Автор книги «Ступени» родился в городе Мелитополе Запорожской области в семье военнослужащего. Жизнь паренька протекала в гарнизоне среди семей офицеров и прапорщиков, среди солдат. Отец Владимир Александрович офицер, мама Инна Никоновна завскладом в доме офицеров, младшая сестра Наталья. В 1974 году после окончания школы поступает в Свердловское высшее военно – политическое танко – артиллерийское училище (СВВПТАУ). После третьего курса женился на Горбуновой Наташе, студентке педагогического института. По окончанию учёбы в 1978 году, семья по распределению уезжает в Закавказский военный округ. Родились две дочери Ксюша и Олеся. За время службы семья поменяла семнадцать квартир, старшая дочь за десять лет училась в семи школах, учила кроме русского английский, грузинский, азербайджанский, украинский, маленькой девочкой лепетала некоторые слова и на испанском. За пять лет занималась в четырёх музыкальных школах. Служить пришлось в непростое время в Республике Куба в 7-ой отдельной мотострелковой бригаде, а также принимать участие в мероприятиях с привлечением армии в период национального противостояния Азербайджана и Армении в восьмидесятые годы, побывать в это время в Баку, Нагорном Карабахе и его столице Степанакерте. Служить пришлось и в период волнений в Грузии в городе Тбилиси, приведших к отделению республики из состава СССР и Гражданской войне. Своими впечатлениями, воспоминаниями автор поделился в своей книге. Хотелось бы привести здесь некоторые отзывы о книге, чтоб у читателя было бы уже какое – то представление перед прочтением.
«С большим интересом прочитала воспоминания офицера Александра Смольникова. Прочитала про жизнь, о которой должны писаться романы и сниматься фильмы. Даже верится с трудом, что всё это было в жизни одного конкретного человека, нашего современника. Большого уважения заслуживают и русские офицеры, и, несомненно, их верные спутницы. На одном дыхании читаются воспоминания, написанные умным, честным, смелым человеком. Очень живой, откровенный слог, подкупающие простота и лёгкость. Мне кажется, эти воспоминания должны быть проиллюстрированы фотографиями, оформлены в красивую книгу с добротным переплётом и размещены на почётное место в музеях военных учебных заведений и в музее Вооружённых Сил России, должны быть включены в учебники по истории. Ведь это всё было! Было на самом деле!
Хотя Александр Смольников посвятил своё произведение жене, Смольниковой Наталье Анатольевне, кажется, что он посвятил его всем офицерским жёнам, которые делили тяготы военной службы с мужьями, помогали им выстоять и не сломаться. Спасибо, Александр, за то, что поделились с читателем Вашими воспоминаниями! С уважением, Л.Колямина. 03.12.2019»
«Александр, большое спасибо! Прочла на одном дыхании. Перед глазами вся жизнь – такая знакомая, родная, близкая… Может быть, мы – офицерские жены, не всегда понимали тонкости политики того времени, но очень хорошо чувствовали то напряжение, которое витало на Кавказе, берегли, как могли детей и всегда были вместе с вами. После нашей совместной службы в Нахичевани, мы еще 5 лет служили в Гяндже. Мужья стояли на границе в Карабахе, а мы каждый вечер слушали в какой стороне больше стреляли, чтобы детей положить спать с противоположной стороны. Ты так ярко описал события в Тбилиси, как будто вчера все было… в Азербайджане – все то же! И солдаты наши гибли, и дети наших офицеров взрывались на минах… И контейнеры отправить не давали, что на самолетах сумели увезти, то и осталось… Спасибо тебе за память. за те чувства, которые вызывает твоя книга. Я думаю, я уверена, что твои дети, внуки, жена, родные гордятся тобой и будут читать и хранить твою книгу для праправнуков. Молодец. Еще раз спасибо тебе. Большой привет Наташе. Я вас помню и люблю. Ирина Контузорова. 30.11.2019»
Хотелось бы выразить благодарность в подготовке этой книги жене Смольниковой Наталье Анатольевне, дочерям Олесе и Ксюше, их мужьям Антону и Алексею, сестре Татьяне Ким, моим выпускникам 1995 года Алексею Константинову, Мариану Дурбайло. Большое спасибо хотелось бы сказать за оформление обложки Кадочниковой Анастасии, текста и фотографий моим товарищам по работе Петрушину Сергею и конечно Моргунову Григорию Игоревичу, хорошему и верному товарищу о котором сказаны хорошие слова и в самой книге.
«Я ж хочу не слыть, а быть»
А. Толстой
1977 год. Февраль. Отец майор Смольников Владимир Александрович, мама Инна Никоновна, сестра Наталия, автор – курсант 3-го курса в зимнем отпуске.
Сегодня, оценивая прожитое, вижу, как перед глазами встают родители: отец, Смольников Владимир Александрович, майор военно – транспортной авиации, мама, Инна Никоновна, служащая, почти всю рабочую жизнь проработавшая в гарнизонном доме офицеров, сестра Наташа. Себя помню малым пацаненком: в трусах и пилотке, босиком, с такими же пацанами, вышагивающими следом за строем солдат: "А для тебя, родная, есть почта полевая…" подпевали дружно строю, шагающему в ногу по городку. Другой жизни мы не видели. Потому, когда закончил школу, вопроса выбора ВУЗа не было, только военное училище, хотя родители пытались уговорить поступать в институт. Мама говорила: "Давай езжай в Магнитогорск, там родной твой дядюшка – начальник Магнитстроя, поступишь в институт с военной кафедрой…" Да какой там институт, я даже не представлял, что это такое, все время в гарнизонах, все детство.
Решение твердое, еду поступать в Свердловское высшее военно – политическое танко – артиллерийское училище (СВВПТАУ), на артиллерийский факультет. Не буду кривить душой, говорить, что хотел стать политработником, это пришло потом, во время учёбы. А тогда пришлось просто отказаться от мечты стать летчиком из-за падения зрения. Вспомнилось неудачное поступление в Киевское суворовское военное училище (СВУ), когда сдал два экзамена, а на третьем, прямо на экзамене, зачитали, что не прошёл по здоровью (по зрению – 0,8), и отправили домой.
1972 год. Мелитополь. Секция тяжёлой атлетики. Слева: автор, Виталий Довгаль, Владимир Горда
Друг детства, Виталя Довгаль, учился в Одесском высшем артиллерийском командном ордена Ленина училище имени М.В. Фрунзе (ОВАКОЛУ) на артиллериста и заразил своими рассказами, но поступать туда я не решился, сказали, что сто пудово есть допуск по зрению только в политические. Вот так выбор пал на Свердловское, теперь очень дорогое и родное училище.
Абитура располагалась в спортзале училища, где была оборудована казарма для абитуриентов: двух ярусные кровати рядами, тысячи пацанов. Неожиданно на входе меня встречает Зёма – Витек Кириченко из нашего мелитопольского района, из Пришиба, он приехал раньше и был назначен каптёром по встрече абитуриентов. Он уже держал в казарме рядом с собой коечку для меня. В дальнейшем, он капитан первого ранга, шестнадцать лет проходил на кораблях, стал уважаемым человеком на флоте среди тех, кто заканчивал морские училища. Строй абитуры на плацу, волнующие минуты, зачитывают тех, кто поступил: в танкисты – четвёртая рота, в артиллерию – восьмая батапея ставшая родным домом для меня на четыре года!