Раф Гази - Татары на Волге

Татары на Волге
Название: Татары на Волге
Автор:
Жанры: Памятники истории и культуры | Научно-популярная литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2021
О чем книга "Татары на Волге"

Что такое Татарский мир? Какие народы в него входили? Когда Татары появились в самой северной части этого мира, на Волге и Каме? На эти вопросы попытался дать ответ автор книги "Татары на Волге" с помощью самих Тюркско-Татарских историков XVII-XIX веков – хивинского хана Абул Гази, стамбульского путешественника Эвлия Челеби и казанского имама Хусаина Амирхана.

Бесплатно читать онлайн Татары на Волге


Предисловие

Татары – это суперэтнос, обнимающий огромный Татарский мир или Солгат, как называл Татарскую землю османский путешественник Эвлия Челеби. Даже Великая Татария, названная Британской Энциклопедией 1771 года самой большой страной на нашей планете, представляла лишь часть, пусть и значительную, этого грандиозного мира. Границы его условно простирались от Стамбула до Бухары и от Казани до Тобольска. А на самом деле выходили и за эти пределы, занимая практически всю Евразию, кругами, как от брошенного в воду камня, распространяясь и на другие континенты.

Сегодня, к великой трагедии, от этого мощного этнообразования и уникального самосознания остались лишь крошечные островки в виде казанских, сибирских, астраханских, крымских, польско-литовских и других мелких групп Татар. Но нужно выразить им великую признательность за то, что они сумели сохранить это тысячи раз оболганное и очерненное  имя "Татары",  некогда звучавшее очень величественно и гордо!

Род Татар есть наидревнейший и наиславнейший из Тюркского народа.

говорил потомок Чынгызхана,  хан Хивы Абул Гази.

А его современник из Стамбула, тот же Эвлия Челеби писал:

Среди Татарского народа нет брани и злобы, спеси и гневливости, вражды и порицания. Они очень стыдятся друг друга. Если кто-нибудь бранится и ссорится, другие люди его презирают. Их гнев и вражда направлены (только)… на врагов, … а гнев их – от Бога.

А вот как описывал древнюю Казань Хусаин Амирхан:

В давние годы по числу улемов и шейхов  она стояла на одном уровне с Крымом и Дагестаном. Праздничные, пятничные, да и повседневные пятикратные намазы – все они читались сообща в соборных мечетях. Ищущие знаний обучались в медресе и все время были заняты изучением религиозных наук. Это был мусульманский [город], полный торгового люда, в который стекались купцы из самых разных стран [света].

Иностранцы тоже отмечали необыкновенные качества Татар. Так, еще в  XVI веке испанский путешественник Педро Тафур констатировал:

“Если на восточных рынках среди рабов продается Татарин или Татарка, то цена на них в три раза выше, чем на других рабов, ибо с уверенностью можно сказать, что ни один Татарин не обманет и не предаст.

Народ, известный  под именем казанские Татары, занимает небольшую, самую северную часть этого исторического мира, почти уже канувшего в Лету. Казанских Татар по-другому называли еще просто казанлы (казанцами), казанскими тюрками, казанскими мусульманами,  булгарлыками,  а восточные соседи именовали нугаями, южные – мангытами, османы – хишдеками, русские летописи – бесерменами…

Очень большой процент людей, интересующихся историей, включая самих профессиональных историков, до сих пор не могут освободиться от «Черной легенды» о Татарах, созданной еще в XVIII веке на недостоверных или подтасованных источниках. Но изучая труды прежних независимых Тюрко-Татарских авторов, которые пользовались преимущественно  собственным кругом древних рукописей и сказаний, видишь совсем другую историю.

Для этого достаточно ознакомиться хотя бы с несколькими оригинальными Тюрко-Татарскими сочинениями. Давайте посмотрим на наше седое прошлое глазами авторов XVII-XIX веков: хивинского хана Абул Гази (1603-64), стамбульского путешественника Эвлия Челеби (1611 – 1682) и казанского имама Хусаина Амирхана (1816-1893).

