© A.B. Блинский, составление, 2004
© Издательство «Сатисъ», 2004
Адмирал Федор Ушаков! При этом имени трепетали сердца мечтающих о море мальчишек и почтительно склонялись опаленные сединой головы многоопытнейших военморов. Отвага, мастерство, слава, благородство – все безупречно в этом человеке.
Но теперь мы уже (славен Бог во святых Своих!) не сможем написать просто – адмирал Ушаков, а должны – и это великая радость! – называть его: Святой праведный воин Феодор Ушаков, адмирал флота Российского…
Есть, по-видимому, люди, просветленые свыше, которых почитают все, независимо от национальности, вероисповедания и политических взглядов. Это, например, великомученик Георгий, святитель Николай, святой Александр Невский… Думается, что к этому ряду можно отнести и св. воина Феодора.
Прославление русского адмирала замечательно еще и тем, что, кажется, впервые в истории святости, прославлен моряк, военный флотоводец. Стало быть, военные моряки России и всего православного мира обрели своего небесного покровителя, защитника и предстателя. В земной своей жизни это был истинный, любящий, верный сын России. Могли меняться цари, могли меняться начальники, но верность его, беззаветное служение чести и славе Отчизны, любящее сердце пребывали неизменны. Верим, таким взошел он в Царствие Небесное, таким и предстоит Пресвятой Троице, озаренный невечерним светом…
Однако эта книга ценна не только рассказом о святом флотоводце, но еще и повествованием о безупречном благородстве, честности и храбрости простых русских офицеров, матросов и солдат, об их бескорыстии и умении щадить и сострадать. И это особенно нужно знать теперь, когда с таким трудом ведется воцерковление армии и флота, когда тут и там идет война, требующая от воина особых нравственных качеств.
* * *
Знаменательно, что эта книга выходит в Санкт-Петербурге, где святой флотоводец возрастал, воспитывался и постигал морскую науку. И даже издательство, в котором готовился этот сборник, расположено всего в десяти минутах ходьбы от Морского корпуса, где учился Феодор Ушаков. Да… набережные и мостовые Петербурга, да и берега Севастопольской бухты отчетливо помнят шаги великого моряка. А мы просим его, чтобы он помолился за нас, грешных, за нашу Отчизну и помог нам в эти трудные времена.
Тридцатое ноября 2000 г. стало поистине историческим для Военно-морского флота России. Решением Комиссии по канонизации Русской Православной Церкви выдающийся флотоводец Федор Федорович Ушаков причислен к лику местночтимых святых Саранской епархии.
Пожалуй, впервые в российской истории и истории Русской Православной Церкви рассматривался вопрос о канонизации воина-моряка. По этому поводу было много сомнений и у мирян, и у священнослужителей. Федор Ушаков всегда воспринимался россиянами, в том числе и служителями Церкви, как знаменитый флотоводец, и не более, поэтому закономерно возникал вопрос: а в чем же его святость? В связи с этим к рассмотрению дела о канонизации воина Федора Ушакова комиссия приступала несколько раз, неоднократно откладывая его, дабы сделать паузу и еще раз убедиться в правомерности самой постановки столь необычного вопроса.
Впервые идею канонизации Федора Ушакова высказал в 1995 г. председатель Союза писателей России Валерий Ганичев – автор исторического повествования об адмирале. Идея получила одобрение, но тогда, очевидно, по причине неготовности Церкви и общества она не воплотилась в жизнь. Лишь в 2000 г. стараниями православных мирян – почитателей Ушакова и братии Санаксарского монастыря, у стен которого покоятся его честные останки, дело о канонизации Федора Ушакова было включено в повестку дня комиссии. Предложение Саранской епархии поддержал и главнокомандующий Военно-морским флотом России адмирал флота Владимир Куроедов, обратившийся к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.
В Обращении отмечалось: «Своей праведной земной жизнью Федор Ушаков явил миру ярчайший образец беззаветного служения Отечеству и своему народу как на поле брани, так и на ниве благотворительности и милосердия, пример православного воина, которому была ниспослана помощь Божия. Свидетельством этой помощи явился небывалый во всей военной истории факт, когда в период русско-турецкой войны 1787-1791 гг. флот под командованием Федора Ушакова, вдвое уступавший противнику по численности, имел в сто раз меньшие потери в личном составе. Небесным Промыслом, не потеряв в сражениях ни одного судна, Ушаков нанес турецкому флоту невосполнимый урон более чем в 50 судов, отвоевав для России целый Черноморский регион. Так Господь прославил своего праведника за его Веру и Верность.
Адмирал, воспитанный в благочестии, сам воспитал целую плеяду талантливых флотоводцев, офицеров и просто верных сынов своей Родины – воинов Христовых, всегда, не щадя живота своего, до конца стоявших за Веру и Отечество. По нравственным заповедям адмирала Ушакова Российский Военно-морской флот живет и ныне.
После оставления своего ратного поприща Федор Ушаков, удалясь от светского шума, обосновал свое жительство в Тамбовской глуши близ Санаксарской обители…
В ходе рассмотрения дела Комиссией и братией Санаксарского монастыря проведена большая самостоятельная исследовательская работа. В результате этой работы, с учетом мнения главнокомандующего ВМФ, члены Комиссии пришли к единодушному заключению, что Федор Федорович Ушаков является не просто наиболее почитаемым российским флотоводцем, снискавшим себе всенародное признание, но и святым русским воином. Таким образом, русские военные моряки после совершения чина церковного прославления адмирала российского флота благоверного боярина Федора Ушакова обретут своего небесного покровителя!»
Его ратный путь и морские победы навечно золотыми буквами вписаны на скрижалях отечественной истории. А его преданность службе, вере и Отечеству – пример служения для многих поколений русских моряков.
[1][1]
Святой праведный Феодор Ушаков родился 13 февраля 1745 года в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской губернии и происходил из небогатого, но древнего дворянского рода. Родителей его звали Феодор Игнатьевич и Параскева Никитична, и были они людьми благочестивыми и глубоко верующими.
В послепетровские времена дворянских юношей обыкновенно определяли в гвардию, служил в ней и отец святого праведного, Феодор Игнатьевич, но после рождения третьего сына Феодора он был уволен со службы с пожалованием сержантского чина лейб-гвардии Преображенского полка. Вернувшись в родное сельцо, он сменил царскую службу на хозяйственные хлопоты и воспитание детей.