1. Мы решили завести ребенка. Зачем?
Перед любой супружеской парой встает вопрос о детях. Одни полагаются на волю случая, другие тщательно планируют родительство. Выражение «решили завести ребенка» у всех на слуху. Но соответствует ли оно действительности?
Рушель: Чем более я наблюдаю за родителями разных возрастов и их детьми, тем более убеждаюсь, что вовсе не взрослые люди «решают завести ребенка». Это новый человек, который собирается прийти в мир, тщательно планирует обстоятельства своего рождения, выбирает себе родителей, порой их соединяет. Так бывает: люди не имели понятия о существовании друг друга, но непонятно почему оказываются в нужное время в нужном месте, едва познакомившись, понимают, что должны пожениться – и у них вскоре рождается дитя. А потом они понимают, догадываются, что именно их ребенок «решил завести себе родителей» и для этого их соединил.
Анна: Будучи специалистом по работе с маленькими детьми, я много раз отмечала, что человечек еще говорить толком не умеет, у него нет опыта социализации, он мал и слаб, но он, несомненно, неповторимая личность. Нельзя сказать, что ее сформировали родители. Она существовала, по-видимому, уже до встречи с ними. Они дали возможность ей реализоваться в теле, помогают справиться со сложностями и закономерностями жизни в социальном пространстве, опекают, обучают. Но личность уже состоялась! Далее она будет раскрываться, и задача окружающих взрослых – помочь ей в этом.
Что из этого следует? Неправильно думать, что мы заводим ребенка для себя – чтобы он подал нам в старости пресловутый стакан воды, чтобы можно было гордиться его успехами, чтобы он оправдывал наши надежды.
Новый человек появляется на свет отнюдь не для родителей и не по их воле. Он приходит через них, чтобы прожить свою неповторимую жизнь и, когда придет время, стать теми вратами, через которые, в свою очередь, явятся в мир другие люди – уже его дети.
Итак, мы заводим ребенка, чтобы продлить цепь наследования, выполнить свое предназначение, стать проводниками новой человеческой личности, которой пришла пора явиться в мир. Какой бы она ни была, она суверенна и заслуживает уважения. Она неприкосновенна, ее свобода священна.
Это не значит, что можно и нужно позволять ребенку делать все, что ему заблагорассудится. Наш опыт – гарантия его безопасности, мы должны его страховать от глупых, нелепых, опасных ошибок. Но если ошибка не страшная, он вправе ее совершить и учиться на своем опыте.
Ребенок – не наша собственность. Находясь в утробе матери, он не является частью ее тела, поэтому любые мысли об аборте – покушение на жизнь человека. Если вы допустили зачатие, нельзя все перерешить обратно (конечно, бывают очень сложные ситуации, когда жизнь беременной женщины оказывается под угрозой; но мы говорим о типовом, нормальном сценарии).
Рушель: Человек, которому пришло время родиться, дал вам понять, что избрал вас в родители. Произошло зачатие. Допустив его, вы тем самым согласились на просьбу новой личности стать ее родителями, опекунами в мире, рассказать о нем, его правилах, научить жить среди людей. Нельзя сначала сказать «да», а потом отказаться от своего согласия. Надо быть последовательными и ответственными. Ко мне обращаются многие пары, которые прошли через аборты. У всех случается психологический кризис. Часто люди дают себе установку, что беременность больше никогда не наступит (фактически подспудно они рассуждают таким образом: наш нерожденный ребенок выбрал нас в родители, а мы его обманули, не дали ему родиться; теперь никто не захочет нас в родители, никто не поверит в то, что на нас можно полагаться). Это очень сложные блоки. На их проработку иногда уходят годы. Но и психотерапия не гарантирует успешного разрешения проблемы, часть пар, прошедших через аборт, так и остаются без кровных детей. Как правило, в конце концов они берут приемышей из детских домов, домов ребенка. Все это сопряжено с огромным количеством физических и психологических сложностей.