Абул Гази

Итак, первая книга - «Родословная Татар» Абул Гази (1603-64), только нужно пользоваться изданием 1770 года (в Европе она появилась гораздо раньше). После этого в России рукопись о Татарах несколько раз переиздавалась, но с множеством поправок и  искажений. Взять, даже само название – его заменили на «Родословная Тюрок» вместо «Родословная Татар» (в оригинале «IСТОРIЯ. РОДОСЛОВНАЯ О ТАТАРАХЪ»). Например, издание 1824 года, подготовленное адъюнкт-профессором Казанского императорского университета Ибрагимом Хальфиным (но под руководством Христиана Френа, куда ж без немцев!) называлось «Родословное древо Тюрков». Хотя хивинский хан, чынгызид Абул Гази называл себя и своих предков, включая Чынгызхана не иначе, как Татары. Это слово он использовал очень часто, уже из оглавления рукописи видно, о ком хочет рассказать ее автор. Рукопись весьма объемная, состоит из девяти внушительных частей, в каждой – по несколько глав.

Начало своего поистине бесценного для нас труда автор озаглавил так:

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ, содержащая историю о породах Татарских, от Адама до Могулла, или лучше сказать, до Мунгл-Хана

Далее

Часть вторая. Содержит историю о породах Татарских, от Мунгл-Хана до Чингис-Хана, который не прямою линею происшел от Владельцев, наследников Мунгл-Хановых.

Здесь важно разобраться в двух ключевых терминах «Мунгл» и «Татар». Именно из-за непонимания этих терминов и возник уже набивший оскомину спор вокруг пресловутого словосочетания «татаро-монголы», который иногда еще и намеренно запутывается. Большинство современных Татар до сих пор пользуется объяснениями чужих "знатоков" Татарской истории, преимущественно российских и европейских. Каких только фантастических версий они не наплодили! Часто версии эти  оскорбительны. Однако справедливости ради следует заметить, что в последнее время появились толкования и комплиментарного характера.

Скажем, такое. Слово "монгол", "магул" якобы греческого происхождения и никакого отношения к современным халха-монголам, населяющим пустыню Гоби и ее окрестности, не имеет. Происходит это слово от прилагательного "магна", что означает "великий". И тогда получается, что "монголо-татары" – это никто иные, как "великие татары", и жили они ни где-нибудь, а в стране "Великая Татария" или "Magna Tartarie". Все средневековые европейские карты указывают на это название, которое подается еще, как "Grande Tartarie",  что в принципе означает то же самое – "Великая Татария". Ее столица находилась в Табуле (в Тобольске), утверждает Британская энциклопедия 1771 года.  Дополнительная буква "р" в слове "Tartarie"(«Тартария») – не существенна, так в соответствии с правилами английского языка пишется слово "Татария".

Вроде бы  это весьма лестное объяснение, оно как-то ласкает Татарское ухо. Ко всему прочему, президент РФ Путин даже средневековую карту Великой Татарии подарил на юбилей первому Президенту РТ Шаймиеву…

Но вот заковыка! Ведущий этнос этой державы под названием  Великая Тартария (именно так преподносится это по-русски на английский манер)  вовсе и не Татары, а какие-то загадочные арии, славяне, русы…

Татарские исследователи, не удовлетворенные таким подходом, углубляются в изучение Золотой Орды (кстати, и это название, укорененное в официальной историографии, придумали российские историки), пытаясь доказать давно казалось бы доказанные вещи – ведущим этносом в Улусе Джучи  были золотоордынские Татары. А этимологию слова "монголо-татары" они выводят из смысла не европейских языков, а тюркских. И получается уже не  "magna tartar", а "менге татар", то есть "вечные татары" и "Вечная Татария".


