Утверждено к печати на заседании Ученого совета Института востоковедения Российской академии наук
Рецензенты:
Д. Б. Прусаков, доктор исторических наук;
А. О. Захаров, доктор исторических наук
Фотографии, рисунки и чертежи, использованные в книге, выполнены авторами, если не указано иное.
© ООО Издательство «Питер», 2022
© Максим Лебедев, Светлана Малых, 2022
В первой книге нашей дилогии «Забытые гробницы. Тайны древнеегипетского некрополя» мы рассказали о собственном опыте работы в Египте. Продолжающиеся вот уже более четверти века раскопки российских специалистов в Гизе[1] и на других памятниках[2], безусловно, важны для развития отечественной египтологии. Однако не меньше информации, идей и примеров для вдохновения можно почерпнуть в исследованиях коллег из других стран.
XIX и XX века стали временем грандиозных археологических исследований. Сотни рабочих с корзинами на головах и за спинами, вереницей тянущиеся от пирамид и древних храмов, или десятки вагонеток, поднимающие невообразимую пыль, – так выглядели раскопки в то время. Тогда же были сделаны самые известные и будоражащие воображение находки: гробницы, статуи, саркофаги и мумии, золотые сокровища и бесчисленные папирусы – все то, с чем ассоциируется Древний Египет сегодня.
Но информации из этих предметов ученые извлекли сравнительно немного, гораздо меньше, чем позволили бы современные методы исследований. Хотя пески Египта вот уже более двухсот лет раскапывают специалисты, вводящие результаты изысканий в научный оборот, нам все еще известна лишь малая толика сокрытых в них богатств. Время великих находок, пожалуй, закончилось, но на смену ему пришел этап великих исследований. Масштабы работ уменьшились, зато данных собирается теперь больше.
Что же представляет собой египетская археология в начале XXI века? Какие вызовы перед ней стоят? Какие задачи она решает? Ответить на эти вопросы поможет наш рассказ о раскопках, проводившихся нашими коллегами. Это, конечно, далеко не полная мозаика из ярких открытий последних десятилетий. Скорее это наш личный список интересных проектов. Упор мы сделали на эпоху Древнего царства, время строительства самых знаменитых египетских пирамид, но не обойдем вниманием и некоторые важные открытия, связанные с памятниками других эпох. Надеемся, что наши небольшие зарисовки пробудят в вас интерес к Древнему Египту и станут поводом для поиска новых встреч с этой удивительной цивилизацией. Отправимся же в путешествие!
В ожидании открытия (фото С. В. Ветохова)
Раскопки в дельте Нила – нелегкое дело
Глава 1
Археология среди пальм: новейшие открытия в долине Нила
Тайны столичных некрополей
С чего начать повествование о новейших открытиях в египетской археологии? Наверное, с окрестностей первой древнеегипетской столицы – Мемфиса. Для нас это родной регион. Мы работаем в Гизе и посвятили гробницам у подножия Великих пирамид первую часть дилогии. Однако Гиза – лишь один из мемфисских некрополей, хотя и изученный лучше всех.
Открытия американской экспедиции под руководством Марка Ленера, египетских специалистов из Министерства туризма и древностей, сотрудников Каирского университета и Университета Брауна, а также раскопки экспедиции Института востоковедения РАН в последние два десятилетия подтверждают важность Гизы, доказывая, что ее пески все еще таят множество загадок. Особенно много их, пожалуй, в южной части некрополя. Но большинство открытий, связанных с историей Мемфисского региона в древности, сегодня делается все же за пределами плато Гизы – в менее изученных некрополях к северу и особенно к югу от Великих пирамид. С них мы и начнем.
Место, где родилась архитектура
Саккара – гигантский некрополь, протянувшийся почти на семь километров от южного Абусира до Дахшура. Здесь хоронили людей во все времена древнеегипетской истории. Здесь же поднялись к небу самые первые крупные каменные конструкции в истории человечества – стены загадочного двора Гиср эль-Мудир и пирамида Нечерихета (Джосера).
После революции 2011 года и последовавших за ней беспорядков Саккара на какое-то время полностью обезлюдела. Там, где десятки погонщиков верблюдов, ослов и лошадей зазывали туристов, в конце 2012 года стояла тишина и гулял ветер. Лавки торговцев исчезли, и древние развалины вновь наполнила гулкая пустота.
Основные пирамидные комплексы Древнего и Среднего царств
Случалось прийти к открытию музея под открытым небом и никого не встретить – ни охранников, ни инспекторов, ни даже продавцов на кассах. В те дни удавалось в одиночестве побродить среди пирамид, храмов и гробниц, слушая лишь шепот песка под ногами, скрип деревянных лесов, покрывших пирамиду Джосера, да голоса редких птиц. Если бы не финиковые пальмы вдали, можно было подумать, что вы шагаете по одному из заброшенных марсианских городов Рэя Брэдбери.
Саккара – настоящая Мекка для археологов и египтологов. Раскапываемый вот уже более ста пятидесяти лет некрополь продолжает каждый сезон дарить интересные, а порой и удивительные открытия. Темп неспешной археологической жизни здесь сегодня задают поляки, французы, чехи и египтяне. Но пески Саккары также ежегодно встречают или до недавнего времени встречали экспедиции из Голландии, Великобритании, Японии, Германии, США, Австралии, Италии, Латвии и других стран. Всех этих специалистов притягивает непередаваемая магия места, где родилась архитектура.
Мерефнебеф: гробница под мумиями
Польская археологическая миссия, организованная на базе Центра средиземноморской археологии Варшавского университета, начала работу к западу от пирамиды Джосера в 1987 году. Экспедицию возглавил Карол Мышливец, который продолжает руководить раскопками и по сей день. До поляков мало кто рассматривал территории к западу от древнейшей пирамиды в качестве перспективного участка. Некоторые специалисты даже полагали, что здесь находится гигантская свалка щебня и другого мусора, образовавшаяся в результате строительства царских комплексов.
Северная Саккара, Абусир и Абу Гуроб
В свой первый сезон поляки провели геофизическое обследование территории концессии и заложили несколько шурфов, надеясь найти следы гробниц Древнего царства. Пробные раскопки показали, что выбранный участок содержит памятники множества эпох, от начала III тысячелетия до н. э. до византийского времени. Анализируя первые результаты, ученые заключили, что в будущем их могут ждать многочисленные шахты Древнего царства, ведущие в подземные погребальные камеры, а также мумии птолемеевского времени, зарытые прямо в песок. Особый интерес представлял шурф, разбитый всего в ста метрах к западу от пирамиды Джосера. Там обнаружилась грубая массивная стена, шедшая с севера на юг параллельно царскому комплексу. Ее верхняя часть, выстроенная из сырца, была почти полностью разрушена уже в древности. Среди песка и щебня, окружающих стену, попадались голубовато-зеленые фаянсовые изразцы, очень похожие на те, что использовали строители при оформлении некоторых подземных помещений в комплексе Джосера. Эти изразцы, несмотря на наличие большого количества керамики второй половины Древнего царства, заставили археологов предположить, что стена могла относиться к III династии.