После окончания Гражданской войны, наряду с другими важными вопросами восстановления народного хозяйства Советской Республики, встал вопрос и о восстановлении рыболовства. Время было голодное, и увеличение добычи рыбы могло существенно снизить эту проблему. Вопросами рыбной ловли на тот момент занималось, созданное в 1918 году Главное управление по рыболовству и рыбопромышленности Наркомпрода РСФСР (Главрыба).
В советской рыбопромышленности в 1921–1922 годах (без Дальнего Востока) числилось 391 самоходное и 4 862 парусно-гребных судна, а добыча рыбы составляла почти 16,8 млн. пудов. В девяти рыбопромысловых районах РСФСР трудились 11 638 квалифицированных рабочих (45,2 % от потребности) и 32 289 (39 % от потребности) неквалифицированных.
Главное управление по рыболовству и рыбопромышленности Наркомпрода РСФСР (Главрыба).
Учитывая же, что подавляющая часть рыболовных судов находилась в личном пользовании рыбаков, следовало стимулировать их труд, тем более что этому способствовало и начало новой экономической политики. Поэтому уже в мае 1921 года Совнарком РСФСР издает декрет «О рыбной промышленности и рыболовстве», на основании которого (за исключением рыбопромысловых районов государственного значения) отменялась государственная монополия на водные угодья республики, введенная в 1918 году. Рыбная промышленность была отныне переведена на начала хозяйственного расчета. Предприятия Главрыбы снимались со всех видов государственного снабжения. Вся продукция поступала в их распоряжение и в распоряжение областных объединений госрыбпредприятий. Основной капитал хозрасчетного предприятия складывался из рыбопромысловых построек и оборудования и рыбопромыслового флота. Такой поворот в отрасли способствовал развитию кооперативного движения, свободного товарооборота, допущению государственного капитализма и частного предпринимательства. На основании декрета все рыболовные угодья по рыбохозяйственному значению были разделены на угодья, закрепленные за государственными рыбопромышленными предприятиями на основе монопольной эксплуатации, имевшие общегосударственное значение и на угодья промыслового, негосударственного значения, сдаваемые в эксплуатацию на основе аренды потребительской кооперации (Центросоюз), промысловым товариществам, а также второстепенным государственным заготовителям.
Введение новой экономической политики вызвало изменение организации рыбной промышленности – ее децентрализацию. Право эксплуатации рыболовных угодий получили государственные организации, кооперативы и частные лица, которые могли свободно продавать добытую рыбу и произведенную рыбопродукцию. В рыбном хозяйстве допускался частный капитал, однако его деятельность ограничивалась решениями, постановлениями, декретами Советской власти.
Главрыба стала совмещать организационные и финансовые функции. В ее ведение перешли основные районы большого рыболовства – Волго- Каспийский, Дагестанский, Уральский, Персидский, Керченский, Мурманский, Ачуевский завод, зверобойные промыслы на Каспии и Севере, в которых государственная монополия была сохранена и где стали формироваться рыбообрабатывающие предприятия, рыбопромысловый флот. На Дальнем Востоке от государственной монополии были освобождены участки морских районов Берингова моря (территориальная полоса моря 12 морских миль от линии наибольшего отлива), Командорских островов и Охотского моря, а также ряда рек Камчатки, предопределено арендное их использование.
И. В. Сталин
Руководство СССР решило в короткие сроки провести коренную реорганизацию рыбного хозяйства республики, сосредоточить внимание на эксплуатации рыбных запасов основных рыбопромысловых районов, отказавшись от разработки государственными средствами менее рентабельных, направить свои усилия на укрепление материально- технической базы промышленности, довести производство рыбопродукции до довоенного уровня, чтобы полностью восполнить потребности населения в продуктах питания, создать в отрасли образованные кадры рыбного дела.
Впоследствии организационная структура и функции Главрыбы уточнялись декретами Совнаркома РСФСР от 23 сентября 1921 года и от 25 сентября 1922 года. Так, согласно декрету «О главном управлении по рыбной промышленности и рыболовству (Главрыба)» от 23 сентября 1921 года, Главрыба, хотя и оставалась при Наркомпроде РСФСР, но получила большую самостоятельность как в организационном, так и в хозяйственно-финансовом отношении. В сентябре 1922 года Главрыбу делят на два самостоятельных управления – Управление государственных рыбопромышленных предприятий (Госрыбпром) и Управление рыболовства, которое стало заведовать рыбопромысловыми угодьями (Главрыба).
В октябре 1922 года, после освобождения от интервентов Владивостока, началось восстановление рыбной промышленности и на Дальнем Востоке, которая до этого находилась в полном упадке. Убытки по рыбной промышленности на Дальнем Востоке в Гражданской войне оцениваются приблизительно в 307 млн. рублей золотом. Это была огромная цифра! После воссоединения Дальнего Востока с РСФСР в ноябре 1923 года там создается Дальневосточное управление рыболовства и охоты, государственной рыбной и пушной промышленности (Дальрыбохота).
Рыбацкая артель в Балаклавской бухте
В соответствии с единым направлением экономической политики государства перед дальневосточными административными органами, в ведении которых находилось рыбопромышленное дело, советским правительством были поставлены следующие задачи: создать прочную материальную базу для преимущественного развития государственной рыбной промышленности; при строительстве рыбопромышленных предприятий учитывать интересы местного населения, для которого рыбный промысел оставался источником существования; разрешить предоставлять ловецкой кооперации преимущества, направив ее деятельность на объединение ловецкого населения; постепенно сократить зависимость отечественной рыбопромышленности от влияний японского капитала и рынка. Создание на востоке страны государственной рыбной промышленности имело и политическое значение. Географическое положение дальневосточных водоемов с их значительными запасами рыбных богатств придавало советскому рыболовству мировое значение.
Близость заграничных рынков (Япония, Китай, США), их заинтересованность в получении рыбопродукции с советского Дальнего Востока создавали перспективу для ускоренного развития рыбного хозяйства на востоке страны, которое имело доход от рыболовства в размере 2750 тыс. рублей, что составляло 60–65 % доходов всего рыбного хозяйства СССР. Однако сохранившаяся низкая степень развития рыбного хозяйства в регионе, слабая материально-техническая база промыслов, а также присутствие высокоорганизованного иностранного производства создавали на Дальнем Востоке сложности в деятельности рыбной промышленности.