С этой книгой читают
Школьная любовь… У каждого она была! Но так, чтобы юношеские чувства не отпускали до конца жизни – это дано далеко не всем. Главные герои этого любовного романа имели счастье или несчастье это пережить.
Татары оставили заметный яркий след не только в местах своего нынешнего компактного проживания на Волге и Урале, в Сибири и Крыму, Беларусь и Литве. Но и в истории России и Европы, в хронике восточных и западных стран. Следы татар и сегодня обнаруживаются в топонимике географических территорий от Татарской горы в Европе до Татарского пролива на Дальнем Востоке. Практически все международные языки имеют тюркско-татарские заимствования, особенно мн
“Наследниками Великой Татарии, – утверждает Рафаэль Миргазизов в своем новом исследовании, – могут считать себя современные татары и башкиры, казахи и туркмены, кумыки и балкарцы, якуты и алтайцы, узбеки и уйгуры, чуваши и калмыки… И большая часть русских, финно-угров, украинцев – практически все народы, населявшие некогда и поныне живущие на просторах бескрайней Евразии". Ибо нас объединяет не только единая территория, кровь, язык, история, но е
В сборник включены две повести, написанные в жанре иронического фэнтези. Мир стоит на грани грандиозных перемен, человечеству грозит гибель. В первом случае ее готовит зловещий персонаж со знаковым именем Великий Инквизитор, во втором планету Земля ожидает мутационный взрыв. Но жизнелюбивые герои находят остроумные и нестандартные решения, чтобы спасти население планеты и отправить в преисподнюю самих инициаторов человеконенавистнических проектов
Записки обычного путешественника, однажды осенью выехавшего с супругой на личном транспорте из Москвы в Польшу. Что по пути увидел, то, словно тюркоязычный акын, и спел, расцветив повествование собственными фотоснимками.
«Пора России отдохнуть от нелепого раздора между властями и либеральничающей оппозицией одних, глубоко нечестного молчаливого протеста других и легкомысленного равнодушия третьих. Пора ей перестать быть взбаламученным морем. Пора приступить к честному совместному мирному, братскому труду на пользу общую» (Николай Неплюев. 1851—1908). Общественный деятель и писатель, религиозный мыслитель и экономист. Создал на началах апостольского служения уника
«Пора России отдохнуть от нелепого раздора между властями и либеральничающей оппозицией одних, глубоко нечестного молчаливого протеста других и легкомысленного равнодушия третьих. Пора ей перестать быть взбаламученным морем. Пора приступить к честному совместному мирному, братскому труду на пользу общую» (Николай Неплюев. 1851—1908). Общественный деятель и писатель, религиозный мыслитель и экономист. Создал на началах апостольского служения уника
«Пора России отдохнуть от нелепого раздора между властями и либеральничающей оппозицией одних, глубоко нечестного молчаливого протеста других и легкомысленного равнодушия третьих. Пора ей перестать быть взбаламученным морем. Пора приступить к честному совместному мирному, братскому труду на пользу общую» (Николай Неплюев. 1851—1908). Общественный деятель и писатель, религиозный мыслитель и экономист. Создал на началах апостольского служения уника
Это сборник мистических историй о силе веры, добре, чистых помыслах, героями которых являются простые жители нашей необъятной Родины, попавшие в передряги 20 века, самого кровопролитного в истории человечества. Эта книга является сборником киносценариев для будущих художественных фильмов. И как точно сказал знаменитый Алфред Хичкок: «Фильм должен начинаться с землетрясения, а потом напряжение должно нарастать».
Книга построена в форме вопросов и ответов. Это диалог, посвященный насущным темам по буддизму. Что такое Прибежище и для чего надо к нему прибегать, кто является настоящим буддистом, кто такой Будда Шакьямуни, чем отличается буддизм от других религий – эти вопросы станут вам понятны после прочтения этой книги. В данной книге использованы ответы наиболее авторитетных Учителей буддизма, таких, как Его Святейшество Далай-лама, Его Святейшество Богд
Эта книга – мой личный шедевр. Это действительно то, во что я вложил всю свою душу. Я не жалел ради нее ни времени, ни сил, ни чего либо другого – и вот, вы теперь можете ее прочесть. В ней есть как и сказки, так и рассказы и стихи. И все они тоже разные – какими-то могут насладиться как взрослые, так и дети, а какие-то лучше детям не показывать. Вот такая "Сказка для взрослых"…
Simon and Mary love each other. He waits for hours at the window for her return from work. She monitors his health and diet. Their literary tastes coincide, and together they spend long evenings reading books. Their idlily is broken by a certain character named Vergenius who is offering tickets to the musical and throwing French words. Simon is responsible for his happiness and does not want to share the attention of his queen. In the name of lov