От автора
Прежде чем начать повествование, хочу рассказать о себе. Я доктор философских наук, профессор одного из провинциальных университетов. Область научных интересов – логика и методология науки, философия разума, философия языка, библеистика, герменевтика, проблема категорий, принципов и законов диалектики. Автор ряда работ по этой проблематике, опубликованных в научных сборниках и журналах.
Пишу книги на русском языке – у меня их больше десяти. Две из них: «Запечатанная книга: мессианский характер» (1999) и «Миссия Патриарха» (2008) относятся к библейской теме, тогда как остальные сугубо философские.
Еще обучаясь в институте, я задумался над тем, что делает мир гармоничным, слаженным. Поэтому стал осмысливать наиболее общие отношения действительности, создающие порядок и красоту Вселенной. Так я осознал, что за всей этой слаженностью стоит незримая сила, проявляющая себя в отношении противоположностей как движущей силы развития, и это навело меня на мысль, что общий замысел существует, и он присутствует во всем, что нас окружает.
Так произошла моя первая встреча с Творцом и Его общим замыслом. Тогда как позднее, работая уже на заводе мастером в цехе и конструктором в отделе или в селе с механизмами и машинами, животными и людьми, я через философию продолжал заниматься поиском этого общего замысла.
Вторая встреча с Богом произошла, когда у меня стало что-то получаться, и я начал излагать свои мысли на бумаге. На этом пути я познакомился с известными философами, профессорами МГУ – З.М. Оруджевым, А.И. Стяжкиным, А.Н. Чанышевым, Е.А. Куражковской, З.А.Тажуризиной и другими, благосклонно относившимися к моему желанию стать соискателем. Но ни на одной из кафедр не нашлось для меня места. Да и по возрасту я, видимо, был непригоден для науки. К тому времени мне было 43 года. Кроме того, я не имел ни философского, ни другого гуманитарного образования, не имел я и опыта преподавательской работы.
Но мне дали телефон доктора философских наук, профессора, заведующего кафедрой философии МГПИ им. В.И. Ленина. Так я познакомился с В.С. Готтом[1].
Ответив на звонок, Владимир Спиридонович спросил меня, кто я, откуда, где работаю, какое имею образование, сколько мне лет и чем я занимаюсь в науке. И хотя все мои ответы были не в мою пользу, профессор пригласил меня на кафедру для встречи. С первых моих слов он не только понял мою идею нового диалектического мышления как мышления сравнительными понятиями, но своими подаренными мне книгами помог мне осмыслить глубинные тайны гармонии как разума и мудрости Природы через понятия симметрии, асимметрии и антисимметрии.
Согласившись быть моим руководителем, а позже и консультантом, Готт, хотя это было не просто, способствовал моему прикреплению и моей защите кандидатской диссертации по философии в МГПИ им. В.И. Ленина. Он же познакомил меня с профессором АОН И.С. Нарским и профессорами Б.Н. Бессоновым и К.Х. Делокаровым, с которыми я дружил много лет и организовал мне годичную стажировку в АОН при ЦК КПСС, для написания и защиты докторской диссертации «Становление неклассической диалектики». Должен признать, что без его поддержки я никогда не смог бы утвердить себя в качестве философа или какого-либо другого остепененного специалиста.
Наконец, моя третья встреча с Богом произошла через знакомство с книгами Тора, Коран, Ветхий Завет и Новый Завет. В процессе их изучения я получил уроки разума и мудрости, которые были осмыслены в понятной мне форме. Это вдохновило меня написать книгу под названием «Так сказал Элохим», где я попытался пролить свет не только на Слово Божие и на мое видение глубинных тайн, которые нашел в Священных книгах. Но и на предельно общие законы реальности, объединив их с Божьей мудростью разумным мышлением.
Память о моих встречах с Богом, понимаемым мной как Природа, Человек и Книга, стали фундаментом моей жизни и работы. Я благодарен судьбе за эти встречи, потому что они зародили во мне, а потом и укрепили глубокую веру в познаваемость мира, открыли передо мной новые горизонты возможностей.
Как и все другие мои труды, книга «Так сказал Элохим» посвящается слабо разработанному мышлению сравнительными понятиями. При этом частные сравнительные понятия, такие, например, как «тяжелое» и «легкое», «доброе» и «злое», лежащие в основании частных наук, во всех своих прежних работах я называл конкретно-научными сравнительными понятиями. Тогда как предельно общие сравнительные понятия, такие как «соотнесенное» или «противоположное», я называл конкретно-всеобщими понятиями, являющимися основанием философии как строгой кумулятивной науки.
Мне повезло: в конце 2023 года я додумался соединить эти понятия с взятыми у И. Канта понятиями практического разума и категориями чистого разума. Благодаря этому мне удалось связать понятийный аппарат всех моих книг и статей – сравнительные понятия разных видов со словами библейского Бога – Творца неба и земли Элохима, что позволило по-новому посмотреть на многочисленные библейские тайны и раскрыть их смысл, невидимый с позиций общепринятого мышления. Эта новая книга дает мне надежду сделать общеизвестным предлагаемое мной мышление, которое позволяет видеть конкретное различие между рассудком, разумом и мудростью.
Я собрал несколько своих прошлых и совершенно новых статей воедино, как рассказы в связанную одним сюжетом книгу, которую необязательно нужно читать в установленном порядке.
Рецензия на монографию доктора
философских наук Ю. А. Ротенфельда
«Так сказал Элохим»
Исследование Ю. А. Ротенфельда посвящено актуальной теме анализа священных текстов с точки зрения мыслительных форм. Автор опирается на собственную концепцию структуры категориального аппарата мышления, которая разрабатывается им на протяжении многих лет и уже нашла свое воплощение в целом ряде написанных им книг. Её применение к анализу текстов Ветхого Завета имеет особый интерес, поскольку относится к высшим сферам человеческого познания, связанным с возникновением мира. Исходя из разработанной им концепции, автор монографии провел исследование текста Ветхого Завета на трех содержательных уровнях: на уровне классификационных понятий, присущих естественному языку с его рассудочным мышлением, и на том уровне, который он определяет как разумное мышление. Разумное мышление определяется им как мышление сравнительными понятиями, которое делится на две принципиально разные части, ограниченные частными и общими понятиями. Частные сравнительные понятия основаны на чувственном опыте и практическом разуме, и они являются основой естественных наук. Соответственно, общие сравнительные понятия – это категории чистого разума (такие, как тождество и различие); их автор определяет как «продукт нашего обобщающего мышления, дающего начала философии, понимаемой как строгая Божественная наука». Ценность представляет собой авторская концепция исторического генезиса различных форм и уровней мышления человека, а также идеи автора относительно принципов развития мышления у детей и взрослых людей на основе понимания сущности этих форм. Отметим, что при всей её внешней простоте, концепция форм и уровней мышления, разработанная автором данной монографии, отличается большой эвристичностью и практической ценностью как методологическое средство развития мышления.