась в кино, ее узнала вся страна. Теперь же узнает весь мир. Гришка и так без конца хвастался своим соседством, все уши прожужжал этой тетей Юлей. Теперь станет хвастаться еще больше. Так думал Олег, совсем не подозревая того, что совсем скоро окажется в центре кутерьмы, случившейся из-за этой премии.
…Сама Юлия Александровна, жившая в каких-нибудь пятнадцати минутах ходьбы от Олега, тоже в это время слушала радио. Три дня назад ее сын Игорь – он перешел в одиннадцатый класс – уехал в оздоровительный, то что раньше называлось пионерский лагерь, а у нее самой начался отпуск, первую часть которого она решила посвятить подготовке к кошачьему конкурсу. Там ее донской сфинкс вполне мог рассчитывать на первое место, во всяком случае в своей породе. Сейчас забалованный донельзя Спартак, как всегда, терся у ее ног. Юлия Александровна приготовила себе легкий завтрак. Радио передает то информацию, то музыку. Оно лет двадцать у Метелицыных как включено на "Маяке", так и работает на этой кнопке. И вдруг она ушам своим не поверила: ей присудили международную премию! Что тут началось! Оказалось, в десять утра все слушают "Маяк". Телефонные звонки с поздравлениями раздавались один за другим. Сразу примчалась ближайшая подруга Марина. И еще заходили люди в течение дня.
А ближе к вечеру раздался звонок из Москвы: вам необходимо срочно ехать в Чикаго на церемонию вручения премии. Документы в посольстве уже оформляются.
Только наивный человек может подумать, что очень просто сняться с места по первому требованию: раз – и поехал. То есть для кого-то это, может, и просто, но уж никак не для Юлии Александровны. Ведь ей нужно оставить на чье-то попечение кота, найти надежного человека. И даже верная Марина тут не помощница. Во-первых, у нее маленький ребенок. Во-вторых, у нее дома овчарка, которая вряд ли оценит все положительные характеристики Спартака, мигом загрызет его. Вдобавок Марина живет далеко. А кот у Юлии Александровны страшный домосед. Вытащить его за порог квартиры – задача не из лёгких. Он будет вырываться и царапаться. Поэтому лучше всего найти человека, который бы два раза в день заходил, чтобы накормить ее пушистого любимчика и убрать за ним. Но где в спешке найдёшь такого!
В отчании свежеиспеченная лауреатка схватила рекламную газету и отыскала телефон охранной фирмы "Цербер". Там ей вежливо объяснили, что у них имеются охранники на объекты и телохранители для людей, а специалистов котохранителей – нет. По такому профилю обучение курсантов не ведется.
Лихорадочно перебирая в уме всех живущих поблизости знакомых, Юлия Александровна вспомнила, что соседский мальчик Гриша Каркасов недавно вернулся из лагеря, в августе поедет с отцом в деревню. Весь июль он будет в городе. Живет на той же лестничной клетке – дверь напротив, куда уж ближе. Наверное, опека над котом не станет для него чрезмерной нагрузкой.
Когда все гости, кроме Марины, разошлись, Юлия Александровна направилась в квартиру Каркасовых. Гришка был дома, причем как раз в это время занимался хозяйством – к приходу родителей разогревал для них еду. Была у него такая домашняя обязанность.
Он с удовольствием согласился выполнить просьбу Юлии Александровны. Во-первых, ему все равно целыми днями нечего особенно делать. Во-вторых, будет приятно говорить девчонкам, что хорошо знаком с известной артисткой. То есть он и так говорил, что знаком, все-таки соседка, живут дверь в дверь. Однако сейчас можно будет небрежно заметить и то, что у них есть общие дела. Юлию Александровну и без кино хорошо знали в Теремковске, она играет в местном драмтеатре. В кино она снялась один раз, зато в главной роли, и о ней узнала вся страна. Теперь же, когда ей присуждена американская премия, соседка станет известной на весь мир. Разве можно отказаться последить за ее котом!
– Спасибо, Гриша. Сейчас я пойду и куплю для него побольше корма. А вечером покажу тебе, где он будет лежать, и какими ключами отпираются замки.
Второй раз Юлия Александровна зашла поздно, около десяти часов. Она извинилась перед Гришкиными родителями за то, что навешивает на их сына такую обузу. Каркасовы замахали на нее руками: никакая это не обуза, ничего сложного тут нет. Если Гриша вдруг будет занят, они сами накормят кота. Еще раз поздравили соседку с наградой и пожелали счастливого полета.
Затем Гришка получал в квартире Метелицыных последние наставления.
– Мой Спартачок такой пугливый, – рассказывала Юлия Александровна об особенностях характера кота, – из квартиры его вытащить невозможно. Домосед. Сначала при твоем появлении он будет прятаться, но быстро привыкнет. Я возвращаюсь двадцать пятого, еды приготовила с хорошим запасом, до конца месяца. Покупать ничего не придется.
Она открыла верхнюю часть высоченного холодильника: все четыре полки были забиты банками и пакетиками с "Вискасом". Кроме них, там стоял нераспечатанный пакет с ананасовым соком.
– Это я не знаю, откуда, – удивилась Юлия Александровна. – Наверное, принес кто-то из гостей. Я его не люблю. Ты выпей потом, если тебе такой нравится.