Мне уже многое поздно,
Мне уже многим не стать,
Годы вернуть невозможно,
Но я пытаюсь писать…
Я долго думал и сомневался, стоит ли писать эту книгу именно о тех событиях связанных со мною и людьми, меня окружавшими ровно 17 лет назад, в 2007 году, когда я проходил службу старшим оперуполномоченным по особо важным делам в отделе собственной безопасности ГУ МВД РФ по Сибирскому федеральному округу.
Я отталкивал от себя мысли про те события, ибо они и стали причиной моей ранней отставки и сначала побега и «миграции» аж за полярный круг, в город Норильск, а затем и выхода на пенсию в мои 36 лет от роду, в 2009 году…
Перебирая книги в шкафу, я наткнулся на три из них, подаренные мне в 2007 и 2009 годах замечательным человеком, московским адвокатом, заслуженным юристом РФ, доктором юридических наук, членом союза российских писателей – Марком Соломоновичем Крутером.
В 2007 году, на протяжении нескольких месяцев мы работали с ним (можно и так выразиться) по одному делу о вымогательстве девяти миллионов рублей (а по тем временам это было порядка 330 тысяч долларов).
Он представлял интересы потерпевшей стороны, а я как опер вел оперативное сопровождение данного уголовного дела, где эти потерпевшие напрямую фигурировали.
Мы не виделись с ним 15 лет. Последний раз это случилось в 2009 году, когда я уже вышел на пенсию и работал частным детективом. Именно тогда он и презентовал мне свою последнюю книгу «Территория беззакония», где подробно описал события того дела, произошедшие в Новосибирске в середине двухтысячных годов и затронувшие нас обоих.
Первые две его книги, в том числе интереснейший роман «Я защищаю Япончика», я с удовольствием «проглотил» еще тогда, в 2007 году, а вот последняя книга, подаренная с его автографом в 2009 году, к моему стыду, осталась не тронутой мною до сегодняшнего момента.
Забросив переборку книг и ревизию сейфа, я уселся прямо на полу и начал читать.
Мои, еще только начинающие седеть к 52 годам, волосы сначала встали дыбом, потом поседели еще на целую треть, ибо, к своему удивлению, я обнаружил, что Марк Соломонович, находясь в то время в Новосибирске, работал и еще по одному делу в Горно-Алтайске (по факту заказного убийства). И именно это дело переплелось со мною еще больше, а Марк Соломонович стал косвенной причиной моей ранней отставки со службы.
Я сделаю здесь краткую выписку из предисловия книги, написанной самим автором:
«Маневрируя между адвокатским столиком и письменным столом, мне все же удалось собрать книгу рассказов и повестей. Но когда пришло время нести рукопись с уже устоявшимся названием в издательство, срочная командировка в Новосибирск нарушила все планы. Тогда я не мог себе представить, что эта командировка станет тяжелой изнурительной и роковой… даже мою книгу из-за стечения жизненных обстоятельств я назову совершенно по-иному. Но я не жалею о случившемся… В двух сибирских городах, расположенных не далеко друг от друга, мне пришлось защищать интересы трех людей: Лизогуба, Дильса и Иванова…
В работе следственных органов преобладают дедовские методы и приемы, которые по своей сути являются преступлениями против преступлений… За примером далеко ходить не надо. На протяжении нескольких лет осуществляя защиту в этих городах, я столкнулся с правовым беспределом…
Методами милицейского ведомства в то время являлось психическое воздействие на свидетелей, склонных к даче заведомо ложных показаний. В случае же отказа от сотрудничества со следствием (так это теперь называется) у этих людей с завидным постоянством «неожиданно» обнаруживают в автомобиле, гараже, в квартире, на даче или даже на работе оружие, боеприпасы, наркотики. За этим следует возбуждение уголовного дела. Увы, но при таком стечении обстоятельств большинство граждан становится на путь «сотрудничества», ибо своя рубашка ближе к телу. Так и появляются ложные показания, угодные сотрудникам силовых ведомств. А результат заведомо ясен – неправосудный приговор и сломанная человеческая жизнь…
Мои жалобы в Администрацию президента, Генеральную прокуратуру с указанием конкретных фактов коррумпированности и нарушения законности привели к серьезным последствиям. Меня стали устранять как адвоката: мои телефоны начали прослушивать, за мной ездили разные автомобили, в моих жилищах (гостиницах и квартирах в Новосибирске и Москве) были проведены обыски, изъяты материалы уголовных дел… Противостояние между мной и правоохранительной системой Новосибирской области затянулось на многие годы… Автор этих строк столкнулся с вопиющим беззаконием, не виданным им за его 35-летний опыт работы в качестве адвоката на всей территории бывшего Советского Союза и Российской Федерации. Тяжелая правовая ситуация, суть которой обозначается сочетанием двух слов: «территория» и «беззаконие» – заставили меня по-другому назвать книгу…»
Контактов Крутера у меня уже не осталось, поэтому, прочитав книгу взахлеб, я присел за компьютер и стал искать следы Марка Соломоновича в интернете… К своему сожалению, я обнаружил, что он скончался ровно пять лет назад, 6 сентября 2019 года. Похоронен на Хованском кладбище Москвы.
Сомнений в том, писать книгу или нет, у меня больше не было. Я был очевидцем и участником многих событий, проводимых теми правоохранительными ведомствами на территории Новосибирской области.
Сначала название книги у меня прямо выплыло из уст, и я решил назвать ее: «С моих слов записано верно… мною испытано».
Мне захотелось описать события того самого дела, которое опытнейший адвокат в его 60 с хвостиком лет отроду и своим 35-летним стажем адвокатской работы назвал самым сложным и коррумпированным делом в своей карьере.
Дела, непосредственно в котором мне пришлось поучаствовать самому, окунуться в него с головой, как в прорубь.
Но уже в самом начале написания книги я понял, осознал, так же как и когда-то Крутер М.С., что она должна называться иначе: «Спрут»… точнее «Васюганский спрут». По имени самого большого в мире болота, по стечению обстоятельств вплотную примыкающего к Новосибирску. Потому что окунуться и вынырнуть из болота с головой получается не у всех… По крайней мере, у меня не получилось. Благо что жив остался…
Бытует мнение, что Васюганское болото – это своеобразный Бермудский треугольник, в котором происходят различные мистические вещи. В девятнадцатом веке Васюганское болото было чем-то вроде «ландшафтного изолятора», потому что сюда ссылали политзаключенных. Также здесь спасались от преследований старообрядцы и репрессированные. Существует поверье, что их души до сих пор блуждают на болоте.
Еще существует поверье о медведице-людоедке, которая живет в самом сердце топи, а заманивают людей в это место блуждающие огни. Считается, что так злые духи стремятся завлечь людей как можно дальше в трясину.